Явнополюсная синхронная электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности путем снижения потерь на поверхности полюсов. Электрическая машина содержит полюса ротора из штампованных заготовок. Они выполнены с выступами 3 и впадинами 4 на поверхности полюсного наконечника, обращенного к статору. Изобретение позволяет улучшить энергетические характеристики машины. 1 з.п. ф-лы, бил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПХ БЛИН (51)4 Н 02 К 1 24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ --: 13, Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4157038/24-07 (22) 08.12.86 (46) 15.06.88. Бюл, У 22 (71) Ленинградское электромашиностро-ительное объединение "Электросила" им. С.М. Кирова (72) А.А. Дукштау, А.С. Орлов, В.К. Белянин и Ю.Е. Лавров (53) 621.313.04(088.8) (56) Абрамов А.И. и др ° Расчет и конструкция гидрогенераторов. М,: Высшая школа, 1964, с. 98.
Авторское свидетельство СССР
У 633112, кл. Н 02 К 1/08, 1978, „„SU„„1403228 А1 (54} ЯВНОПОЛЮСНАЯ СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— повышение надежности путем снижения потерь на поверхности полюсов. Электрическая машина содержит полюса ротора из штампованных заготовок. Они выполнены с выступами 3 и впадинами 4 на поверхности полюсного наконечника, обращенного к статору. Изобретение позволяет улучшить энергетические характеристики машины. 1 з.п. ф-лы, бил.
1403228
Изобретение относится к электромашиностроению и,. в частности, к электрическим машинам большой мощности, например гидрогенераторам.
Пель изобретения — повышение на5 дежности путем снижения потерь на поверхности полюсов и улучшение энергетических характеристик, На фиг. 1 изображен полюс, набран- 10 ный попеременно из штампованных заготовок, которые образуют профилированную поверхность; на фиг, 2 — профилированная поверхность полюсного наконечника с чередующимися в аксиальном на-.
15 правлении выступами и впадинами,приниМающая на себя магнитный поток; на фиг, 3 — воздушный зазор между полюсным наконечником и статором; на фиг.4, 5,б — графики, поясняющие сущность предлагаемого решения.
Электрическая машина состоит из явных полюсов ротора, набранных из штампованных заготовок 1 и 2, которые образуют соответственно выступы 3 и впадины 4 на,поверхности полюсного наконечника, обращенного к статору 5, Из-за разной магнитной проводимости (фиг. 3) воздушного зазора d индукция в воздушном зазоре и на поверхности полюсов (фиг. 4), состоит из
Постоянной и переменной составляющей, обусловленной зубчатостью статора.
На графике фиг, 4 по оси абсцисс отложено расстояние по ширине полюса по оси ординат — индукция В. В> „
Соответствует точке на поверхности IIo люса, расположенной против зубца статора. Постоянная составляющая неподВижна относительно полюса, а переменная с перемещением полюса наводит в 40 нем вихревые токи высокой частоты, В силу сложившейся конструкции синхронной машины средняя индукция в воздушном зазоре и на поверхности полюсов существенно ниже, чем в зубцах стато- 45 ра и теле полюса. Поэтому, если изобразить магнитную характеристику для конечной глубины полюсного башмака, то она примет вид фиг.5 со средней индукцией в точке Ао прямолинейной час-50 ти кривой, Колебания проводимости воздушного зазора будут сопровождаться изменением намагничивания в поверхностном слое полюсных башмаков и Н „н соответствующими изменениями магнитной индукции dBo относительно точки
А . Эти изменений индукции существенны именно потому, что они происходят на прямолинейной части характеристики. В то же время с выполнением рифления даже на небольшую величину— всего несколько миллиметров — поток устремится в выступающие части полюса как по путям наименьшего сопротивления, хотя в этих частях индукция будет резко увеличиваться и на поверхности полюсов магнитное состояние перемещается в точку С. Это повьш ение индукции в поверхностном слое полюсов вызовет повышение намагниченности сил для переменного потока и Н,,»о на криволинейной части характеристики в точке
С это уже не будет вызывать существенных колебаний индукции 4 В„, а следовательно,и добавочных потерь (фиг,б), Разумеется такое рифление тем или иным способом может быть выполнено не только на шихтованных полюсах, сердечниках, но и на сплошных магнитопроводах в пределах активной части машины.
Технико-зкономическая эффективность изобретения состоит в повышении надежности электрической машины за счет снижения добавочных потерь на поверхности полюсов и улучшения энергетических характеристик.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Явнополюсная синхронная электрическая машина, содержащая статор, состоящий из корпуса и зубчатого сердечника, ротор с ободом, на котором закреплены полюса, имеющие внешнюю профилированную поверхность наконечника, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения потерь на поверхности полюсов и улучшения энергетических характеристик, профилированная поверхность полюсного наконечника образована чередующимися в аксиальном направлении выступами и впадинами.
2. Машина по н.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что полюса выполнены шихтованными.
f403228
1403228
Составитель А. Кузьмин
Техред Д.Сердюкова Корректор Л. Пилипенко
Редактор M. Товтин
Заказ 2875/48 Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открь тий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,,д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, yè. Пг