Тоннель щитовой проходки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к строительству тоннелей, сооружаемых щитовым способом, и м.б. использовано на подрабатываемых территориях. Цель - повышение надежности в работе при значительных горизонтальных перемещениях отсеков. Тоннель разделен на отсеки герметичными деформационными швами 5 с первичной 1 и вторичной 2 обделками. Между ними выполнены разделительные зоны с плоскостью 3 скольжения. Одна из обделок сборная. В пределах швов 5 разделительная зона имеет листовой герметик, прикрепленный к одной из обделок 1 и 2 для образования в шве 5 соответствующей обделки компенсатора 6. Длина плоскости 3 скольжения герметика равна расстоянию между осями швов 5, а ее отношение к длине отсека меньше отношения сдвигающей нагрузки по контуру первичной обделки с подрабатываемым грунтовым массивом к удерживающей нагрузке по плоскости 3 скольжения. Оси швов 5 в обделках 1 и 2 в исходном положении смещены относительно друг друга на величину, определяемую из выражения lo ° 0,5 ( EpL) при 1 3 бр L, : где IQ - расстояние между осями швов 5; Еррасчетное значение относительных горизонтальных деформаций подрабатываемого грунтового массива; Ig- - длина блочного кольца сборной обделки, мм; L - длина отсека, м. При воздействии ± смежные отсеки перемещаются относительно друг друга по плоскости 3, задействуя компенсатор 6 о Надежная работа тоннеля обеспечивается за счет непрерывности контакта отсеков по плоскости 3 скольжения, одинаковой степени герметичности различных участков герметика и одномоментной работы плоскости 3- скольжения и компенсатора 6 при сохранности их герметичности. 6 ил. а S (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
401140 А1 (1% (11l (5(1 4 E 21 D 11/10
OllNCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4080670/22-03 (22) 21.04.86 (46) 07.06.88. Бюл. Р 21 (71) Проектный и научно-исследовательский институт "Донецкий Промстройниипроект" (72) Г.P. Розенвассер, В.И. Ольмезов, Ю.Е. Шамрин, Н.Н. Демин и П.П. Бессолов (53) 622.281(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 359986, кл. E 02 D 27/34, 1969.
Розенвассер Г,Р. и др. Коммуникационное сооружение на подрабатываемой территории. — Транспортное строительство, 1977, N - б, с. 14-15. (54) ТОННЕЛЬ ЩИТОВОЙ ПРОХОДКИ (57) Изобретение относится к строительству тоннелей, сооружаемых щитовым способом, и м.б, использовано на подрабатываемых территориях. Цельповышение надежности в работе при значительных горизонтальных перемещениях отсеков. Тоннель разделен на отсеки герметичными деформационными швами 5 с первичной 1 и вторичной
2 обделками. Между ними выполнены разделительные зоны с плоскостью 3 скольжения. Одна из обделок сборная.
В пределах швов 5 разделительная зона имеет листовой герметик, прикрепленный к одной из обделок 1 и 2 для образования в шве 5 соответствующей обделки компенсатора б. Длина плоскости 3 скольжения герметика равна расстоянию между осями швов 5, а ее отношение к длине отсека меньше отношения сдвигающей нагрузки по контуру первичной обделки с подрабатываемым грунтовым массивом к удерживающей нагрузке по плоскости
3 скольжения. Оси швов 5 в обделках
1 и 2 в исходном положении смещены относительно друг друга на величину, определяемую из выражения 1
= 0 5 (1 + E Ь) при 1 > o 3 Ер где 1, — расстояние между осями швов 5; Е0- расчетное значение относительных горизонталвных деформаций подрабатываемого грунтового массива;
1 — длина блочного кольца сборной С обделки, мм; L — длина отсека, м.
При воздействии смежные отсеки перемещаются относительно друг друга по плоскости 3, задействуя компенсатор 6. Надежная работа тоннеля обеспечивается за счет непрерывнос- 4 " ти контакта отсеков по плоскости 3 скольжения, одинаковой степени герме- М тичности различных участков герметика и одномоментной работы плоскости 3 .
3. скольжения и компенсатора 6 при сохранности их герметичности. 6 ил.
1401140
Изобретение относится к строительству тоннелей, сооружаемых щитоВым способом, и может быть использовано на подрабатываемых территориях.
Целью изобретения является повы5 шение надежности работы при значительных горизонтальных перемещениях отсеков.
На фиг ° 1 изображен тоннель щитовой проходки, общий вид, на фиг. 2—
Продольный разрез в зоне деформационBbrx швов в исходном положении, на фиг. 3 — то же, при перемещении отсеков от воздействия относительных
Горизонтальных деформаций сжатия (- 5) на фиг. 4 — то же, при переме цении отсеков от воздействия относи тельных горизонтальных деформаций растяжения (+E); на фиг. 5 — геомет- 2 ические условия надежной работы компенсатора без образования сквозного шва, на фиг. 6 — то же, ненадежной работы компенсатора с образованием сквозного шва. 25
Тоннель щитовой проходки разде,пен на отсеки герметичной деформаионными швами и включает первичную 1 и вторичную 2 обделки, одна из
Которых сборная (на фиг. 2-6 — пер= эичная 1), между которыми выполнена разделительная зона с плоскостью 3 скольжения в виде листового герметика, прикрепленного к одной из обделок (на фиг. 2-4 — к вторичной обделке 2) и образующего в деформационном шве (на фиг. 2-4 — в деформационном
late 5) соответствующей обделки ком енсатор 6. Длина плоскости 3 сколь@ения равна расстоянию между осями деформационных швов.
Тоннель работает следующим образом.
При воздействии + Е смежные отсе- 45 ки перемещаются относительно друг друга по плоскости 3 скольжения, задействуя компенсатор 6 в деформационном шве 5 вторичной обделки 2, к которой прикреплен листовой герметик. Надежная работа тоннеля обеспечивается смещением в исходном положении осей деформационных швов в первичной и вторичной обделках относительно друг друга на Величину 1 определяемую в зависимости от прогнозируемого перемещения отсеков Eр L и длины блочного кольца сборной обделкн 1 . Это гарантирует непрерывность контакта отсеков по плоскости скольжения при наиболее неблагоприятном воздействии + E (фиг. 5), то есть позволяет предотвратить образование сквозного деформационного шва (фиг. 6) и работу компенсатора на изгиб от давления грунта, конструкцией листового герметика, обраэующего непрерывно. связанные между собой участки плоскости 3 скольжения и компенсатора 6. Это гарантирует одинаковую степень герметичности различных по функциональному назначению участков листового герметика, специальным расположением {между обделками) и закреплением плоскости скольжения, особенностями размещения компенсатора (в деформационном шве той обделки, к которой закреплена плоскость скольжения), а также равенством длины плоскости скольжения
1„, расстоянию между осями деформационных швов 1 . Это гарантирует эффективную одномоментную работу плоскости скольжения и компенсатора при сохранности их герметичности.
Возможность перемещения смежных отсеков тоннеля относительно друг друга по плоскости скольжения устанавливается сравнением равнодействующей сдвигающих сил F, действующих на отсек по контакту первичной обделки с подрабатываемым грунтовым массивом, и равнодействующей удерживающих сил Г1, действующих по плоскости скольжения.
Перемещение произойдет, если
Р > Fg или cE L (k 1 7 где c< — погонная, на единицу длины отсека, сдвигающая нагрузка, т/м; т — погонная, на единицу длины плоскости скольжения, удерживающая нагрузка, т/м.
Отсюда условием перемещения смежных отсеков по плоскости скольжения, определяющим область применения предлагаемого изобретения, является
1 п.с
-- -- (L C
Таким образом, предлагаемая конструкция тоннеля щитовой проходки позволяет на подрабатываемых территориях не уменьшать длины отсеков по сравнению с условиями нормальной эксплуатации, что приведет к уменьшению относительно известной конструкции трудоемкости работ, мате1401140
Риг. 2 риалоемкости и сметной стоимости на 10-15%.
Формула изобретения
Тоннель щитовой проходки, включающий отсеки, разделенные деформационными швами с первичной и вторичной обделками, одна из которых сбор ная, и с разделительными зонами между обделками, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы тоннеля при значительных горизонтальных перемещениях отсеков, оси деформационных швов в первичной и вторичных обделках в исходном положении смещены одна относительно другой на величину, определяемую из выражения
1, = 0 5 (1р + Е L) при 18 0 3 Cp Lj где 1 — расстояние между осями о деформационных швов в первичной и вторичной обделках;
Š— расчетное значение относи-
Г тельных горизонтальных де5 формаций относительно подрабатываемого грунтового массива;
1 — длина блочного кольца сборной обделки, м;
L †. длина отсека, м, причем в пределах деформационных швов разделительная эона между обделками имеет листовой герметик, прикрепленный к одной из обделок для
15 образования в деформационном шве соответствующей обделки компенсатора, при этом длина плоскости скольжения герметика равна расстоянию между осями деформационных,швов, а ее отношение к длине отсека меньше отношения сдвигающей нагрузки по контуру первичной обделки с подрабатываемым грунтовым массивом к удерживающей нагрузке по плоскости сколь.
25 ження °
1401 140
Фиг,4
4 = uS (tf +884 иг.
4 = ПМрL) Составитель Л.Березкина
Техред А.Кравчук
Корректор В.Бутяга
Редактор Г.Гербер
Тираж 459
Заказ 2774/31
Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035., Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4