Линейный пневматический источник акустических сигналов для акваторий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к акустическим излучателя.м и может быть использовано для создания акустических полей при проведении сейсморазведочных работ на море . Цель изобретения - повышение сейсмической эффективности путем управления времене.м срабатывания и изменения акустических характеристик, а также повышение безопасности при эксплуатации. В источнике каждый излучатель имеет пороговый пневмоклапан в виде подпружиненного дифференциального поршня 12, полость со стороны большей ступени которого соединена со сквозным пневматическим каналом 2, а меньшей - с пневматическим каналом 2 и управляющей камерой 7. В канале, соединяющем сквозной пневматический канал 2 и рабочую камеру 8, установлен порщневой клапан. Полость одного из торцов поршня Сообщается с окружающей средой, а второй торец порщня герметизирует ка нал, соединенный с рабочей камерой 8. Подбирая соотношение давления срабатывания порогового клапана и давления рабочей камеры, можно изменять время открытия и закрытия излучателя и значит акустическую характеристику излучаемого сигнала, исключить самоподрывы и повь1сить безопасность эксплуатации. 2 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5. G Ol V l 137
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (46) 15. 02. 91. Бюл. В 6 (21) 4095739/25 . (22) 25.07.86 (7I) Краснодарский филиал Научно-исследовательского института морской геофизики
Всесоюзного морского научно-производственного геолого-геофизического объединения по разведке нефти и газа «Союзморгео» (72) С. В. Думчев и В. А. Ежов (53) 550.83(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1449765, кл. G 01 V I/137, 1983.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1258198, кл. G OI V l/137, 1984. (54) ЛИНЕЙНЫ Я ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ
ИСТОЧНИК АКУСТИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ ДЛЯ АКВАТОРИЯ (57) Изобретение относится к акустическим излучателям и может быть использовано для создания акустических полей при проведении сейсморазвсдочных работ на море. Цель изобретения — повышение сейсмической эффективности путем управления
„„SU 1398631 А1
I — временем срабатывания и изменения акустических характеристик, а также повышение безопасности при эксплуатации. В источнике каждый излучатель имеет пороговый пневмоклапан в виде подпружиненного дифференциального поршня 12, полость со стороны большей ступени которого соединена со сквозным пневматическим каналом 2, а меньшей — с пневматическим каналом 2 и управляющей камерой 7. В канале, соединяющем сквозной пневматический канал 2 и рабочую камеру 8, установлен поршневой клапан. Полость одного из торцов поршня сообщается с окружающей средой, а второй торец поршня. герметизирует канал, соединенный с рабочей камерой 8. Подбирая соотношение давления срабатывания порогового клапана н давления рабочей камеры, можно изменять время открытия и закрытия излучателя и значит акустическую характеристику излучаемого сигнала, исключить самоподрывы и повысить безопасность эксплуатации. 2 ил.!
39863
- Изобретение относится к акустическим излучателям, предназначенным для работы в жидкой среде, и может быть использовано для создания акустических полей на море.
1!ель изобретения — управление дин-- 5 микой срабатывания, изменение акустических характеристик и повышение безопасной эксплуатации.
1-!а фиг. 1 изображен предлагаемый источник, общий вид; на фиг. 2 — поршневой клапан.
Источник содержит излучатели 1, каждый из которых имеет сквозной пневматический канал 2, а на наружную поверхность надета гайка 3, вставки 4 и 5, образующие совместно с цилиндром 6 управляюьцу о камеру 7 и рабочую 8. Выступ на внутренней стороне цилиндра 6 и выступ вставки 5 образуют тормозные камеры 9 и !О. Верхний торец цилиндра 6 герметиэирован кольцом l I, а внутри гайки 3 размещен пороговый клапан, состоящий из дифференциального поршня 12, полость со стороны большей ступени которого соединена пневмоканалом 13 со сквозным пневматическим каналом 2, а меньшей пневмоканалами 14 и !5 соответственно 25 со сквозным пневматическим каналом 2 и управляющей камерой 7 Дифференциальный поршень 12 поджат пружиной 16, которая опирается на седло,17. Для устранения поршневания при перемещении дифференциального поршня 12 B гайке 3 выполнен канал 18. Размещенный в гайке 3 узел подрыва содержит дифференциальный поршень 19, полость со стороны большей ступени которого соединена каналом 20 с рабочей камерой 8. Верхняя часть узла подрыва состоит из едла 21, поджатого . 35 пружиной 22,.и запорного органа 23. Рабочий объем узла подрыва соединен со сквозным пневматическим кана.пом 2 с помощью канала 24, а полость .со стороны меньшей ступени дифференциального поршня 19 40 каналом 25 соединена с торцом цилиндра 6. Пороговый гш -.вмоклапан и узел подрыва закреплены в гайке 3 посредством кольца 26 и хомута 27. Внутри вставки 5 установлен поршневой клапан, соединяющий каналами 28 и 23 сквозной пневмоканал с рабочей камерой 8. Поршневой клапан состоит из поршня 30 с пружиной 31, нижний торец которого сообщается с окружающей средо", а верхний опирается на седло 32. Всгавка 5 закреплена HB корпусе 1 гайкой 33, хомутом 34 и ганкой 35. Излучатель герметизирован уплотнительными кольцами. Между собой излучатели соединены рукавом высокого давления 36.
Работает источник следующим образом.
Сжатый воздух от компрессора по рукаву высокого давлени» 36 подается в сквозной пневматический канал 2, из которого по ка! налу 28 поступает в полость поршневого кпапана (см. фиг. 2), поршень которого герметиэирует канал 29 верхним торцом.
Площадь нижнего торца поршня 30 больше площади седла 32, на которую опирается верхнии торец поршня 30, на величину обеспечиваюьцую перемещение поршня
30 вниз при рабочем давлении, а следовательно канал 29 открывается только при достижении рабочего давления. Сжатый воздух заполняет по каналу 24 рабочую !олость узла подрыва, прижимая эапорный орган 23 к седлу 21, герметизируя канал 25.
По пневмоканалам 13 и 14 воздух поступает в пороговый клапан, а по пневмоклапану 15 — в управляющую камеру 7.
Дифференциальный поршень !2 перемещается вниз до упора в седло 17, герметизируя пневмоканал 15 только при заданном (низком давлении, что достигается разностью площадей между большей (верхней) и мень,ней (нижней) его ступенями с учетом силы трения в кольцах и усилия пружины 16 (величина дав.пения может регулироваться сменой пружины 16.). Сжатый воздух в управляющей камере 7 перемещает цилиндр 6 вверх до герметизации его кольцом 11. Излучатель закрыт.
В рабочей камере 8 присутствует атмосферное давление, в управляющей 7 — заданное (низкое) давление, а в сквозном пневмока нале 2 — давление, близкое к рабочему. При подаче рабочего давления в сквозной пневматический канал 2 срабатывает поршневой клапан, установленный между каналами 28 и 29. Сжатый воздух заполняет рабочую камеру 8, перемещая поршень il9 вверх, поднимая запорный орган 23. Сжатый воздух устремляется по каналу 25 к торцу цилиндра 6. В работу включается суммарная площадь верхнего торца цилиндра 6 и происходит резкое перемещение цилиндра 6 вниз. Рабочая камера 8 вскрывается, а сжатый воздух выбрасывается в окружающую среду, порождая акустический сигнал. Торможение цилиндра 6 при вскрытии и обратном ходе осуществляе.. я в тормозных камерах; при вскрытии — в камере 9, при обратном ходе — в камере 10. Возврат цилиндра 6 в исходное состояние осуществляется сжатым воздухом тормозной камеры 9. Затем циК.п повторяется. Использование предлагаемого источника позволяет изменять динамику перемещения цилиндра 6 путем его регулировки, т. е. изменения пропускаемого пороговым клапаном давления в управляющую камеру 7, что повышает надежность работы излучателя, а регулировка поршневого клапана позволяет менять величину рабочего давЛения в рабочей камере 8, что позволяет. оказывать влияние на акустические характеристики излучаемого сигнала. В совокупности использование этих двух клапанов позволяет сделать излучатель бо!
39863!
3 лее безопасным при такелажных работах и его транспортировки, снизить возможность самопроизвольного вскрытия излучателя при механическом воздействии на цилиндр, а также позволяет обеспечить широкий порог давления между рабочим давлением и давлением необходимым для закрытия излучателя. При этом в. сквозном канале может находиться давление, близкое к рабочему, что снижает время заполнения излучателей рабочим давлением, а также позволяет, использовать этот канал как рессивер. формула изооретения
Линейный пневматический йсточник акустических сигналов для акваторий, содержащий излучатели со сквозным пневматическим каналом, содержащие рабочую и управляющую камеры, образованные корпусом и подвижным цилиндром и связанные
Д с источниками сжатого газа, узел подрыва и рукава высокого дав ения, соединяющие излучатели между собой н с источником сжатого газа, отличающийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности путем управления временем срабатывания и изменения акустических характеристик, а также повышения безопасности, каждый излучатель снабжен подпружиненным дифференциальным поршнем, полость
fQ со стороны большей ступени которого соединена со сквозным пневмоканалом, а со стороны меньшей — с пневмока налом и управляющей камерой, в канале, соединяю-. щем сквозной пневмоканал и рабочую камеру, установлен поршневой клапан, у которого полость со стороны одного торца поршня сообщается с окружающей средой, а второй торец поршня герметизнрует рабочую камеру.
29
У
Б
18
1г
Jb
Л
И
17
)39863!
Составитель Н. Чихладзе едактор Т. Шагова Техред И. Ве ес
Заказ 771 д . ерес Корректор Л. Пилипенко у тРаж 333 Подписное
ВНИИПИ Го сударственного комитета СССР по делам изобретений и откритий
П3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4