Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения - снижение трудоемкости и упрощение контроля. На обмотку статора 2 подается переменное напряжение промышленной частоты. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии, установленным на бандажном кольце. Величина тока через обмотку статора составляет 0,05-0,1 от номинального тока статора. Нагрев бандажных колец пропусканием тока по обмотке статора осуществляют в случае, если надо обнаружить трещины на наружной поверхности колец. Если же необходимо обнаружить трещины, расположенные ближе . к внутренним поверхностям, более предпочтительным является пропускание тока по обмотке ротора. Величина тока выбирается в пределах от 0,1 до 0,2 номинального тока через обмотку ротора . Данньй способ дает возможность контроля трещин в бандажных кольцах турбогенератора в рабочем положении ротора и не требует его выемки из статора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. с (в (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4076690/24-07 (22) 08. 04. 86 (46) 15.06.88. Бюл. № 22 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) Ю.Л.Аронштам, Г. 3. Горбатов и О.И. Ибадов (53) 621. 313. 04 (088. 8) (56) Balogh I., Peter А. Monitoring
stress corrosion cracking of austenitic. steels for endwinding ге ахпю
rings of generator rotors by acoustic, emissions. — Proc. of Int. Conf. of
Electr. Machines. Part.3. September
1982, Budapest р. 863-867. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРЕЩИН В БАНДАЖНЫХ КОЛЬЦАХ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА (57) Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения— снижение трудоемкости и упрощение контроля. На обмотку статора 2 подается переменное напряжение промышлен—
„„SU„, 1402975 А 1 (ц g G 01 R 31/34, Н 02 К 15/02 ! ной частоты. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии, установленным на бандажном кольце.
Величина тока через обмотку статора составляет О, 05-0, 1 от номинального тока статора, Нагрев бандажных колец пропусканием тока по обмотке статора осуществляют в случае, если надо обнаружить трещины на наружной поверхности колец. Если же необходимо обнаружить трещины, расположенные ближе к внутренним поверхностям, более предпочтительным является пропускание тока по обмотке ротора, Величина тока щ
С2 выбирается в пределах от 0,1 до 0,2 номинального тока через обмотку ротора. Данный способ дает возможность контроля трещин в бандажных кольцах турбогенератора в рабочем положении ротора и не требует его выемки из статора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. Ьиий
1402975
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для ббнаружения дефектов типа трещин в бандажных кольцах турбогенератора.
Целью изобретения является снижение трудоемкости и упрощение процедуры контроля.
На фиг.! показана схема реализациг
< пособа контроля бандажных колец пуРем пропускания переменного тока через статор," на фиг.2 - то же, путем пропускания постоянного тока через ротор, Способ, реализуемый согласно схеме, изображенной на фиг.1, заключает-. ея в следующем.
От блока 1 управления (трансформатор мощностью 180-630 кВт в зависимости от мощности турбогенератора) íà 20
Обмотку статора 2 подается переменное
Напряжение промышленной частоты. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3 и их последующем охлаждении после отключения напряжения, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии, установленным на бандажном коль-. це 3 с помощью липкой ленты,,и аналиЗируются в измерительном блоке 5 сиг- 30 йалов (например, серийный прибор АФ15) акустический эмиссии.
При контроле согласно схеме, изобваженной на фиг.2, на обмотку ротора через контактные кольца 7 от блока
8 управления (возбудитель постоянного
Мока резервный или другой машины) подается постоянное напряжение. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3 и их после- 4 дующем охлаждении после отключения
Напряжения, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии (входит в состав серийного прибора АФ- >
15), установленным на бандажном кольце 3 с помощью липкой ленты, и анализируются в измерительном блоке 5 сигналов акустической эмиссии.
Выбор интервалов значений переменйого тока через обмотку статора от
Î,05 до 0 1 номинального переменного
50 т. ока через обмотку статора и от 0,1 до 0,2 номинального постоянного тока через обмотку ротора связан с тем, Что большие значения тока нежелательны из"за ухудшенных условий охлаждения ротора на остановленной машине, а меньшие будут слабо нагревать бандажные кольца.
В обоих случаях ротор остается неподвижным или периодически поворачивается с помощью валоповорота с целью недопущения деформации вала ротора при нагреве. Температуру бандажного кольца можно контролировать термопарным щупом, а температуру обмотки ро тора — путем измерения ее сопротивления.
Нагрев колец путем пропускания тока по обмотке статора является предпочтительным в случае, если необходимо обнаружить трещины, расположенные с наружной поверхности бандажных колец. Если необходимо обнаружить трещины, расположенные ближе к внутренним поверхностям, более предпочтительным является пропускание тока по обмотке ротора.
Предлагаемый способ дает возможность контролировать трещины в бандажных кольцах турбогенератора в рабочем положении ротора, не требуя выемки ротора из статора и обратной его установки, Формула из обре т ения
1. Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора, закжочающийся в том, что создают напряженно-деформированное состояние в материале колец путем нагрева и последующего охлаждения, регистрируют сигналы акустической эмиссии и по ним судят о наличии трещин, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и упрощения процедуры контроля, кольца нагревают путем пропускания тока по обмоткам электрической машины.
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения чувствительности к трещинам, расположенным на внутренней поверхности бандажного кольца, нагрев колец осуществляют пропусканием по обмотке ротора постоянного тока, значение которого составляет 0,1-0,2 от номинального тока ротора.
3. Способ по п. l, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения чувствительности к трещинам, расположенным на внешней поверхности " бандажного кольца, нагрев колец осуществляют пропусканием по обмотке статора переменного тока промышленной частоты, значение которого составляет 0,05-0,1 от номинального тока статора.
1402975
Составитель Ф.Подольская
Редактор А.Маковская Техред М,дидык
Корректор И.Муска
Заказ 2854/36
Тираж ?72 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул., Проектная, 4