Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности. Цель изобретения - повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. Устройство содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2, и модель 3 транспортного средства, на основании 4 которой укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7, 8. Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 органов 12 управления. Водитель управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок с камерой 5. К выходу блока 15 подключается видеомагнитофон 16. Кабина 17 тренажера выполнена с исполнительными механизмами 18, 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях . Механизмы 18, 19 управляются сигналами радиоприемных антенн, которые образуют тело 2. При этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала. Устройство позволяет избежать методических погрешностей при имитации условий движения большегрузного транспортного средства по пересеченной местности. 2 ил. В (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (504 G09В 9 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3754820/40-11 (22) 10.04.84 (46) 07.06.88. Бюл. № 21

4:ь

CD

СГ

CO

1,АР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) А. С. Кочетов и Э. П. Степанченко (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1368109, кл. G 09 В 9/04, 05.01.84. (54) УСТРОЙСТВО ИМИТАЦИИ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО.

СРЕДСТВА ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА (57) Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности. Цель изобретения — повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. Устройство содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2, и модель 3

BU» 1401503 А 1 транспортного средства, на основании 4 которой укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7, 8.

Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 . органов 12 управления. Водитель управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок с камерой 5. К выходу блока 15 подключается видеомагнитофон 16.

Кабина 17 тренажера выполнена с исполнительными механизмами 18, 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Механизмы 18, 19 управляются сигналами радиоприемных антенн, которые образуют тело 2. При этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала. Устройство позволяет избежать методических погрешностей при имитации условий движения большегрузного транспортного средства по пересеченной местности. 2 ил.

1401503

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть иснользовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. (1а фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — макет местности.

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2. Модель 3 транспортного средства содержит подвижное основание 4, на котором укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7 и 8. Радиопередатчик 6 запитан от источника 9 питания. Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 органов 12 управления. Водитель 13 управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок 15 с камерой 5. К выходу блока 15 подключен видеомагнитофон 16.

Кабина 17 тренажера имеет исполнительные механизмы 18 и 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Механизмы 18 и 19 связаны через преобразователь 20 сигналов с усилителями 21 и 22. Входы усилителей 21 и 22 подключены соответственно к радиоантеннам 23 и 24 (фиг. 2), образующим тело 2, при этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала.

Устройство работает следующим образом.

Телевизионное изображение макета 1 местности формируется на экране телеприемника 14, и водитель 13 с помощью органов 12 управления из кабины 17 управляет движением модели 3 транспортного средства. По сигналам датчиков 11 координатор 10 управляет приводом основания 4 модели 3 и водителю создается визуальная иллюзия движения по пересеченной местности.

Масштаб рельефа макета 1 местности совпадает с масштабом модели 3 транспортного средства, что исключает искажения визуального отображения движения большегрузного транспортного средства с большими габаритными размерами.

Одновременно с визуальной иллюзией водителю 13 создается вестибулярная иллюзия качания кабины 17. Этот эффект

40 достигается путем отработки исполнительными механизмами 18 и 19 качания разностного сигнала между подвижными радиопередающими антеннами 7 и 8 модели 3 и неподвижными антеннами 23 и 24, образующими тело 2.

Если модель 3 находится в центре макета 1 без крена, то разностный сигнал между антеннами 7 и 8 и антеннами

23 и 24 равен нулю, исполнительные механизмы 18 и 19 остаются в покое и кабина 17 находится в горизонтальной плоскости без крена. Если модель 3 переместилась по макету 1 при управлении водителем 13 и накренилась, то возникает рассогласование сигналов антенн

7 и 8 и 23 и 24. Разностный сигнал усиливается и преобразуется с помощью усилителей 21 и преобразователя 20 и с учетом местоположения координатора 10, отрабатывается исполнительными механизмами

18 и 19. Поэтому кабина 17 совершает такой же крен, как и модель 3 на макете местности, создавая вестибулярную иллюзию движения транспортного средства по пересеченной местности. Так как блок определения крена модели 3 выполнен безынерционным, методические погрешности имитации условий движения большегрузного автомобиля по пересеченной местности с переменной скоростью не вносятся и обучаемому объективно прививаются навыки вождения большегрузного транспортного средства.

Правильность движения модели 3 оценивается руководителем занятий как сразу же непосредственно, так и спустя некоторое время с помощью видеомагнитофона 16.

Радиоприемные антенны 23 и 24 могут быть размещены не в виде цилиндрического тела (фиг. 2), а в любой другой объемной фигуре, например, по стенам помещения, внутри которого размещен макет

1 и координатор 10.

Формула изобретения

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера, содержащее неподвижный макет местности, снабженную блоком определения крена подвижную модель транспортного средства, на которой установлены узлы съема и передачи информации, установленные в кабине тренажера с исполнительными механизмами качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях органы управления с датчиками их положения и канал приема информации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности, оно снабжено координатором, через который датчики органов управления каби1401503

Составитель Л. Резникова

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 2536/50 Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Г осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ны связаны с приводом модели транспортного средства и узлом съема и передачи информации, представляющим собой телевизионный канал, и узлом представления визуальной информации, причем блок определения крена подвижной модели выполнен в виде радиопередатчика с двумя группами радиопередающих антенн, а макет местности выполнен из радиопрозрачного материала и помещен в цилиндрическое тело, составленное из двух групп радиоантенн.