Система подъема затонувших судов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к подводно-техническим работам, в частности к средствам для подъема затонувших судов. Цель изобретения - увеличение глубины подъема затонувших судов и повышение грузоподъемности. Система подъема затонувших судов включает базовое надводное судно 1 и обслуживаемое им средство 2 доставки наполнителя 3 в трюм 4 затонувшего судна 5. Средство 2 имеет изменяемую опавучесть и снабжено стыковочным фланцем и затвором для ссыпания наполнителя 3 в трюм затонувшего судна 5. В качестве наполнителя 3 использов но сыг.учее гидрореагирумщее вещество, выделяющее при контакте с водой водород . 3 з.п. ф-лы, 2 ил. S ko со Х) 100 м 1в

ф

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИА ЛИСТИЧЕСНИ Х

РЕСПУБЛИМ

„,SU„„1397371

А1 (51) 4 В 63 С 7/06 7/08 7 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3515011/27-11 (22) 29. 11. 82 (46) 23.05. 88. Бюл. М 19 (71) Институт проблем машиностроения

АН УССР (72) О.Ю.Калекнн, В.Е.Герасименко, В.Б.Пода, В.А.Рябокобыла и Л.А.Савченко (53) 629 ° 129 (088. 8) (56) Патент США Ф 3827383, кл. 114-50, 1974.

Патент США В 3605671, кл. t 14-50, 1971. (54) СИСТЕМА ПОДЪЕИА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ (57) Изобретение относится к подводно-техническим работам, в частности к средствам для подъема затонувших судов. Цель изобретения — увеличение глубины подъема затонувших судов и повышение грузоподъемности. Система подъема затонувших судов включает базовое надводное судно 1 и обслуживаемое им средство 2 доставки напал" нителя 3 в трюм 4 затонувшего судна

5. Средство 2 имеет изменяемую плавучесть и снабжено стыковочным фланцем и затвором для ссыпання наполнителя

3 в трюм затонувшего судна 5. В качестве наполнителя 3 использовано сь ;учее гидрореагирующее вещество, выделяющее при контакте с водой водород. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

1397371

Изобретение относится к области подводно-технических ра от, в частности к средствам для подъема затонувших судов.

Цель изобретения - увеличение

5 глубины подъема затонувших судов и повышение груэойодъемности.

На фиг, 1 изображена предлагаемая система, общий видt на фиг. 2 — кон- 10 бтрукция средства доставки наполниФеля.

Система подъема затонувших судов включает базовое надводное судно 1 н обслуживаемое им средство 2 достав- 15 ки наполнителя 3 в трюм 4 затонувшего судна 5. Средство 2 имеет изменяемую плавучесть и выполнено в виде понтона б, в котором размещена емкость для наполнителя в виде бунке- 20 ра 7. Внутренний объем этого бункера через его верхнюю часть сообщен с в утренним объемом понтона, а в подб нкерной полости понтона установлен компенсирующий заряд 8 гидрореаги- 25 рдеющего вещества. Этот заряд представ.ляет собой, например, набранные в кассеты прессованные или литые элементы из активированных алюминия, магния, кремния или композитных сос- 30 т4вов на их основе с добавками щелочных металлов или их соединений.

Н же заряда 8 в корпусе понтона 6 размещены кингстоны 9 с поплавковыми клапанами, а в верхней части понтон4 — гаэовыпускной клапан 10 и закры35 ваемая крышкой горловина 11 для запс лнения бункера 7 наполнителем 3.

Нижняя часть бункера 7 имеет патрубок 12, выведенный из понтона нару40 жу и снабженный затвором 13 и стыковочным фланцем 14„

Кроме того, надводное 1 и затонувшее 5 суда связаны между собой;нап- 45 равляющими канатами 15, пропущенными через установленные на понтоне 6 клюзы 16. В качестве наполнителя 3 испо.пьэуют сыпучее гидрореагирующее. вещество, представляющее собой на50 прймер, гранулы активированного алюмийия, магния, кремния или композитного состава на их основе с добавками щелочных металлов или их соединений. Для дополнительного крепления полутона к затонувшему судну исполь55 зуют также стропы 17, а для выхода воды в днище трюма 4 выполняют пробонну 18.

Система работает следующим образом.

В подбункерной полости понтона 6 размещают компенсирующий заряд 8, например, подвешивая его к днищу бункера 7, а в сам бункер через горловину 11 засыпают наполнитель 3, после чего горловину герметично закрывают. Внутренний объем понтона при закрытом газовыпускном клапане

10 продувают газом (азотом илн инертным газом) для обеспечения положительной плавучес-.и снаряженного понтона.

Затем, понтон 6 судном 1 транспор" тируют на,плаву к месту назначения.

Для погружения понтон вначале связывают с направляющими канатами 15, прикрепленными к затонувшему судну, а затем открывают газовыпускной кла-. \ пан 10. При этом эа счет гидростатического давления внешней водной среды открываются поплавковые клапаны кингстонов 9, вода вытесняет из понтона 6 гаэ через клапан 10 и заполняет нижнюю часть понтона под компенсирующим зарядом 8. Понтон приобретает небольшую отрицательную плаву» честь и начинает погружаться. Клапан

10 при этом закрывают.

В дальнейшем автономный спуск понтона к затонувшему судну 5 осуществляется по направляющим канатам 15.

С увеличением глубины погружения забортная вода, поступающая в понтон через постоянно открытые поплавковые клапаны кингстонов 9, сжимает находящийся в понтоне газ и подходит к нижнему торцу компенсирующего заряда 8. Нижний торец этого заряда расположен на таком уровне в понтоне 6, чтобы в момент контакта его с забортной водой отрицательная плавучесть снаряженного понтона была минимально возможной. При контакте воды с зарядом 8 происходит генерация водорода, который компенсирует потерю газового объема понтона, происходящую в результате сжатия газа в понтоне по мере его погружения ° При этом понтон разгружается от воздействия гидростатического. давления забортной воды.

По мере погружения понтона уровень нижнего торца заряда 8 повыпается за счет срабатывания заряда, и уровень забортной воды, соответственно, повышается. Однако благодаря тому, что плотность размещения заряда 8 в под1397

I бункерной полости понтона выбирается равной нлн очень близкой к плотности забортной воды, процесс замещения забортной водой пространства, занимаемого этим зарядом, не приводит к ,5 существенному изменению плавучести всего понтона. Таким образом, при подходе к затонувшему судну понтон 6 обладает минимально возможной отрицательной плавучестью, за счет чего обеспечивается. относительно мягкая его посадка на затонувшее судно„.

При подходе понтона к затонувшему судну дорабатываются остатки заряда и забортная вода занимает в этот момент пространство, которое ранее занимал заряд.

Для более точной стыковки фланца

14 понтона с люком затонувшего судна, 20 кроме возможно более точной установки концов направляющих канатов 15 н выбирания.их слабины за счет динамического поэицирования надводного судна 1, могут быть использованы и другие средства для центровки, а также различные амортизаторы для снижения ударных нагрузок при стыковке.

После посадки понтона на люк затонувшего судка фланец 14 герметично. стыкуют с фланцем открытого люка трюма 4 затонувшего судна и прикрепляют понтон к этому судну стропами 17. Затем ослабляют и вытравливают направляющие канаты 15 либо их верхние концы, снятые с лебедок над« водного судна 1, закрепляют на поплавках и Сбрасывают на воду, а судно

1 удаляется на безопасное расстояние от места ожидаемого всплытия зато-.. нувшего судна.

Дистанционно осуществляют открытие затвора 13 бункера 7, при этом наполнитель 3 под действием собственного веса ссыпается в трюм 4 затонувшего судна, вступая ц реакцию с водой, находящейся в трюме, и генерируя тем самым водород. Образующийся водород через затвор 13 и патрубок 12 бункера поступает в понтон 6, вытесняя из его подбункерной полости балластную воду через кингстоны 9. При снижении поверхности балЛастной воды до уровня днища понтона поплавковые клапаны кингстонов 9 под действием собствен- э5 ного веса и перепада давления закрываются, герметизируя тем самым днище

371 понтона. Дальнейшая гене рация водорода приводят к заполнению им полос" тн трюма 4 затонувшего судна и вытес- ненио иэ него воды через выполненную в днище трюма пробоину 18.

Таким образом, понтон 6 и трюм 4 затонувшего судна продуваются водородом, н за счет полученной положительной плавучести понтона и судна обеспечивается всплытие последнего.

Формула изобретения

1. Система подъема затонувших судов, включающая базовое надводное судно и обслуживаемое им средство доставки наполнителя в трюм затонувmего судна, имеющее изменяемую nnàвучесть и оснащенное изолированной от окружающей водной среды емкостью для наполнителя, причем в нижней части емкости имеется патрубок для передачи наполннтеля в трюм затонувшего судна, стыкуемый с отверстием в кор пусе судна, о т л н ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения глубины подъема и повышения грузоподьемности средство доставки наполнителя выполнено в виде понтона, а емкость для наполнителя — в виде размещенного в этом понтоне бункера, причем внутренний объем бункера через его верхнюю часть сообщен с внутренним объемом понтона, в подбункерной полости понтона установлен компенсирующий за» ряд гидрореагирующего вещества, ниже которого в корпусе понтона размещены . кингстоны с поплавковыми клапанами, при этом патрубок для передачи карол кителя снабжен затвором.

2. Система по и. 1, о т л и C .а в щ а я с я тем, что, с целью изменения плавучести понтона, в верхней части понтона смонтирован газовыпускной клапан.

3. Система по и . f, о т л и ч а" в щ а я с я тем, что, с целью повьзие ния точности наведения понтона на место стыковки, надводное и затонув-mee суда связаны направляющими канатами, пропущенными через установ-. ленные на понтоне клюзы.

4. Система по и. t, о т л и ч аю щ а я с я тем, что в качестве наполнителя использовано сыпучее гидрореагирующее вещество.

1397371

Составитель Б.Кузьменков

Техред Л.Олийнык Корректор И.Поко

Редактор О.Врковецкая

Заказ,2555/20, Тираж 396

ВИИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4