Устройство автоматического управления вентиляторами дутья силовых трансформаторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электроэнергетике , в частности к силовым трансформаторам с принудительным или естественным масляным охлаждением, в которых масло охлаждается обдувом воздухом при помощи вентиляторов. Цель изобретения состоит в повьшении надежности устройства и уменьшении потребляемой энергии. Устройство содержит датчик температуры масла, подсоединенньш через линейный преобразователь 2 в напряжение к первому входу сумматора 5, датчик 3 температуры окружающего воздуха, присоединенный через линейный преобразователь 4 температуры воздуха в напряжении к второму входу с умматора 5, датчик 6 тока, подключенный через линейный преобразователь 7 тока нагрузки в напряжение и функциональный преобразователь 8 к одному входу компаратора 9, к второму входу которого присоединен выход сумматора 5 напряжения. Устройство обеспечивает повышение точности реализации требуемых характеристик включения и отключения вентиляторов 2 ил. § (Л
ÄÄSUÄÄ 1394246 А 1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 01 F 27/08
Д с 7
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3963435/24-07 (22) 15.10.85 (46) 07.05.88. Бюл. У 17 (71) Рижский политехнический институт им. А. Я. Пельше (72) Я. К. Розенкрон, М. А. Бики, В. В. Биманис и Я. К. Чукурс (53) 621.314.212(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1341686, кл. Н 01 F 27/08, 08.05 ° 84. (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРАМИ ДУТЬЯ СИЛОВЫХ
ТРАНСФОРМАТОРОВ (57) Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к силовым трансформаторам с принудительным или естественным масляным охлаждением, в которых масло охлаждается обдувом воздухом при помощи вентиляторов.
Цель изобретения состоит в повьппе нии надежности устройства и уменьшении потребляемой энергии. Устройство содержит датчик температуры масла, подсоединенный через линейный преобразователь 2 в напряжение к первому входу сумматора 5, датчик 3 температуры окружающего воздуха, при соединенный через линейный преобразователь 4 температуры воздуха в напряжении к второму входу сумматора
5, датчик 6 тока, подключенный через линейный преобразователь 7 тока нагрузки в напряжение и функциональный преобразователь 8 к одному входу компаратора 9, к второму входу ко" торого присоединен выход сумматора 5 напряжения. Устройство обеспечивает повышение точности реализации требуемых характеристик включения и отключения вентиляторов 2 ил.
rye Р4, суммарная мощность двигателей привода вентиляторов, кВт;
1 139424
Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к силовым трансформаторам с принудительным или естественным масляным охлаждением,.в которых масло охлаждается обдувом воздухом при помощи вентиляторов, Цель изобретения — повышение надежности устройства и уменьшение потребляемой энергии эа счет повышения 10 точности реализации требуемых характеристик включения и отключения нентиляторон.
На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — 15 график зависимости экономически выгодного перегрева масла относительно воздуха от нагрузки трансформатора, Устройство управления дутьевыми вентиляторами (фиг. 1) содержит дат- 20 чик 1 температуры масла, присоединенный к линейному преобразователю 2 температуры в напряжение, и датчик 3 температуры воздуха, присоединенный к линейному преобразователю 4 тем- 25 пературы в напряжение. Выходы преобразователей 2 и 3 присоединены к входам сумматора 5 напряжений, Датчик 6 тока подсоединен через линейный преобразователь 7 тока нагрузки трансфор-30 матора в напряжение и функциональный преобразователь 8 напряжения с одним входом компаратора 9, к второму входу которого присоединен сумматор 5 напряжений.
Сумматор 5 напряжений для получения разности входных напряжений может быть выполнен на определенном усилителе (ОУ) по схеме дифференциального усилителя. 40
Функциональный преобразователь 8 напряжения путем кусочно-линейной аппроксимации формирует напряжение
U, пропорциональное экономически выгодному перегреву температуры мас- 45 ла Вц относительно воздуха в зависимости от входного напряжения Б », т.е. от крайности тока нагрузки трансформатора К.
Экономически выгодный перегрев масла над воздухом,„э определяют при помощи выражения
P we M. ком 1+ Ll об.ком) 1 + Ь g
2 м.э Р» ком 1.К7 ° 1 м. »ом.
К3, ком об. ком номинальный перегрев масла относительно воздуха (при непрерывной работе вентиляторов), оС номинальные потери короткого замыкания трансформатора, кВт; номинальная температура обмоток, при которой заданы Р» ном, С; температурный коэффициент потерь короткого замыкания;
Р к.к. ном ми.
Кривая 10 (фиг. 2) представляет собой перегрев масла относительно воздуха 6, поддержание которого экономически оправдано, в зависимости от нагрузки К трансформатора.
Кривая 11 представляет собой перегрев масла относительно воздуха при непрерывной работе вентиляторов. Таким образом, правая часть 11, показанная прерывистой линией, нереаль- на, и не может быть обеспечена даже непрерывной работой всех нентиляторов.
Предлагаемое устройство управления дутьевыми вентиляторами работает следующим образом, Исходной информацией для устройства является температура масла температура окружающего воздуха 1 и ток нагрузки I трансформатора от его трансформатора тока, Датчик l температуры масла, представляющий собой, например, терморезистор, помещается в патрубок бака трансформатора, непосредственно конРкз. ком
Ь = — --" 1
Px.x. ном
Рк.к. ком — НОМИНаЛЬНЫЕ ПОтЕрИ ХОлостого хода трансформатора, кВт;
Р„„ е н. ном часть полного теплового потока трансформатора в окружающий воздух в номинальном режиме, обусловленная работой вентиляторов, кВт.
Компаратор 9 для сравнения двух напряжений может быть выполнен на 0 1 по схеме компаратора с усилителем мощности на транзисторе и выходным электромеханическим реле, нключенным н цепь управления вентилятораl3942
Ф тролирует температуру масла и подключен к линейному преобразователю 2 температуры в напряжение, выходное напряжение U ц которого пропорционально температуре масла. Датчик 3 температуры воздуха выполнен аналогично, помещается в небольшой сосуд с маслом, контролирует температуру воздуха и подключен к линейному преобразователю 4 температуры в напряжение, выходное напряжение U которого пропорционально температуре воздуха. Выходное напряжение Uy сумматора 5 напряжений представляет собой разность входных напряжений U u Uq сумматора и пропорционально фактическому перегреву масла трансформатора относительно воздуха 6„„.
Ток I от трансформатора тока поступает к линейному преобразователю 7 тока в напряжение, выходное напряжение П„ которого пропорционально крат ности нагрузки К трансформатора, Напряжение U поступает на вход функционального преобразователя 8 напряжения, выходное напряжение U которого пропорционально экономически выгодному перегреву масла относительно воздуха м.з. Напряжения ПФ и Б з поступают на соответствующие входы релейного органа, который срабатывает, если Уф превышает U, и возвращается в несработавшем состоянии, если Пф ниже U
При срабатывании компаратора 9 включаются все или часть дутьевых вентиляторов, а при его возврате всеили часть вентиляторов отключаются, т.е., если фактический перегрев масла превышает экономически выгодный
40 перегрев 0 з, происходит усиление охлаждения, а если 8 меньше 6 з, происходит ослабление охлаждения.
Предлагаемое устройство путем
45 включения и отключения вентиляторов точно поддерживает экономически выгодный тепловой режим трансформатора, т. е. обеспечивает точную минимизацию расхода электроэнергии. С целью
46 уменьшения числа коммутаций вентиляторов релейный орган 8 выполняется с некоторым коэффициентом возврата и преобразователь 6 тока в напряжение с небольшой задержкой времени.
Экономический эффект изобретения заключается в более точной реализации экономически выгодных характеристик включения и отключения вентиляторов, обеспечивающих минимальный расход электроэнергии в трансформаторе.
Формула и з обретения
Устройство автоматического управления вентиляторами дутья силовых трансформаторов с масляным охлаждением, содержащее датчик температуры масла, датчик тока, датчик темпера" туры окружающего воздуха, выходное реле, включенное в цепь управления вентиляторами дутья, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства и уменьшения потребляемой энергии за счет повышения точности реализации требуемых характеристик включения и отключения вентиляторов, оно снабжено преобразователем температуры масла в напряжение, преобразователем температуры воздуха в напряжение, преобразователем тока в напряжение,. сумматором напряжения, функциональным преобразователем напряжения, компаратором, датчик температуры масла соединен через преобразователь температуры масла в напряжение с одним входом сумматора напряжений, датчик температуры окружающего воздуха соединен через преобразователь температуры воздуха в напряжение с вторым входом сумматора напряжений, датчик тока соединен через преобразователь тока в напряжение с функциональным преобразователем напряжения, выходы сумматора напряжений и функционального преобразователя напряжения подсоединены к компаратору, подающему сигнал на выходное реле, 1394246.80
O1 aZ аЮ а uS uS ц7 аВ uS r0 Р
6Ъг. Г
Составитель Ф. Чиркина
Техред N. Ходанич Корректор Q. Кравцова
Редактор А. Козориз
Заказ 2223/47 Тираж 746 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 11 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная; 4