Храповая сцепная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения или разобщения валов различных конструкций. Цель - повышение надежности и увеличение долговечности работы муфты за счет обеспечения сцепления или расцепления пояумуфт (П) при произвольном их взаимном положенин при невращающихся валах. Муфта установлена на ведомом валу 1 и содержит ведущую и ведомую полумуфты (П) 2 и 3. Механизм ввода выполнен в виде обоймы 4 с подпружиненными i толкателями 12. На ведущей П 2 имеется храповое колесо 5, а на ведомой П 3 на осях установлены подпружиненные собачки. При смещении П 3 к храповому колесу 5 собачки перемещаются по скосам. Толкатели 12 своей рабочей частью входят в зацепление с зубьями храпового колеса. Замыкание происходит при любом исходном положении полумуфт. 2 ил. (Л 00 ;о кэ 05 СП Й7

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

В ppp \ .ú

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, 3.; „ /

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ и Ц/

pe т

Я 12 f5 (21) 4088884/25-27 (22) 07.07.86 (46) 30.04.88. Бюл. У 16 (72) А.И. Клюшниченко и М.Д. Гольденберг (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 368426, кл. F 16 D 11/06, 1970.

Авторское свидетельство СССР

У 181914, кл. F 16 D 41/12, 1964. (54) ХРАПОВАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения или разобщения валов различных конструкций. Цель — повышение надежности и увеличение долговечности работы муфты за счет обеспечения

2 5

ÄÄSUÄÄ 1392265 А1 (gg 4 F 16 D 11/06> 41/12 сцепления или расцепления полумуфт (П) при произвольном их взаимном положении при невращающихся валах. Муфта установлена на ведомом валу 1 и содержит ведущую и ведомую полумуфты (П) 2 и 3. Механизм ввода выполнен в виде обоймы 4 с подпружиненными " толкателями 12. На ведущей П 2 имеет" ся храповое колесо 5, а на ведомой

П 3 на осях установлены подпружиненные собачки. При смещении П 3 к храповому колесу 5 собачки перемещаются по скосам. Толкатели 12 своей рабочей частью входят в зацепление с зубьями храпового колеса. Замыкание происходит при любом исходном положении полумуфт. 2 ил.

Муфта работает следующим обра-, зом.

В разобщенном состоянии собачки

9 выведень из зацепления с зубьями храпового колеса 5 и своим хвостови55

13922

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, 1 пр едпочтительно, в судо вом машиностроении для соединения или разоб5 щения валов в различных конструк- циях.

Целью изобретения является повышение надежности и увеличение долговечности работы муфты эа счет обес- 10 ! печения сцепления или расцепления йолумуфт при произвольном их взаимном положении при невращающихся валах.

На фиг. 1 изображена храповая сцепная муфта; на фиг. 2 — сечение

А-А на фиг. l.

Храповая сцепная муфта смонтирована на ведомом валу 1 и состоит из ведущей полумуфты 2, недо- 20 мой полумуфты 3 и механизма ввода в виде обоймы 4.

Ведущая полумуфта 2, содержащая храповое колесо 5 и ведущую шестерню 6, свободно посажена на ведо- 25 мый вал 1.

Ведомая полумуфта 3 установлена на шпонке 7 и имеет возможность перемещаться на ведомом валу 1 в осевом налравлении при помощи рычага 30 управляющего устройства.

На ведомой полумуфте 3 на осях 8 смонтированы собачки 9, подпружиненные в радиальном н правлении пружиной кручения 10. 35

Промежуточная обойма 4, зафиксированная на ведомом валу 1 шпонкой

11, имеет радиальные пазы, в отверстиях которых установлены толкатели

12 с обращенными к собачкам скосами 40 и удерживаемые в крайних положениях пружинами сжатия 13 и штифтами 14. .Высота скосов толкателей 12 выполняется большей высоты зубьев храпово"

ro колеса 5, 45

Собачки 9 с внешней рабочей стороны снабжены хвостовиком 15, контактирующим с толкателем 12 при включении и выключении муфты. Указанный контакт достигается соответствую-. щим расположением промежуточной обоймы 4 и ведомой полумуфты 3 на ведомом валу 1. б5 2 ком !5 удерживаются толкателем 12 над зубьями храпового колеса 5 при помощи пружины сжатия 13, усилие которой превышает усилие пружины кручения 10.

По мере сближения полумуфты 3 с храповым колесом 5 при включении муфты собачки 9 сползают по наклонной поверхности скосов толкателей 12 и своей рабочей частью входят в зацепление с зубьями храпового колеса.

Муфта включена и готова к работе. !

При разобщении полумуфт собачки 9 своими хвостовиками 15 воздействуют на наклонную поверхность скосов толкателей 12 и утапливают их, преодолевая усилие пружины сжатия 13. При выходе рабочей части собачек 9 иэ зацепления с зубьями храпового колеса 5 пружина сжатия 13 выталкивает толкатели 12 в крайнее положение, устанавливая собачку 9 над зубьями храпового колеса 5. Муфта расцеплена и готова к повторному включению.

Таким образом, муфта обеспечивает разобщение и сцепление полумуфт в неподвижном состоянии, т. е. при невращающихся валах и при произвольном взаимном расположении полумуфт. Муф та может быть использована для оста ковки ведомого вала, плавность кото" рой будет достигнута и при значи-,тельной кинетической энергии вращающихся масс, так как число оборотов ведомой полумуфты после разобщения не ограничено конструктивными элементами муфты, кроме того, вывод собачек из зацепления будет безударным.

Формула изобретения

Храповая сцепная муфта, содержащая две полумуфты, одна из которых выполнена в виде храпового колеса, а на другой шарнирно закреплены подпружиненные собачки, и механизм вво.. да собачек в зацепление с храповым колесом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежнос" ти и увеличения долговечности работы муфты эа счет обеспечения сцепления или расцепления полумуфт при произвольном их взаимном положении, полумуфта с собачками установлена с возможностью осевого смещения, механизм ввода собачек в зацепление расСоставитель М. Косьминова

Редактор Н. Горват Техред g оданич Корректор Л. Пилипенко

Заказ 1877/38 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 положен между полумуфтами и выполнен в виде обоймы с радиальwM»; пазами, в которых установлены контактирующие с хвостовиками собачек полупружиненные толкатели, выполненные с

392265 4 обращенными к собачкам скосами, высота скосов больше высоты зубьев храпового колеса, а собачки подпружинены относительно полумуфты посредством пружины кручения.