Котел-утилизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к теплообменной технике и м.б. использовано в топливосжигающих установках. Цель изобретения - повышение тепловой эффективности и компактности котла-утилизатора. Теплообменные секции 5 выполнены каждая из нескольких четных по кол-ву змеевиковых труб 6, закрепленных на подвесках. Каждая труба обрамляет перепускной патрубок (П) 2, при этом первая труба 6, расположенная у стенки корпуса, соединена с первой трубой 6, расположенной у стенки П 2, вторая от стенки корпуса труба соединена с второй от стенки П трубой и т.д. Подвески соединены между собой попарно в нижней части секции 5 и подключены к входному и выходному коллекторам 8 и 9, установленным в корпусе радиально над своими секциями 5 и жестко скрепленным с П 2. В нижней части каждой секции 5 установлены радиальные направляющие, с к-рыми подвижно соединены подвески, выполненные в виде гребенок, в вырезы к-рых заведены трубы 6. Расположение труб 6 в виде цилиндрических винтовых спиралей обеспечивает одинаковые зазоры между трубами по всему сечению и при том же диаметральном шаге увеличивает длину труб. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. с (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1402754 A 1 (51) 4 F 22 В 31 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,"ц. ц, К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ и,;; д р „ (21) 4030168/24-06 (22) 26.02.86 (46) 15.06.88. Бюл. № 22 (72) О. П. Саунин, В. И. Шестопалов, М. Я. Лобанов, В. И. Острук, Ю. А. Швед, А. К. Шпатаковский и В. П. Ополинский (53) 621.181.6(088 8) (56) Енин E. И. Судовые паровые котлы.
М.: Транспорт, 1984, с. 168, рис. 9.12.
Там же, с. 166, рис. 9.11. (54) КОТЕЛ-УТИЛИЗАТОР (57) Изобретение относится к теплообменной технике и м.б. использовано в топливосжигающих установках. Цель изобретения — повышение тепловой эффективности и компактности котла-утилизатора. Теплообменные секции 5 выполнены каждая из нескольких четных по кол-ву змеевиковых труб 6, закрепленных на подвесках. Каждая труба обрамляет перепускной патрубок (П) 2, при этом первая труба 6, расположенная у стенки корпуса, соединена с первой трубой 6, расположенной у стенки
П 2, вторая от стенки корпуса труба соединена с второй от стенки П трубой и т.д.
Подвески соединены между собой попарно в нижней части секции 5 и подключены к входному и выходному коллекторам 8 и 9, установленным в корпусе радиально над своими секциями 5 и жестко скрепленным с П 2.
В нижней части каждой секции 5 установлены радиальные направляющие, с к-рыми подвижно соединены подвески, выполненные в виде гребенок, в вырезы к-рых заведены трубы 6. Расположение труб 6 в виде цилиндрических винтовых спиралей обеспечивает одинаковые зазоры между трубами по всему сечению и при том же диаметраль- Я ном шаге увеличивает длину труб. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.!
402754
30
Формула изобретения
Изобретение относится к теплообменной технике и может быть использовано в Tollливосжигающих установках.
Цель изобретения — повышение тепловой эффективности и компактности.
На фиг. 1 показан котел, продольный разрез; на фиг. 2 — секция котла, продольный разрез; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — соединение змеевиковых труб в аксонометрии.
Котел-утилизатор содержит цилиндрический корпус 1 газохода с установленным
Io его оси перепускным патрубком 2, снабженным газоперепускной заслонкой 3 с прийодом 4. В зазоре между корпусом 1 газохода и патрубком 2 по высоте размещены теплообменные секции 5, выполненные каждая из нескольких четных по количеству змеевиковых труб 6, закрепленных на подвесках 7, соединенных между собой попарно в нижней части секций 5 и подключенных к входному и выходному коллекторам 8 и 9, которые установлены в корпусе 1 радиально над своими секциями 5 и жестко скреплены с перепускным патрубком 2, а каждая змеевиковая труба 6 обрамляет последний. Расположенная у стенки корпуса 1 первая змеевиковая труба 6 соединена со змеевиковой трубой 6, расположенной у стенки патрубка 2, вторая от стенки корпуса 1 труба 6 соединена с второй от стенки патрубка 2 трубой 6 и т.д. В нижней части корпуса 1 выполнена входная камера 10, а в верхней — выходной конус 11, В нижней час1и каждой секции 5 установлены радиальйые направляющие 12, с которыми подвижно соединены подвески 7, выполненные в виде гребенок, в вырезы которых заведены труфы 6. Подвески 7, поддерживающие трубу 6 большего диаметра, имеют число выступов, соответствующее количеству витков трубы
6, а на подвесках 7, поддерживающих остальные трубы 6, число выступов снижается соответственно уменьшению диаметра труб 6.
Котел снабжен поворотным сажеобдувом !
3, размещенным между секциями 5, и гидрозатвором 14. Во входной камере 10 предусмотрены патрубок 15 для входа газов, защитный щиток 16 и лючок 17 для осмотра и очистки. Подвески 7 скреплены с балками 18.
Котел-утилизатор работает следующим образом.
Выпускные газы из двигателя поступают во входную камеру 10 и, проходя последовательно через секции 5, обогревают змеевиковые трубы 6, а затем выходят через конус 11. Нагреваемая вода поступает во входные коллекторы 8, проходит по трубам 6 и .поступает в выходные коллекторы 9, откуда направляется к потребителям или в сепаратор пара. При последовательном подключении секций 5 вода вначале проходит верхнюю секцию 5, а затем нижнюю (для обеспечения противотока) . Количество газов, проходящее через зазоры между трубами 6, регулируется заслонкой 3.
Расположение змеевиковых труб 6 с обрамлением ими перепускного патрубка 2, т.е. в виде цилиндрических винтовых спиралей, обеспечивает между трубами 6 одинаковые зазоры по всему сечению, а главное, при том же диаметральном шаге значительно увеличивает длину трубы 6. Это дает возможность значительно повысить тепловую эффективность котла.
Размещение коллекторов 8 и 9 в газовой части котла над секциями 5 с закреплением их концами к перепускному патрубку 2 позволяет обеспечить компактность за счет уменьшения габарита по ширине, что особенно важно при размещении котла в стесненных условиях судового машинного отделения, упростить крепление перепускного патрубка 2, так как он подвешивается на коллекторах 8 и 9, которые в свою очередь опираются на корпус 1, повысить тепловую эффективность за счет того, что сами коллекторы 8 и 9, введенные в газовую часть котла, участвуют в теплообмене.
Все это позволяет повысить тепловую эффективность и компактность котла.
1. Котел-утилизатор, содержащий цилиндрический корпус газохода с установленным по его оси газоперепускным патрубком и размещенными в зазоре между последним и корпусом по высоте теплообменными секциями, выполненными каждая из нескольких четных по количеству змеевиковых труб, закрепленных на подвесках, соединенных между собой попарно в нижней части секции и подключенных к коллекторам, отличающийся тем, что, с целью повышения тепловой эффективности и компактности, коллекторы установлены в корпусе радиально над своими секциями и жестко скреплены с перепускным патрубком, а каждая змеевиковая труба обрамляет последний, при этом расположенная у стенки корпуса первая змеевиковая труба соединена со змеевиковой трубой, расположенной у стенки патрубка, вторая от стенки корпуса труба— с второй от стенки патрубка трубой и т.д.
2. Котел-утилизатор по и. 1, отличаюи ийся тем, что в нижней части каждой секции дополнительно установлены радиальные направляющие, с которыми подвижно соединены подвески труб, причем подвески выполнены в виде гребенок, в вырезы которых заведены трубы.!
402754
Составитель Г. Петров
Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 2840/25 Тираж 400 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугиская наб.. д. 4 5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород. ул. Проектная, 4