Корригирующее устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к станкостроению и может найти применение в зубообрабатывающих станках. Цель изобретения - упрощение устройства и расширение его технологических возможностей за счет осуществления быстI -
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
COQHAЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5ц ф В 23 F 23/10
Фиг. 2
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4052897/25-08 (22) 11.04.86 (46) 23.06.88. Бюл. У 23 (75) В.К.Ионов (53) 621. 914. 7: 53 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 404584, кл. В 23 F 23/10, 1971.
„„SU„„3404215 A 1 (54) КОРРИГИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к станкостроению и может найти применение в зубообрабатывающих станках. Цель изобретения - упрощение устройства и расширение его технологических возможностей за счет осуществления быст1
1404215 рой переналадки его для широкого диапазона величины компенсации погрешностей, Устройство предназначено для размещения между гитарой деления и червячной делительной парой зубофрезерного станка для компенсации циклической погрешности пары, Устройство
Изобретение относится к области станкостроения и может найти применение в зубообрабатывающих станках.
Цель изобретения — упрощение устройства и расширение его технологических возможностей за счет осуществления быстрой переналадки его для широкого диапазона величины компенсации погрешностей.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема цепи деления-обката зубофрезерного станка с корригирующим устройством; на фиг, 2 — корригирующее устройство, общий вид; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Исполнительный механизм корригирующего устройства 1 размещен в разрыве кинематической цепи станка между гитарой 2 деления-обката и конечным звеном - червячной делительной парой, состоящей из делительного червяка 3 и червячного делительного колеса 4, и представляет собой зубчатую передачу, состоящую иэ пары зубчатых колес с равным числом зубьев, при этом каждое из колес состоит из ступиц 5 и 6, размещенных соответственно на ведущем 7 и ведомом 8 валах, и ободов 9 и 10, размещенных на соответствующих ступицах. Ступицы 5 и 6 взаимодействуют с валами 7 и 8 посредством комбинированных посадок, содержащих гладкие участки d1 и шлицевые венцы D, причем гладкие посадочные участки d выполнены концентрично шлицевым венцам D < °
Ободы 9 и 10 взаимодействуют с.о ступицами 5 и 6 также посредством комбинированных посадок„ содержащих гладкие участки d> и шлицевые венцы
D причем гладкие посадочные участТ ки d> также выполнены концентрично содержит ведущий и ведомый валы 7,8, несущие с возможностью взаимодействия между собой зубчатые колеса, имеющие одинаковое число зубьев . Колеса выполнены в ниде ступиц 5,6, несущих зубчатые венты 9, 10, которые эксцентрично смещены относительно валов, 3 ил, 2 шлицевым венцам D>. Вместе с этим щлицевые венцы D, и П у ступиц 5 и
6 выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом е. С таким же эксцентриситетом е выполнены зубчатые, венцы Dd ободов 9 и 10 по отношению к их шлицевым венцам D .
Крепление колес на валах 7 и 8 осуществляется посредством шайб 11
19 и 12 и гаек 13 и 14.
Устройство работает следующим образом.
Зная циклическую погрешность на конечном звене — червяк 3 — червячное колесо 4, создают накопленную погрешность в зубчатой передаче амплитудой, соответствующей погрешности на конечном звене, но смещенной по фазе на 180 . Указанная накопленная
20 погрешность создается за счет обеспечения зубчатым венцам Dd каждого из ободов 9 и 10 эксцентриситета Е по отношению к осям валов 7 и 8, вызывающему возникновение накопленной
25 погрешности каждого из колес, равной половине накопленной погрешности зубчатой передачи. Для этого ободы 9 и
10 выводят из шлицевых зацеплений Р и поворачивают обод до требуемой ве- ® личины зксцентриситета, после чего вновь вводят в зацепление шлицевые венцы, фиксируя угловое положение обода.
Величина необходимого эксцентри35 ситета определяется следующей зависимостью (где Š— величина эксцентриситета зубчатого венца, создаваемая на каждом из колес пе14042 редачи по отношению к оси вала, мм; амплитудное значение циклической погрешности конеч5 ного звена, рад; радиус делительной окружности каждого из колес передачи, мм;
o(-; p
- передаточное отношение в червячной делительной паре;
4 — коэффициент, учитывающий участие в работе пары зубчатых колес, а также связь эксцентриситета с накопленной погрешностью, создаваемой им.
После этого устанавливают угловое положение эксцентриситета относитель- 20 но ведомого вала таким образом, чтобы накопленная погрешность передачи была в противофазе погрешности конечного звена, для чего ступицу 6 выводят из шлицевого зацепления D, и по- 25 ворачивают на требуемый угол, после чего вновь вводят в зацепление шлицевые венцы, фиксируя положение ступицы с ободом. Далее, проведя аналогичные приемы, поворачивают ступицу .5 таким образом, чтобы направления эксцентриситетов ведущего и ведомого колес были смещены по отношению друг к другу на 180О, после чего закрепляют ступицы с ободами на валах посредством шайб ll и 12 и гаек 13
35 и 14.
Таким образом, рабочие венцы обо" дов каждого иэ колес могут быть ус-! тановлены по отношению к осям валов . 4О
4 как без смещения, так и со смещением, причем максимальный эксцентриситет может достигать величины Е = 2e при этом может быть обеспечено любое
его угловое положение в пределах от
0 до 360 . Создаваемый таким образом эксцентриситет вносит в зубчатую передачу накопленную погрешность, которая обеспечивает кинематической цепи компенсирующий дополнительный поворот, равный по амплитуде циклической погрешности с частотой вращения делительного червяка, но противоположный ей па фазе.
Формула изобретения
Корригирующее устройство к эубофрезерному станку, предназначенное для размещения между гитарой деления и червячной делительной парой станка для компенсации циклической погрешности последней и включающее в едущий вал, предназначенный для связи с червя-, ком, ведомый вал и пару зубчатых колес с одинаковым числом зубьев, одно из которых закреплено на ведущем валу, а второе выполнено в виде ступицы, несущей зубчатый.венец, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства и расширения технологических возможностей, первое колесо выполнено конструктивно идентично второму, которое размещено на ведомом валу с воэможностью вэаимодей! ствия с первым колесом в условиях их взаимного относительного наладочного поворота и фиксации, при этом зубчатые венцы размещены эксцентрично относительно валов .
1404215
Составитель В, Слиткова
Техред A„Kp K Ko e To 3. Лончакова
Редактор И. Тупица
Заказ 3024/11 Тираж 880 Подписное
ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4