Способ сборки электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к техног . логии изготовления электрических машин и может быть использовано при сборке электродвигателей, преимущественно быстроходных машин и приборов„ Целью изобретения является повышение точности определения качества сборки электродвигателя. Электродвигатель, состоящий из корпуса 1, ротора 2, двух статоров 3 и 4, подшипников 5 и 6, собирают, закрепляя статоры на сторонах корпуса с помощью винтов, и при выставке осевого натяга подшипников измеряют их осевое смещение После сборки электродвигателя осевое смещение определяют измерением изменения расстояния между подшипниками при закреплении или раскреплении сначала одного, а затем другого статора , а сравнение с допустимыми величинами производят по сумме измеренных величин осевого смещения Индикатор изменения расстояния между подшипниками устанавливают на одной из сторон корпусас 1 ил. i (/; с 00 ( 4; со ее 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (ю4Н02К1502
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3939654/24-07 (22) 12.08.85 (46) 07,05.88. Бюл, У 17 (72) А.Я.Артемьев и В.А.Саламатов (53) 621.313.04 (088.8) (Б6} Делекторский Б,А. Проектирование гироскопических электродвигателей.М:Машиностроение,1968,с.49-50. (54) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к техно . логии изготовления электрических машин и может быть использовайо при сборке электродвигателей, преимущественно быстроходных машин и приборов.
Целью изобретения является повышение точности определения качества сборки электродвигателя. Электродвигатель, состоящий из корпуса 1, ротора 2, двух статоров 3 и 4, подшипников 5 и 6, собирают, закрепляя статоры на сторонах корпуса с помощью винтов, и при выставке осевого натяга подшипников измеряют их осевое смещение, После сборки электродвигателя осевое смещение определяют измерением изменения расстояния между подшипниками при закреплении или раскреплении сначала одного, а затем другого статора, а сравнение с допустимыми ве-. личинами производят по сумме измеренных величин осевого смещения. Ин- дикатор изменения расстояния между подшипниками устанавливают на одной из сторон корпуса. 1 ил.
1 1394338 2
ВНИИ11И Заказ 2231/51 665 Подписное
11ронзв.-полигр. пр-тие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано при сборке электродвигателей, преимущественно быстроходных машин и приборов.
Цель изобретения — повышение точности определения качества сборки электродвигателя.
На чертеже показан пример реализации способа.
Электродвигатель, состоящий из корпуса 1, ротора 2, двух статоров
3 и 4, подшипников 5 и 6, собирают,,закрепляя статоры на сторонах корпуса 15 с помощью винтов, при выставке осевого натяга подшипников измеряют их осевое смещение. При соединении деталей, если они вследствие погрешности обработки не совпадают по сопрягаемыч поверхностям, возникает их взаимная деформация, причем величина деформации каждой детали обратно пропорциональна жесткости в стыке. При неплоскостности поверхности корпуса, сопрягаемой со статором, деформация корпуса электродвигателя при соединении его со статором вызывает изменение осевого смещения подшипников, а также их искажение. В
t точных приборах, в которых чувствительным элементом является электродвигатель с массивным ротором и большим кинетическим моментом (40-
60) 10 г.см/с,; предъявляют требования к стабильности — положение центра масс деталей порядка десятых, а иногда сотых долей микрометра. А в случае неодинаковой реализации сторон корпуса осевые смещения подшипни40 ков, а следовательно центра масс статоров и ротора, могут значительно превышать эти допускаемые величины.
При сборке электродвигателя осевой 45 натяг подшипников выставляют, когда детали подшипников (наружные кольца) и статора уже закреплены на сторонах корпуса, т.е. когда корпус находится в напряженном состоянии. В процессе
50 эксплуатации в результате релаксации напряжений, постепенной или внезапной, первоначально выставленный натяг изменяется, а значит изменяется качество электродвигателя.
После сборки электродвигателя осевое смещение определяют измерением изменения расстояния между подшипниками при закреплении или раскреплении сначала одного, а затем другого статоров, а сравнение с допустимыми величинами производят по сумме измеренных абсолютных величин осевого смещения. Индикатор изменения расстояния между подшипниками устанавливают на одной из сторон корпуса ° В качестве индикатора может быть использован. оптикатор с ценой деления 0,1 мкм.
Выставляют его начало отсчета, упираясь измерительным щупом 7 в противоположную сторону корпуса. Отвинчивают винты статора 3, а затем статора 4, фиксируя каждый раз изменение показаний индикатора. Сумма абсолютных значений измеренных величин показывает насколько напряжены стыки статор-корпус, характеризуя осевое смещение подшипников и качество сборки электродвигателя. Аналогичные операции проводят при закреплении статоров. На основании статистического анализа выходных параметров партии . электродвигателей в зависимости от измеренных значений деформаций устанавливают допуск при сборке.
Формула изобретения
Способ сборки электродвигателя, включающий установку s корпус ротора, двух статоров, подшипников, измерение индикатором осевого смещения подшипников и определение качества сборки сравнением подученных величин осевого смещения с допустимыми, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности определения качества сборки, осевое смещение определяют измерением изменения расстояний между подшипниками при закреплении или раскреплении одного, а затем другого статоров, а сравнение с допустимыми величинами производят по сумме измеренных абсолютных величин осевого смещения.