Скважинный пробоотборник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к нефтяной пром-ти и позволяет расширить эксплуатационные возможности пробоотборника (ПО) путем обеспечения работы реле времени в пульсирующем режиме. Скважинный ПО содержит корпус 1, полость которого связана с приточной зоной, концентрично размещенный в корпусе 1 полый шток 2 с радиальными впускными отверстиями (РВО). Внутри штока 2 в блок смонтированы пробоотборные камеры (ПК) 3 цилиндрической формы с РВО, смещенными относительно РВО штока 2. Реле времени ПО включает тормозную 4 и сливную К 6, сообщенные каналом с элементом торможения (ЭТ) 5 в виде золотника с приводом. Он выполнен в виде ротора 7 с крыльчаткой 8 в приточной зоне корпуса 1, соединительной муфты с чувствительным элементом-сильфоном и полого вала 9, закрепленного на роторе 7. При спуске ПО вал ротора не контактирует с ЭТ 5. Далее происходит повышение давления. Длина сильфона сокращается, увеличивается зазор между валом ротора 7 и ЭТ 5. Срабатывание ПО осуществляется благодаря тому , что привод реле времени включает прерыватель потока и запускается в работу с помощью чувствительного элемента. 2 ил. (О (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 E 21 В 4908

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4100297/22-03 (22) 31.07.86 (46) 15.05.88. Бюл. № 18 (71) Западно-Сибирский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии глубокого разведочного бурения (72) М. Л. Карнаухов, Е. П. Солдатов и А. М. Носырев (53) 622.243.68 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1180495, кл. Е 21 В 49/08, 1985.

Авторское свидетельство СССР № 1276807, 1985. (54) СКВАЖИННЫЙ ПРОБООТБОРНИК (57) Изобретение относится к нефтяной пром-ти и позволяет расширить эксплуатационные возможности пробоотборника (ПО) путем обеспечения работы реле времени в пульсирующем режиме. Скважинный ПО содержит корпус 1, полость которого связана с приточной зоной, концен„„SU„„1395823 А1 трично размещенный в корпусе 1 полый шток 2 с радиальными впускными отверстиями (РВО). Внутри штока 2 в блок смонтированы пробоотборные камеры (ПК) 3 цилиндрической формы с РВО, смещенными относительно PBO штока 2. Реле времени ПО включает тормозную 4 и сливную К 6, сообщенные каналом с элементом торможения (ЭТ) 5 в виде золотника с приводом.

Он выполнен в виде ротора 7 с крыльчаткой 8 в приточной зоне корпуса 1, соединительной муфты с чувствительным элементом-сильфоном и полого вала 9, закрепленного на роторе 7. При спуске ПО вал ротора не контактирует с ЭТ 5. Далее происходит повышение давления. Длина сильфона сокращается, увеличивается зазор между валом ротора 7 и ЭТ 5. Срабатывание ПО осуществляется благодаря тому, что привод реле времени включает прерыватель потока и запускается в работу с помощью чувствительного элемента. 2 ил.

1395823

Изобретение относится к нефтяной промышленности и предназначено для отбора глубинных проб пластовой жидкостй при испытании нефтяных и газовых скважин испытателями пластов.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы реле времени в пульсирующем режиме.

На фиг. 1 показан момент спуска в скважину; на фиг. 2 — привод элемента торможения.

Скважинный пробоотборник состоит из корпуса 1, полость которого связана с приточной зоной, полого штока 2 с радиальны ми впускными отверстиями, кон центрично размещенного в корпусе, вмонтированных в блок внутри полого штока 2 пробоотбор;ных камер 3 цилиндрической формы с ра диальными впускными отверстиями, сме щенными относительно впускных отверстий

) полого штока, реле времени, включающего тормозную камеру 4, элемент 5 торможения, выполненный в виде золотника и установленный в канале, сообщающем тор мозную 4 и сливную 6 камеры. Элемент 5 торможения снабжен приводом, выпол ненным в виде ротора 7 с крыльчаткой 8, установленной в приточной зоне корпуса и полого вала 9, закрепленного на роторе. Внутри полого вала размещены чувствительный элемент — сильфон 10 и соедини тельная муфта 11, взаимодействующая с полым валом 9 и элементом 5 торможения.

В компоновке испытательного оборудования пробоотборник устанавливается над ильтром ниже пакерного узла и спускается скв а жи ну (фи г. 1) .

При запуске скважины в работу (первый период притока) в подпакерном пространстве происходит резкое падение давления от гидростатического до трубного. Обычно разница между гидростатическим и трубным давлением лежит в интервале от 40 до

20 МПа и более. При этом сильфон 10 значительно увеличивает свои линейные размеры и выбирает зазор между муфтой 11 и элементом 5 торможения до тех пор, пока муфта 11 войдет в зацепление с элементом 5 торможения. В это время жидкость из испытываемого объекта под действием пластового давления начинает поступать в трубы, поток жидкости, воздействуя на крыльчатку 8 ротора 7, приводит во вращение его полый вал 9, который в свою очередь через вал 12 и муфту 11 вращает элемент 5 торможения с радиальным каналом. При вращении последнего происходит пульсирование давления в канале, соединяющем тормозную и сливную камеры. Блок пробоотборных камер А, Б, В и Г под действием пластового давления оказывает усилие на тормозную жидкость, вы5

55 тесняя ее из тормозной камеры 4 в сливную камеру 6. В результате уменьшения объема тормозной жидкости в тормозной камере 4 происходит перемещение блока 3 пробоотборных камер внутри полого -штока

2 и последовательное совмещение приемных отверстий пробоотборных камер А, Ь, В и Г с впускными отверстиями полого штока 2 и заполнение камер пластовой жидкостью.

При закрытии скважины для записи кривой восстановления давления движение пластовой жидкости в трубы прекращается, ротор 7 останавливается, а вместе с ним останавливается и элемент 5 торможения, при этом перекрывается канал, соединяющий сливную и тормозную камеры и переток тормозной жидкости из этого канала прекращается, в результате чего блок 3 пробоотборных камер останавливается. При открытии скважины на второй период притока порядок действий повторяется, как и при первом периоде притока. Движение блока будет продолжаться до тех пор, пока он полностью не вытеснит тормозную жидкость в сливную камеру 6 и не остановится.

После завершения программы исследования скважины и подъема оборудования на поверхность пробоотборник разбирается, блок пробоотборных камер извлекается из полого штока 2 и разбирается.

Скважинный пробоотборник работает следующим образом.

При спуске пробоотборника блок 3 пробоотборных камер А, Б, В и Г находится в крайнем нижнем положении, впускные отверстия пробоотборных камер перекрыты стенкой полого штока 2. Разделительные поршни в камерах А, Б, В и Г находятся в нижнем положении. Тормозная камера 4 заполнена тормозной жидкостью. Вначале спуска в скважину вал 12 не контактирует с элементом 5 торможения (фиг. 2). По мере дальнейшего спуска оборудования происходит постоянное повышение давления, в результате чего длина сильфона 10 сокращается, увеличивая зазор между валом 12, связанным с подвижной частью сильфона

10 и элементом 5 торможения.

Формула изобретения

Скважинный пробоотборник, содержащии корпус, полость которого связана с приточной зоной, концентрично размещенный в корпусе полый шток с радиальными впускными отверстиями, смонтированные в блок внутри полого штока пробоотборные камеры цилиндрической формы с радиальными впускными отверстиями, смещенными относительно впускных отверстий полого штока, реле времени, включающее тормозную и сливную камеры, сообщенные между собой каналом, в котором установлен элемент торможения, отличающийся тем, что, 1395823

Составитель Е. Самойленко

Редактор А. Дол инич Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 1968/34 Тираж 531 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы реле времени в пульсирующем режиме, он снабжен приводом элемента торможения, выполненным в виде ротора с крыльчаткой, соединительной муфты с чувствительным элементом и полого вала, закрепленного на роторе и взаимодействующего с элементом торможения через соединительную муфту, причем крыльчатка установлена в приточной зоне корпуса, а тормозной элемент выполнен в виде золотника.