Планетарная передача винт-гайка качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение точности регулировки передачи путем безразборной регулировки осевого положения полугаек. Осевой натяг в резьбе обеспечивается смещением штока 16, который, воздействуя на клиновой паз 15, разворачивает в разные стороны и смещает в осевом направлении кольца 12 и 13, или вращением валика 19 с зубчатым колесом 18, взаимодействзтощим с зубчатым венцом одного из колец. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. С
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
C0LiHAЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (191 (11) ("11 4 F 16 Н 25/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К Д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАЧ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4150034/25-28 (22) 20.!1.86 (46) 15.05.88. Бюл. 11 18 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт технологии электротехнического производства (72) В.Г.Зоря, В.IÎ.Èàëûøêî, А.Л.Сопрун и С.Б.Таранец (53) 621 .833 .6 (088 .8) (56) Марголин Л.В, Планетарная передача винт-гайка качения с резьбовыми роликами. — Станки и инструмент, 1970, Ф 1. (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВИНТ-ГАЙКА
КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение точности регулировки передачи путем безраэборной регулировки осевого положения полугаек. Осевой натяг в резьбе обеспечивается смещением штока 16, который, воздействуя на клиновой паз 15, разворачивает в разные стороны и смещает в осевом направ. лении кольца 12 и 13, или вращением валика 19 с зубчатым колесом 18, взаимодействующим с зубчатым венцом одного из колец. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1395883
Изобретение относится к машиностроению.
Целью изобретения является сниженйе трудоемкости и повышение точностИ регулировки передачи путем безр аэборной регулировки осевого положен я полугаек.
На фиг.l схематически изображена предлагаемая планетарная передача; на фиг. 2 — кольца регулировочного у тройства; на фиг.3 — конструктивн |й вариант выполнения передачи.
Планетарная передача винт-гайка к чения содержит винт 1 реэьбовые р лики 2 с выполненными на них зубчат и венцами, две полугайки 3 и 4 с закрепленными в них зубчатыми венц ми 5. Ролики 2 установлены в сепар торах 6, которые фиксируются от в попадания стопорными кольцами 7.
0 е полугайки 3 и 4 расположены в к рпусе 8 и фиксируются от поворота ш онкой 9. Торцы корпуса 8 закрыты к ьппками 10 и 11. Регулировочное у стройство выполнено в виде расположенных между полугайками 3 и 4 двух к лец 12 и 13, обращенные друг к д, угу торцы которых имеют участки с о но- или многозаходной винтовой поверхностью 14 (фиг,2). На наружной цилиндрической поверхности колец выI п лнены пазы„один из которых (15) к иковой. Иежду наружной поверхностью корпуса 8 и внутренней поверхностью п лугаек 3 и 4 расположен с возможн стью осевогь смещения шток 16 и регулировочный винт 17, образующие механизм разворота колец 12 и 13, В другом варианте (фиг.3) кольцо
1$ закреплено от поворота шпонкой 9 односительно корпуса 8, а на внешней ц1илиндрической поверхности второго кольца 13 выполнен зубчатый венец, взаимодействующий с зубчатым колесом 18, установленным на валике 19.
Планетарная передача винт-гайка качения работает и регулируется следующим образом.
Винт 1 вращаясь,.приводит во вращение и осевое перемещение резьбовые ролики 2, которые, обкатываясь по резьбе полугаек 3 и 4, обеспечивают иХ осевое перемещение совместно с корпусом 8. Для регулировки осевого натяга отпускают крышку 11, заворачивают регулйровочный винт 17, котор и перемещает шток 16. Своей клиновидной частью шток 16 вэаимодейству5
l0 l5
40 ет с клиновым пазом 1 5 (фиг.2) на кольцах 12 и 13, разворачивая их друг относительно друга, Кольца, взаимодействуя друг с другом посредством участков винтовой поверхности 14, раздвигают полугайки 3 и 4, тем самым увеличивая степень осевого натяга в резьбе передачи.
После этого притягивается крышка корпуса ll. С целью уменьшения степени осевого натяга выворачивают регулировочный винт 17, при этом шток освобождается, Угол подъема участков винтовой поверхности на кольцах 12 и 13 выполнен необеспечивающим самоторможения колец при действии на них осевой силы, поэтому при подтягивании крышки 11 кольца разворачиваются таким образом, что полугайки 3 и 4 сближаются, а степень осевого, натяга в резьбе снижается.
При ослаблении крышки 11 (фиг.3) с помощью валика 19 и зубчатого колеса 18 происходит разворот кольца 13 относительно кольца 12, зафиксированного от поворота, шпонкой 9. Угол подъема участков винтовой поверхности на кольцах 12 и 13 во избежание самопроизвольного разворота кольца
12) обеспечивает самоторможение колец относительно друг друга при действии на них осевой силы, поэтому увеличение или уменьшение расстояния между полугайками 3 и 4 (увеличение или уменьшение степени осевого натяга в резьбе передачи) производится путем поворота валика 19 в ту или другую сторону, после чего подтягива ется крышка li. Возможность безраэ-i борной регулировки осевого натяга су. щественно упрощает эту процедуру.
Формула изобретения
Планетарная передача винт-гайка качения, содержащая корпус с крышкой, винт, резьбовые ролики с зубчатыми венцами для взаимодействия с резьбовыми роликами и регулировочное устройство, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения точности регулировки передачи, -регулировочное уст" ройство выполнено в виде двух расположенных между полугайками колец, обращенные друг к другу торцы которых имеют участки с одно- или многозаходной винтовой поверхностью, а
1395883
- ля взаимодейстпередача снабжена ие ханизмом разворо" вого смещения щто вия с клиновым пазом. та колец.
3. Передача по п.
3. П по п 1 о т л и ч а ю.1 о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что на од о ном из ко»
2. Передача по п., о т л и
5 б и венец, а механой ци- лец выполнен зу чаты а я с я тем, что на наруж н в .виде валищ ности колец вы- низм разворота выполнен в . линдрической поверхности коле г на его конце паз а механизм раз- ка и установленного на полнен клиновой паз, а мех для взаимодействия в виде Установ- зубчатого колеса дл ворота колец выполнен в
1С с зубчатым венцом кольца. ленного в гайке с возможност
1395883
Составитель В.Апархов
Редактор 3.Слиган Техред М.Ходанич Корректор О.Кравцова
Заказ 2482/37 Тираж 784 Подписное
ВНИИИИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Иосква, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4