Способ обработки вкладышей подшипников скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при обработке вкладЬшей подшипников скольжения с внутренней поверхностью в виде гиперболоида,-устанавливаемых в двигателях внутреннего сгорания. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет получения внутренних поверхностей в виде гиперболоида. Обработку ведут фрезой, которая имеет расположенные под углом 180 два зуба - черновой и чистовой. Перед началом обработки режущую кромку чистового зуба разворачивают вокруг оси, перпендикулярной режущей кромке и оси вращения фрезы , на угол, который определяют по следующей зависимости: е/ arctgi/(R,-R )(R,-R )J :1, где of - угол разворота кромки чистового зуба; RO - радиус внутренней поверхности в виде гиперболоида в плоскости, проходящей через базовый торец вкладыша перпендикулярно оси фрезы; R - радиус внутренней поверхности в ивде гиперболоида в плоскости , проходящей через один из торцов вкладьщ1а, принятый за базовый; 1 - расстояние базового торца вкладьпиа от действительной оси гиперболы. Ось поворота режущей кромки пересекает ось симметрии гиперболы. 2 ил. (Л с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 В 23 С 3 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCKOMY СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1191200 (21) 4183373/25-08 (22) 09.12.86 (46) 07.06.88.Бюл. У 21 (72) Ю.Ф.Демин, В.К.Новиков, Б.Е.Пини, А.К,И1еин, А.Е.Чернышев и В.С.Анисимов (53) 621.914.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1191200, кл . В 23 С 3/00, 1 983. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при обработке вкладышей подшипников скольжения с внутренней поверхностью в виде гиперболоида,. устанавливаемых в двигателях внутреннего сгорания. Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет получения внутренних поверхностей в виде гиперболоида. Обработку

„„SU„„1400797 A 2 ведут фрезой, которая имеет расположенные под углом 180 два зуба — черновой и чистовой. Перед началом обработки режущую кромку чистового зуба разворачивают вокруг оси, перпендикулярной режущей кромке и оси вращения фрезы, на угол, который определяют по следующей зависимости:

Ы = агсе8 (R,- R ) (2ЕO+(R -R ) ) й1, где o(— угол разворота кромки чистового зуба; R — радиус внутренней поверхности в виде гиперболоида в плоскости, проходящей через базовый торец вкладыша перпендикулярно оси фрезы; „ — радиус внутренней поверхности в ивде гиперболоида в плоскости, проходящей через один иэ торцов вкладыша, принятый за базовый;

1, — расстояние базового торца вкладьпна от действительной оси гиперболы.

Ось поворота режущей кромки пересекает ось симметрии гиперболы. 2 ил.

1400797

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано при обработке вкладыш ей подшипников скольжения с внутренней поврехностью в виде гиперболоида, устанавливаемых в двигателях внутреннего сгорания, и является усовершенствованием способа по авт.св. У 1191200.

Цель изобретения — расширение тех-!О нологической возможности за счет получения внутренних поверхностей в виде гиперболоидов.

На фиг.l представлена схема обработки внутренней поверхности вклады- 15 ша; на фиг.2 — вид А на фиг.l.

Фреза 1 имеет два расположенные под углом 180о один относительно другого зуба 2 и 3. При этом эуб 2 закреплен в корпусе фреэы 1, а зуб 3 — 20 в держателе 4, который имеет воэможность поворачиваться вокруг оси 5.

Последняя расположена перпендикулярно к оси вращения фреэы 1 и к режущей кромке зуба 3, которую она пересекает в точке О. Зуб 3 имеет радиус R и выполнен с превышением относительно зуба 2 на величину чистового припуска h, составляющего несколько сотых долей миллиметра.

Внутренняя поверхность вкладыша 6 имеет форму гиперболоида, заданного параметр ми Во R, 1,,или о

11.

В продольном сечении внутренняя 35 поверхность представляет собой гиперболу 7, действительная .ocb симметрии которой ОВ расположена от нижнего 8 и верхнего 9 торцов на расстояниях 1, и 1 соответственно. 40

Способ осуществляют следующим образом. Перед началом обработки режущую кромку чистового зуба 3 фрезы 1 пово- рачивают вокруг оси 5 с центром в точке О на угол, определяемый по формуле .

R.)I о(arctg

are tg

1 где Ы вЂ” угол поворота режущей кромки чистового зуба 3 фрезы I;

R — радиус внутренней поверхности в виде гиперболоида в плоскости, проходящей через ось В гиперболы 7 перпендикулярно оси фрезы;

R„,R — радиусы внутренней поверхности в виде гиперболоида в плоскостях, проходящих через нижний 8 и верхний 9 торцы перпендикулярно оси фрезы, соответственно;

1„,1!†расстояния нижнего 8 и верхнего 9 торцов от оси ОВ гиперболы 7 соответственно.

Когда ось симметрии гиперболы 7 посередине вкладыша 6 и 1 1

IR„= R>, Угол повоРота Режущей кромки чистового зуба определяется по формуле

2 о = arctg

Ь. где L — ширина вкладыша 6.

Заготовку вкладыша 6 устанавливают в матрице IO так, чтобы один иэ торцов, например нижний торец 8, располагался на расстоянии 1, от оси поворота режущей кромки зуба 3.

Благодаря этому обеспечивается заданное расположение оси симметрии

ОВ гиперболы 7 относительно базового торца 8 обработанного вкладыша 6.

Цикл обработки внутренней поверхности в виде гиперболоида соответствует известному способу обработки вкладышей подшипников скольжения.

Вкладыш 6, закрепленный в матрице 10, перемещают вниз на вращающуюся фреэу 1. Первоначально в течение нескольких оборотов фреэы 1 зубом 2 снимается черновая часть припуска. В период съема черновой части припуска на каждом обороте фреэы 1 в момент выхода зуба 2 из контакта с обрабатываемой поверхностью матрицу

IО с закрепленной в ней заготовкой вкладыша 6 отводят вверх и, таким образом, зуб 3 в съеме черной части прнпуска не участвует. Этим достигается сохранение в течение длительного времени режущей кромки зуба 3 в хорошем состоянии (без царапин, выкрашиваний и т.п.).

На последнем обороте фрезы I в цикле зубом 3 снимается чистовая часть припуска и формируется внутренняя поверхность вкладыша 6 в виде гиперболоида с заданными параметрами Rо,в,R „э,R °

Параметр К! получается в зависи мости от ширины Ь заготовки вкладыша 6. Чистовая часть припуска h

R,-R,)3 !

O(81Ctg з 14007 вследствие поворота режущей кромки зуба 3 на угол Ы у торцов 8 и 9 увеличивается соответственно на величину к - ке и  — К . Однако, поскольку эти величины у вкладышей подшипников скольжения обычно составляют 0,01-0,03 мм, увеличение чистовой части припуска h несущественно и влияния на формирование внутренней 1О поверхности не оказывает. Кроме того, при необходимости чистовую часть припуска h можно скорректировать в сторону уменьшения путем соответствующей установки чернового зуба 2.

Формула изобретения

Способ обработки вкладышей подшипников скольжения по авт.св.11 1191200, 20 отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет получения внутренних поверхностей в виде гиперболоида, режущую кромку второго зуба фреэы 25 разворачивают вокруг оси, перпендикулярной режущей кромке и оси фрезы, на угол a (, который определяют по следующей зависимости: где R, — радиус внутренней поверхности в виде гиперболоида в плоскости, проходящей через ось симметрии гиперболы перпендикулярно оси фреэы;

R — радиус внутренней поверхности в плоскости, проходящей через базовый торец вкладыша перпендикулярно оси фрезы;

1„ — расстояние между базовым торцом вкладыша и осью симметрии гиперболы, при этом ось поворота режущей кромки

J пересекают ось симметрии гиперболы.

1400797

Составитель М.Кольбич

Редактор М.Бланар Техред Л.Сердюкова Корректор И.Муска

Заказ 2752/14 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4