Сборный шевер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к чистовой обработке зубчатых колес и может быть использовано в автомобильной, тракторной, станкостроительной и других отраслях машиностроения . Цель изобретения - повышение технологичности и точности конструкции шевера. На торцах режуших зубьев шевера выполнены присоединительные квадраты с диагональю, совпадающей с осью симметрии на каждом из торцовых участков режущих зубьев. Режущие зубья установлены в радиальных пазах между фланцами корпуса. Во фланцах выполнены наклонные пазы, рабочие поверхности которых взаимодействуют с двумя параллельными разнонаправленными сторонами соответствующих присоединительных квадратов. Данная сборная конструкция шевера учитывает знакопеременную нагрузку, возникающую при винтовом движении обката в момент начала и окончания взаимного скольжения профилей за счет компенсации воспринимаемых нагрузок параллельными поверхностями присоединительных квадратов, закрепленных в соответствующих пазах фланцев. 6 ил. i СЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1397204
А1 (5ц 4 В 23 F 21/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4091432/27-08 (22) 14.07.86 (46) 23.05.88. Бюл. № 19 (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (72) А. С. Калашников, А. Б. Петров, Б. М. Солоницын и Б. И. Феликсон (53) 621.924.8 (088.8) (56) Моисеенко О. И. и др. Твердосплавные зуборезные инструменты. М.: Машиностроение, 1977, с. 64 — 65. (54) СБОРНЫЙ ШЕВЕР (57) Изобретение относится к чистовой обработке зубчатых колес и может быть использовано в автомобильной, тракторной, станкостроительной и других отраслях машиностроения. Цель изобретения — повышение технологичности и точности конструкции шевера. На торцах режущих зубьев шевера выполнены присоединительные квадраты с диагональю, совпадающей с осью симметрии на каждом из торцовых участков режущих зубьев. Режущие зубья установлены в радиальных пазах между фланцами корпуса. Во фланцах выполнены наклонные пазы, рабочие поверхности которых взаимодействуют с двумя параллельными разнонаправленными сторонами соответствующих присоединительных квадратов.
Данная сборная конструкция шевера учитывает знакопеременную нагрузку, возникающую при винтовом движении обката в момент начала и окончания взаимного скольжения профилей за счет компенсации воспринимаемых нагрузок параллельными поверхностями присоединительных квадратов, закрепленных в соответствующих пазах фланцев. 6 ил.
1397204
Изобретение относится к -.истовой обработке зубчатых колес, в:а тпости к шеверам сборной конструкции, и может быть использовано в автомобильной, тракторной, станкостроительной и других отраслях машиностроения.
Цель изобретения — повышение технологичности и точности конструкции.
На фиг. 1 показан фрагмент общего вида шевера; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — - разрез B на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 6 —— режущий элемент, общий вид.
Сборный шевер состоит из корпуса 1, режущих зубьев 2, фланцев 3, штифтов 4 и винтов 5 и 6.
На торцах режущих зубьев 2 выполнены присоединительные квадраты 7, диагональ которых совпадает с осью симметрии режущих зубьев. В радиальных пазах корпуса 1 режущие зубья 2 размещены с возможностью их регулировки B продольном направлении с целью точной установки зубьев относительно друг друга.
Штифты 4 предназначены для фиксации положения прижимных фланцев в корпусе 25 и относительно друг друга. Во фланцах 3 выполнены наклонные пазы, рабочие поверхности которых взаимодействуют с дьумя поверхностями присоединительных квадратов режущих зубьев шевера, причем на одной и другой сторонах зубьев шевера контакт рабочих поверхностей пазов осуществляется |10 двум противоположным поверх остям присоединительных квадратов.
Г1ри этом фланцы 3 взаимозаменяемы.
Фланец 3 в корпусе 1 закрепляют зажимными винтами 5. Винтами 6 выполняется
35 тонкая регулировка положения зубьев шевера относительно друг друга.
Первоначально производят установку режущих зубьев 2 в корпусе l. Затем к корпусу 1 крепятся фланцы 3 винтами 5 и фик- 40 сируются штифтами 4, при этом наклонные пазы фланцев совмещают с соответствующими сторонами присоезинительных квадратов режущих зубьев. В продольном направлении между шпонками режущего зуба и пазом фланца предусмотрен зазор в пределах 0,1...0,3 мм для тонкой регулировки расположения венцов режущих зубьев относительно друг друга. В процессе обработки жесткая связь между режущими зубьями 2, корпусом 1 и фланцем 3 дос:,игается 50 за счет точности расположения сопрягаемых поверхностей зубьев в радиальных пазах корпуса и делает невозможным радиальное смещение режущих зубьев, которому препятствуют выполненные па режущих зубьях шевера присоединительные квадраты, расположенные в пазах диска.
Повышение технологичности конструкции сборного шевера заключается в возможности полной обработки режущих зубьев в технологическом корпусе до сборки, замены поломанных зубьев, изготовлении режущих зубьев из специальных заготовок, возможности выполнения стружечных канавок любой формы и расположения на боковых поверхностях зуба.
Возможность заточки зубьев шевера в разобранном виде (особенно это актуально для шеверов внутреннего зацепления), позволяет повысить качество обработки зубчатых колес.
Во время обработки шевер и обрабатываемое колесо вращаются в беззазорном зацеплении, образуя винтовую передачу с пересекающимися осями вращения.
Hpè этом возникает взаимное давление между шевером и деталью, приводящее к с-ьему стружки с зубьев детали. Причем режущая кромка шевера описывает на боковой поверхности зуба колеса траекторию, которая складывается из движения обкатки по высоте зуба и винтового движения по направлению длины зуба.
Движение обкатки вызывает нагрузку, стремящуюся изогнуть зубья шевера по высоте и сдвинуть их радиально от центра к наружному диаметру. При винтовом движении в момент начала и окончания взаимного скольжения зубья шевера испытывают знакопеременную нагрузку, приводящую к перекосу осей и, как следствие, к изгибу зубьев в направлении их длины и смещению их от одного -.oðöç к другому.
Предлагаемая сборная конструкция шевера учитывает указанные недостатки за счет ком пенса ции воспринимаемых Нагрузок параллельными поверхностями присоединительных квадратов, закрепленных в противоположно направленных пазах торцовых фланцев. Причем одна пара поверхностей компенсирует нагрузки от движения обкатки, в то время как другая пара компенсирует нагрузки от винтового движения.
Формула изобретения
Сборный шевер, режущие элементь которого размещены в радиальных пазах между фланцами корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности и точности конструкции, режущие элементы снабжены присоединительными квадратами, диагональ которых совпада т с осью симметрии на каждом из торцовых участков режущих элементов, а на фланцах выполнены пазы, рабочие поверхности которых взаимодействуют с двумя параллельными разнонаправленными сторонами соответствующих квадратов.
139?204
В"В
1397204
Составитель И. Кузнецова
Редактор Н. Лазаренко Телред И. Верес Корректор A. Зимокосов
Заказ 2286! 12 Тираж 880 Подписное
ВНИИГ1И 1 осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035) Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5
Производстве:Ho-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4