Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств, а точнее к средствам контроля и оценки мастерства вождения автомобилей на тренировочных площадках. Цель изобретения - повышение точности оценки мастерства вождения. Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде полого усеченного конуса, стержень 4 с заостренным концом, трубку 5 с сигнальным штоком 6 и пружиной 7, головку 9, растяжки 11, шаровой шарнир, состоящий из деталей 13, 14, 15 и 16, опору 17, зажим 18, отклоняющуюся рукоятку 19, кронштейн 20. Кроме того, в устройство входят фиксаторы 22 опоры, чашка 26 с подвижным диском, пружиной и петлей 28 перемычки , поворотное кольцо, крышка 31. На боковой поверхности корпуса 1 выполнен щелевой градуированный выступ. При выезде автомобиля за пределы обозначенных устройствами габаритов корпус 1 устройства сдвигается, а сигнальный шток 6 выходит из зацепления с чашкой 26 и выдвигается из корпуса устройства вверх. При установке устройства в исходную точку площадки трубка 5 за счет растяжек 11 и конструкции чашки 26 фиксируется в определенном положении, а сигнальный шток 6 перемещается внутрь трубки. 1 з. п. ф-лы, 3 ил. i С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я) 4 G 09 В 9 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 (М
C
Фиг 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4172299/40-11 (22) 30.12.86 (46) 07.06.88. Бюл. № 21 (72) В, В. Дмитриев и С. С. Прокопчик (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 879625, кл. G 09 В 9/04, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА ВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств, а точнее к средствам контроля и оценки мастерства вождения автомобилей на тренировочных площадках.
Цель изобретения — повышение точности оценки мастерства вождения. Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде полого усеченного конуса, стержень 4 с заостренным концом, трубку 5 с сигнальным.Я0» 1401504 А1 штоком 6 и пружиной 7, головку 9, растяжки 11, шаровой шарнир, состоящий из деталей 13, 14, 15 и 16, опору !7, зажим 18, отклоняющуюся рукоятку 19, кронштейн 20. Кроме того, в устройство входят фиксаторы 22 опоры, чашка 26 с подвижным диском, пружиной и петлей 28 перемычки, поворотное кольцо, крышка 31.
На боковой поверхности корпуса 1 выполнен щелевой градуированный выступ. При выезде автомобиля за пределы обозначенных устройствами габаритов корпус 1 устройства сдвигается, а сигнальный шток 6 выходит из зацепления с чашкой 26 и выдвигается из корпуса устройства вверх. При установке устройства в исходную точку площадки трубка 5 за счет растяжек 11 и конструкции чашки 26 фиксируется в определенном положении, а сигнальный шток 6 перемещается внутрь трубки. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
1401504
Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств, а именно к средствам контроля и оценки мастерства вождения автомобилей на тренировочных площадках.
Цель изобретения — повышение точности оценки мастерства вождения.
На фиг. 1 изображено устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, вид сверху.
Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде полого усеченного конуса из листового материала. Нижняя 2 и верхняя 3 кромки корпуса отбортованы.
По оси корпуса расположен стержень
4 с заостренным нижним концом. Верхний конец стержня соосно соединен с трубкой 5, являющейся его продолжением. Внутри трубки размещены сигнальный шток 6, верхний конец которого обработан на конус со скругленной вершиной, пружина 7 и опора 8 пружины, Опора закреплена в трубке, а пружина 7 в показанном на фиг. 1 положении штока 6 находится в сжатом состоянии. Шток изготовлен, например, из полимерного материала, контрастного по цвету относительно верхней части корпуса.
На верхний конец трубки 5 навинчена головка 9, в центре которой имеется отверстие под проход тонкой части штока 6. На своей боковой поверхности головка 9 имеет три ушка 10, с которыми соединены концы трех одинаковых по длине растяжек 11. В качестве растяжек используются тросики или цепочки. Другие концы растяжек закреплены в отверстиях трех петель 12, расположенных на одинаковой высоте и укрепленных через 120 друг от друга на внутренней поверхности корпуса 1.
Трубка 5 свободно проходит в отверстие, выполненное в шаре 13, поэтому нижний заостренный конец стержня 4 опирается на поверхность тренировочной площадки с некоторым усилием, определяемым весом стержня, трубки со связанными с ней деталями, а также жесткостью пружины 7.
Шар 13 охватывают две сферические чашки — нижняя 14 и верхняя 15, разделенные кольцеобразной пластиной 16, Чашки и пластины скреплены совместно винтами, а шар 13 имеет возможность свободно поворачиваться в чашках. Таким образом, детали 13 — 16 образуют шаровой шарнир.
Пластина 16 жестко связана с опорой 17, для чего во фланцах чашек выполнен симметричный вырез. Опора 17 с помощью зажима 18, имеющего отклоняющуюся рукоятку 19, закрепляется на кронштейне 20.
Верхний и нижний концы кронштейна закреплены на внутренней поверхности корпуса 1.
Для перемещения опоры 17 в вертикальной плоскости кронштейн 20 изготов5
55 лен из полосы и имеет продольный направляющий паз 21. В паз входят два фиксатора 22 опоры и ее резьбовой выступ 23. При навинчивании на этот выступ зажима 18 рукояткой 19 опора фиксируется на кронштейне.
Фиксаторы 22 удерживают опору 17 от проворачивания. Поэтому кольцеобразная пластина 16 и плоскость разъема чашек сохраняют горизонтальное положение при перемещениях опоры 17. Для прохода рукоятки 19 и установки опоры 17 в различные по вертикали положения на боковой поверхности корпуса 1 выполнен щелевой градуированный вырез 24. Обозначенная градуировка позволяет задавать различную регистрируемую устройством величину сдвига корпуса 1.
Верхний конец штока 6 (фиг. 2) упирается в цилиндрический выступ на нижней плоскости подвижного диска 25. Этот выступ перекрывает заподлицо отверстие в донышке чашки 26. В чашке размещена пружина 27, нижний торец которой опирается на верхнюю плоскость подвижного диска 25, а верхний — на крышку чашки 26. В центре крышка имеет отверстие, через которое проходит стержень, жестко связывающий диск 25 с петлей 28. 3а петлю диск можно перемещать в чашке 26 вверх по вертикали на некоторую величину, преодолевая при этом усилие пружины 27. Усилие, развиваемое этой пружиной, больше усилия пружины 7 сигнального штока, но меньше веса корпуса 1 вместе с закрепленными на нем деталями устройства.
Чашка 26 тремя перемычками 29 жестко связана с поворотным кольцом 30, верхняя кромка которого отбортована. Перемычки расположены через 120 и их оси образуют с радиальными направляющими окружности кольца некоторый угол. Нижние (по чертежу) плоскости перемычек скруглены.
В верхней части корпуса 1 закреплена кольцеобразная крышка 31. С помощью крышки 31 кольцо 30 за свою отбортовку поддерживается в горизонтальном положении и располагается с некоторым зазором по высоте относительно верхней плоскости отбортовки 3 корпуса 1. Поэтому кольцо 30 вместе с чашкой 26 может свободно поворачиваться вокруг оси корпуса 1.
Устройство устанавливается на тренировочной площадке таким образом, чтобы нижняя кромка 2 корпуса 1 располагалась на поверхности дорожного покрытия 32 площадки, а нижний заостренный конец стержня 4 под воздействием собственного веса и усилия пружины 7 упирался в контрольную точку 33 разметки, Таким образом, в исходном положении устройства верхний конец сигнального штока 6 под действием пружины 7 упирается в выступ подвижного диска 25.
1401504
Устройство работает следующим образом.
При выезде автомобиля за пределы обозначенных устройствами габаритов он задевает за корпус 1 устройства. Корпус нижней отбортованной кромкой 2 скользит по поверхности дорожного покрытия тренировочной площадки и сдвигается в сторону направления выезда автомобиля.
При сдвиге корпуса 1 заостренный конец стержня 4 остается на первоначально установленном месте, а трубка 5, за счет шарового шарнира, который через опору 17 жестко связан с корпусом 1, из вертикального положения перемещается в наклонное. При этом наклон верхней части трубки 5 происходит в направлении, соответствующем направлению выезда автомобиля.
Одновременно с наклоном трубки 5 обработанный на конус и скругленный конец сигнального штока 6 скользит по донышку чашки 26. При определенном наклоне трубки конец штока выходит из зацепления с чашкой 26. В этом случае под воздействием пружины 7 освободившийся сигнальный шток перемещается вверх, до упора его утолщенной нижней части в кромки отверстия головки 9.
Таким образом, при задевании автомобилем корпуса устройства в его верхней части появляется контрастный по цвету относительно этой части корпуса сигнальный шток 6. Шток фиксирует выезд автомобиля за пределы обозначенных корпусом устройства габаритов или препятствий, а также благодаря своему определенному наклону указывает и направление выезда автомобиля.
Перемещение верхнего конца штока при задевании корпуса 1 автомобилем происходит в радиальном относительно образующих окружностей чашки 26 и кольца 3 направлении. С целью исключения возможности скольжения верхнего конца штока по нижним плоскостям перемычек 29 они расположены таким образом, что их оси образуют некоторый угол относительно радиального направления окружностей..Кроме того, в случае упирания в нижнюю плоскость перемычки 29 скругленной вершины сигнального штока 6 кольцо 30 за счет усилия пружины 7 поворачивается вокруг продольной оси корпуса. Таким образом, шток без помех выдвигается наружу корпуса устройства.
Для установки устройства в исходное положение его корпус необходимо поднять вверх за петлю 28. Под воздействием веса устройства пружина 27 сжимается и петля 28 вместе с подвижным диском 25 перемещается вверх. В центре донышка чашки 26 открывается отверстие.
Одновременно за счет веса стержня 4 трубка 5 через отверстие в шаре 13 пере5
40 мешается вниз. Верхние (по фиг. 1) концы растяжек 11, закрепленные в ушках 10, вместе с головкой 9 также опускаются вниз.
Растяжки натягиваются и совместно с шаровым шарниром фиксируют трубку 5 в нижнем вертикальном положении. Длина растяжек подобрана таким образом, чтобы в крайнем нижнем положении трубки 5 верхний конец выдвинутого из трубки сигнального штока 6, находился под открытым в центре донышка чашки 26 отверстием.
Закрепленный конец выдвинутого вниз стержня 4 надо совместить с контрольной точкой 33 разметки и опустить корпус устройства за петлю 28 вниз. В момент опускания корпуса верхний конец сигнального штока входит в открытое отверстие донышка чашки 26 и вместе с шаровым шарниром фиксирует стержень 4 в одном определенном для начальной установки устройства положении.
При дальнейшем опускании корпуса 1 вниз сигнальный шток 6 сжимает пружину 7 и перемещается внутрь трубки 5. В момент установки нижней кромки 2 корпуса на поверхность дорожного покрытия пружина 27 разжимается и петля 28 вместе с диском 25 перемещается вниз, закрывая отверстие в чашке 26 и вытесняя из него верхний конец сигнального штока.
Таким образом, подняв корпус 1 за петлю 28 и затем опустив его в заданную точку поверхности тренировочной площадки, устройство и его элементы устанавливают в исходные положения.
Для изменения регистрируемой устройством величины сдвига корпуса при задевании его автомобилем необходимо отклоняющуюся рукоятку 19 перевести в горизонтальное положение и ее вращением ослабить силу прижатия зажима 18 и опоры 17 к кронштейну 20. Затем рукоятку 19 надо установить в положение, соответствующее нанесенной на вырезе 24 градуировке, и закрутить зажим 18. Одновременно с установкой рукоятки перемещается по направляющему пазу 21 кронштейна и связанная с ней опора 17.
Таким образом, перемещением опоры 17 изменяют величины верхнего и нижнего (по фиг. 1) плечей трубки 5 относительно оси поворота в шаровом шарнире. В нижнем положении опоры 17 устройство регистрирует минимальные сдвиги корпуса 1, а в верхних положениях величины регистрируемых сдвигов увеличиваются.
Отклоняющаяся рукоятка 19 после перевода опоры 17 в заданное положение и закручивания зажима 18 опускается. Поэтому даже в самом верхнем (по фиг. 1) положении опоры 17 корпус устройства не имеет дополнительных выступающих элементов и его габариты не изменяются.
1401504
Формула изобретения
Риг.5
Составитель В. Ионова
Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор О. Кравцова
3а каз 2536/50 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
l. Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств, содержащее установленный в корпусе подвижный элемент, связанный с сигнализатором, отличающееся тем, что, с целью повышения точности оценки мастерства вождения, корпус выполнен в виде усеченного полого конуса с закрепленным внутри него шаровым шарниром, кинематически связанным с подвижным элементом, выполненным в виде трубки, в нижней части которой закреплен стержень с заостренным концом, а на верхней установлена головка, через растяжки, связанная с корпусом, а внутри трубки на верхней ее части установлен сигнализатор, выполненный в виде подпружиненного сигнального штока, установленного для взаимодействия своим верхним концом с подпружиненным подвижным диском, кинематически связанным с петлей и установленным в чашке, закрепленной в верхней части конуса посредством перемычек, причем между чашкой и верхней частью конуса образована кольцевая щель с возможностью прохода в нее сигнального штока.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что крепление шарового шарнира к конусу выполнено с возможностью перемещения шарнира в ограниченных пределах по высоте конуса.