Распределительное устройство для управления шестиступенчатой коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности работы. Устройство управления содержит корпус 1 с расположенными в нем двухпозиционными распределителями 2 и 3

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (дН 4 В 60 К l7/ l0

7 „)

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4094799/27-11 (22) 14.07.86 (46) 15.06.88. Бюл. № 22 (71) Могилевский автомобильный завод им. С.М.Кирова (72) А.А.Винарский (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1240642, кл. В 60 К 17/10, 1984.

„„SU„„1402443 А 1 (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШЕСТИСТУПЕНЧАТОЙ КО- .

РОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач транспортного средства. Цель изобретения — повьппение надежности работы.

Устройство управления содержит корпус 1 с расположенными в нем двухпозиционными распределителями 2 и 3

402443 включения передач прямого хода, распределителем 4, включения диапазонов, ручным распределителем 5 переключения передач, распределителем 6 реверса и клапаном 7 задержки включения.

Клапан 7 выполнен двухпозиционным трехлинейным с управляющими полостями, в одной из которых установлена пружина 8. Первая линия клапана 7 со- . единена с шестой линией распределителя б реверса, вторая линия — с управляющей полостью 9, противоположной пружине 8, и с нагнетательной магистралью 10, а третья линия сообщена с гидробаком. При зтом в первой позиИзобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления диапазонными коробками передач транспортных средств.

Цель изобретения — повышение на.дежности работы.

На чертеже показана гидравлическая схема устройства управления шестиступенчатой коробкой передач транспортного средства.

Распределительное устройство состоит из корпуса 1 с расположенными в нем управляемыми двухпозиционными распределителями 2, 3 включения передачи прямого хода, распределителем

4 включения диапазонов и управляемыми .вручную распределителем 5 переключения передач и распределителем 6 реверса. Клапан 7 задержки включения 2р выполнен двухпозиционным трехлинейным с управляющими полостями, в одной из которых установлена пружина 8.

Первая линия клапана 7 соединена с шестой линией распределителя реверса,25 вторая линия — с управляющей полостью 9, противоположной пружине 8, и с нагнетательной магистралью 10, а третья линия сообщена с гидробаком, причем в первой позиции клапана за- 3р держки первая линия соединена с третьей, а во второй позиции вторая линия соединена с первой.

Гидролиния 1 1 соединяет через распределитель 4 Фрикционную муфту низ 35

mего диапазона с нагнетательной мации клапана 7 первая линия соединена с третьей, а во второй позиции — вторая линия соединена с первой. В устройстве управления диапазонной коробкой передач, снабженном клапаном 7 задержки, процесс переключения происходит таким образом, что, пока не включится диапазонная муфта, клапан

7 не подает рабочую жидкость к шестой линии распределителя 6, сообщая ее с гидробаком. Это обеспечивает сначала включение муфт диапазонов, а затем муфт включения передач в коробке передач. Тем самым увеличивается долговечность днапазонных муфт. 1 ил. гистралью 10. Гидролиния 12 соединяет через распределитель 4 муфту высmего диапазона с гидробаком. Гидролиния 13 соединяет через распределители 2, 3 и 6 фрикционную муфту I-ЕЧ передач с гидробаком. Гидролиния 14 . соединяет фрикционную муфту II-V передач через распределитель 2 с гидробаком, гидролиния 15 соединяет фрикционную муфту III-UI передач с гидробаком и гидролиния 16 соединяет фрикционную муфту обратного хода через распределитель 6 с гидробаком.

Устройство работает следующим образом.

По магистрали 10 рабочая жидкость от источника давления (не показан) подается к второй линии распределителя 5 переключения передач, к седьмой линии распределителя реверса, к второй линии клапана 7 задержки включения и в его управляющую полость 9, противоположную пружине, и через соединенные пятую и вторую линии распределителя 4 в гидролинию 11 питания муфты низшего диапазона. Прн достижении рабочего значения давления жидкости в гидролинии 11 фрикционная муфта низшего диапазона включается, а клапан 7 задержки, перемещаясь во вторую позицию, соединяет первую и вторую линии между собой и подает рабочую жидкость к шестой линии распределителя реверса 6.

1402443

Перемещая распределитель 6 в пер- распределителя 6 реверса с гидробавую позицию, в которой шестая линия ком. Происходит отключение питания соединена с второй, рабочая жидкость рабочей жидкостью распределителей 2 из магистрали 10 через клапан 7 за- и 3 до тех пор пока муфта высшег

Э о держки подается в гидролинию 13 муф- диапазона не включится и давление ты.включения Е-IV передач. Происхо- рабочей жидкости в магистрали 10 не дит включение I передачи, так как поднимется до заданного значения. И включена муфта низшего диапазона ° только после этого клапан 7 за задержки

При перемещении распределителя 5 во 10 переместится во вторую позицию и сно-. вторую позицию рабочая жидкость пода- ва соединит шестую линию распределиется через соединенные между собой теля 6 с магистралью 10, и тогда равторую и четвертую линии этого рас- бочая жидкость через находящиеся в пределителя в управляющую полость первой позиции распределители 2 и 3 распределителя 2. Распределитель 2 15 подается в гидролинию 13 муфты I-IV перемещается во вторую позицию и передач и происходит включение четсоединяет через .распределитель 6 ре- вертой передачи. верса и распределитель 3 нагнетательную магистраль 10 с гидролинией 14 Аналогично происходит процесс пемуфты включения II-Ч передач. Проис- 20 реключения с четв ч твертои передачи на ходит включение II передачи. третью А и енн именно — пока не переклю-

Перемещением распределителя 5 в чится диапаэонн ф апаэонная муфта с высшего третью позицию соединяются между со- . на низш на низшии, клапан 7 задержки не побой вторая, третья и четвертая линии дает рабочую ж

У очую жидкость к шестой линии вследствие чего рабочая жидкость из 25 распределителя 6 д лителя, соединяя ее с гидмагистрали 10 подводится к управляю- робак м б ро аком, что о еспечивает надежное щим полостям распределителей 2 и 3. включение вкл чение сначала муфт диапазонов, .Распределитель 2 остается во второй а затем — муфт включения III или IV позиции, а распределитель 3 перемещается из первой во вторую позицию 30 Включение V u IV передач происхои соединяет через себя гидролинию дит подобно включению II u III nepe14 с гидробаком, а гидролинию 15 че- дачи, т.е. при включенной муфте высрез распределитель 6 и клапан Р за- шего диапаз на его диапазона. держки с нагнетательной магистралью

10, Происходит включение третьей пе- Ф о р м у л а и з б

35 ла изо ретения редачи.

При перемещении распределителя 5 Распределительное устройство для в четвертую позицию третья, четвертая и пятая линии соединяются между передач транспортного средства соУ собои. При этом управляемые полости 10 держащее корпус, расположенные в нем распределителей 2 и 3 соединяются с управляемые вручную распределитель гидробаком. Вторая линия соединяется переключения передач и распредели.с шестои и рабочая жидкость из ма- тель реверса, гидравлически управлягистрали 10 подается в управляющую емые двухпоэиционные распределители полость распределителя 4, что застав- 45 включения диапазонов и включения пеляет переместиться его вторую пози- редач прямого хода, при этом распрецию и соединить пятую линию с треть- делитель включения ю — ния диапазонов и расей, а вторую с первой. пределителн включения передач прямоГидролиния 11 соединяется с гидро" го хода выполнены пятилинейными, расбаком, а гидролиния 12 с магистралью 60 пределитель переключения передач вы10 — происходит переключение муфт полнен шестипоэиционным шестилинейдиапазона с низшей на высшую. Посколь- ным, распределитель реверса выполнен и ым, прику бустер муфты высшего диапазона был четырехпозиционным семилинейным п инезаполненным, то в магистрали 10 чем нагнетательная магистраль свяэадавление рабочей жидкости во время 55 на с магистралью питания муфты низзаполнения бустера муфты снижается. шего диапазона -через распределитель

Это вызывает перемещение клапана 14 включения диапазонов, а магистраль задержки в первую позицию и, следо- питания муфты высшего диапазона свявательно, соединенис шестой линии зана через последний с гидробаком ро аком, 1402443

ВНИИПИ Заказ 2811/9 Тираж 558 Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, r. Ужгород, ул. Проектная„ 4 вторая линия распределителя включения диапазонов соединена с магистралью питания муфты низшего диапазона„ третья линия распределителя включе5 ния диапазонов соединена с магистралью питания муфты высшего диапазона, четвертая и пятая линии соединены соответственно- с гидробаком и с нагнетательной магистралью, первая линия распределителя переключения передач соединена с пятой линией распределителя реверса, вторая линия ! ,распределителя переключения передач ! ,соединена с нагнетательной магист- 15 ралью и седьмой линией распределителя . реверса, третья и четвертая линии распределителя переключения передач соединены соответственно с управляю щими полостямн первого и второго рас- 20 пределителя включения передач прямого хода, пятая линия распределителя переключения передач соединена с гидро баком, первая и четвертая линии рас,пределителя реверса соединены с гид- 25 робаком, вторая линия распределителя

;реверса соединена с пятой линией первого распределителя включения передач прямого хода, третья линия рас.пределителя реверса соединена с ма, гистралью питания муфты обратного ,хода, первые линии первого и второго распределителей включения передач прямого хода соединены с гидробаком, .вторые линии соединены соответствен35 .но с магистралью питания муфт третьей-шестой передач и магистралью питания муфт второй-пятой передач, третья

-линия первого распределителя включе:ния передач прямого хода соединена с

:пятой линией второго распределителя включения .передач прямого хода, третья линия второго распределителя включения передач прямого хода соединена с магистралью питания муфты первой-четвертой передач, в первой позиции распределителя включения диапазонов пятая линия соединена с второй, и во второй позиции пятая линия— с третьей в первой позиции распредеЭ

50 лителя переключения передач шестая линия соединена с первой, третья, четвертая и пятая линии соединены между собой, во второй позиции шестая линия соединена с первой, вторая линия — с четвертой, а третья — с пятой, в третьей позиции шестая линия соединена с первой, вторая, третья и четвертая линии соединены между собой, в четвертой позиции вторая линия соединена с шестой, третья, четвертая и пятая линии соединены между собой, в пятой позиции вторая линия соединена с шестой и четвертой, третья линия — с пятой, в шестой позиции вторая линия соединена с третьей, четвертой и шестой линиями, в первой позиции распределителя реверса пятая линия соединена с первой, шестая с второй, во второй позиции первая линия соединена с второй и пятой линиями, третья линия — с четвертой, в третьей позиции пятая линия соединена с первой и второй, третья линия— с шестой, в четвертой позиции первая линия соединена с второй, третья линия — с шестой и пятая — с седьмой, в первых позициях первого и второго распределителей включения передач прямого хода первые линии соединены с вторыми, третьи — с пятыми, во вторых позициях вторые линии соединены с пятыми, третьи — с четвертыми, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, оно снабжено клапаном задержки включения, выполненным в виде двухпозиционного трехлинейного распределителя с управляющими полостями, в одной иэ которых установлена пружина, при этом первая линия клапана задержки соединена с шестой линией распределителя реверса, вторая линия — с управляющей полостью, противоположной пружине, и с на1 гнетательной магистралью,, а третья линия сообщена с гидробаком, причем в первой позиции клапана задержки первая линия соединена с третьей, а во второй позиции вторая линия соединена с первой.