Топливокислородная фурма
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к сталеплавильному производству, и может быть использовано для продувки жидкого металла. Цель изобретения - повышение стойкости фурмы. В головке фурмы в тракте подвода охладителя направляющие каналы выполнены вертикально, а в донной части эти каналы расположены радиально с огибанием сопел, при этом глубина этих каналов составляет 0,2- 0,3, а ширина 0,5-0,8 величины зазора кольцевой щели тракта для отвода охладителя . Предлагаемое усовершенствование позволяет повысить стойкость топливокислородной фурмы в 2,0-2,5 раза . 2 ил. Э
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ЯУ
m4 С 21 С 5/48
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " -, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4148006/23-02 (22) 18.07.86 (46) 23.06.88. Бюл. № 23 (71) Институт черной металлургии (72) И.Д.Усачева, И.И.Кобеза, В.Е.Пронькин, Г.Л.Шаповал и В.M.Ëóêüÿíåíêî (53} 669.184.142 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 364681, кл. С 21 С 5/48, 1973 °
Патент США ¹ 3901445, кл. С 21 С 5/46, опублик. 1975.
Авторское свидетельство СССР № 952971, кл. С .21 С 5/48, 1978. (54) ТОПЛИВОКИСЛОРОДНАЯ ФУРИА (57) Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к сталеплавильному производству, и может быть использовано для продувки жидкого металла. Цель изобретения — повышение стойкости фурмы. В головке фурмы в тракте подвода охладителя направляющие каналы выполнены вертикально, а в донной части эти каналы расположены радиально с огибанием сопел, при этом глубина этих каналов составляет 0,20,3, а ширина 0 5-0,8 величины зазора кольцевой щели тракта для отвода охладителя. Предлагаемое усовершенствование позволяет повысить стойкость а
Ю. топливокислородной фурмы в 2,0-2,5 раза. 2 ил.
1404529
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к сталеплавильному производству, и может быть использовано для продувки жидкого ме5 талла.
Цель изобретения — повышение стойкости фурмы.
На фиг,1 изображена предлагаемая фурма, продольный разрез;на фиг.2— то.же, поперечный разрез.
Топливокислородная фурма содержит концентрически расположенные трубы, образующие тракты 1-4 для подвода топлива и окислителя, подвода и отво- 15 да охладителя, головку 5 с соплами
6, в тракте 4 отвода охладителя выполнены направляющие элементы, образую" щие каналы 7 в виде многозаходной спирали. 20
В тракте 3 подвода охладителя выполнены вертикально направляющие каналы, а в донной части фурмы эти каналы расположены радиально с огибанием сопл, причем направляющие каналы 25 выполнены глубиной, равной 0,2-0,3 и шириной 0 5-0,8 ширины кольцевой щели тракта 4 для отвода охладителя.
Топливокислородная фурма работает 30 следующим образом.
По тракту 1 фурмы подают топливо, по следующему за ним тракту 3 — ozладитель, по двум рядом расположенным трактам 2 окислитель и по тракту 4
35 .:существляют отвод охладителя. В процессе выплавки стали фурму погружают . в расплав и производят топливокислородную продувку. При этом воспринимаемое фурмой от расплавленного металла 40 и шлака тепло отводится охладителем.
Благодаря наличию направляющих каналов 7 в трактах подвода и отвода охладителя и между соплами в донной части фурмы движение охладителя не беспорядочное, а организованное, направленное. Вертикально расположенные на внутренней поверхности подводящего охладитель тракта направляющие каналы
7 переходят в донной части в радиальные, а затем в отводящем охладитель тракте — в спиральные. Таким образом, охладитель получает направленное движение уже в тракте подвода, затем организованно огибает сопла в донной
55 части и в отводящем тракте и по спирали направляется далее в отводящий тракт. Направляющие каналы, кроме обеспечения организованного и вихревого движения, также увеличивают поверхность теплообмена.и тем самым повышают эффективность отвода тепла от наиболее теплонапряженных участков фурмы, особенно важно это в момент локальных пиковых нагрузок со стороны реакционных зон. В результате этого стойкость фурм увеличивается, От ширины кольцевого зазора тракта отвода охладителя зависит величина проходного сечения и сопротивление движению охладителя, которые влияют на скоростной режим и связанную с ним эффективность отвода тепла, поэтому параметры направляющих каналов (глубина и шарина их) и выбраны в зависимости от нее.
Конфигурация направляющих каналов может быть различной (прямоугольной, квадратной, полукруглой), но,глубина их должна составлять не менее 0,2 и не более 0,3, а ширина не менее 0,5 и не более 0 8 ширины кольцевой части тракта для отвода охладителя.
При высоте элементов направляющих каналов менее 0,2 ширины кольцевой щели тракта отвода охладителя (особенно при минимальной ширине ее б8 мм) образующийся в них при движении пограничный слой является зоной возникновения паровой пленки, в результате чего фурма прогорает. При высоте элементов направляющих каналов более
0,3 ширины кольцевой щели тракта отвода охладителя (особенно при максимальной ее ширине 20-25 мм) эффективность охлаждения, а следовательно, и стойкость, также резко снижается, так как уменьшается скорость движения охладителя в результате значительного увеличения сопротивления движению..
Ширина направляющих каналов выбрана из расчета увеличения поверхности теплообмена, а также радиального расположения Нх с огибанием сопел в донной части фурмы. С учетом этого ширина направляющих каналов принята равной 0,5О, 8 ширины кольцевой щели тракта отвода охладителя.
При ширине каналов менее 0,5 ширины кольцевой щели тракта отвода охладителя, увеличивается сопротивление движению,, вследствие чего уменьшается скорость охладителя и коэффициент теплоотдачи конвекцией, и, несмотря на
14045 увеличение поверхности теплообмена, эффективность теплоотвода снижается.
При ширине направляющих каналов более
0,8 ширины кольцевой щели тракта отвода охладителя количество направляющих каналов и их поверхность сокращается, увеличение поверхности направляющих каналов становится недостаточным для повышения эффективности отво- 1О да тепла, стойкость фурмы уменьшается.
Таким образом, в интервале исследуемых глубин направляющих каналов наи-.. более целесообразной с точки зрения увеличения стойкости является ширина 15 направляющих каналов, равная 0 5-0,8 ширины кольцевой щели тракта для отвода охладителя.
Пример. Опробование предлагаемой конструкции топливокислородной 20 фурмы производят на 1,5-тонном конвертера.
Изготавливают три фурмы с литыми наконечниками, в которых выполняют направляющие каналы прямоугольного сечения с указанным их расположением, глубина направляющих каналов одной из них составляет 0,2, второй 0,25 и третьей 0,3 ширины кольцевой щели тракта для отвода охладителя, а имен- 30 но 2,5; 3,0; 3,75 мм. Ширина направляющих каналов составляет 0,5; 0,75 и 0,8 ширины кольцевой щели отводящего тракта или соответственно 6,25;
8/10; 10,0 мм.
При опробовании опытных топливо кислородных фурм принимают технологические условия, подобные тем, в которых испытывают обычные цеховые фурмы.
В конвертер загружают 150-200 кг лома 40 с 40 кг извести, лом нагревают в течение 4-5 мин, При этом в каждую фурму подают 3,0 м /мин природного газа; через кислородные сопла, направленные вниз 5,0 м /мин, а через сопла, нап- 45 равленные вверх, 1,0 М3 /мин кислорода. Расход охлаждающей воды составляет 20-22 м /ч. После нагрева лома в конвертер заливают 1350-1300 кг низкофосфористого чугуна с температурой б0 о
1300-1320 С. Фурмы располагают на расстоянии 300-400 мм от условного уровня металла и производят продувку. На 4-й минуте продувки в конвертер подают 50 кг извести и 4 кг пла29
4 викового шпата. На 5-й минуте продувки производят перераспределение кислорода по трактам фурм (в сопла, направленные вниз, подают 1,5 м /мин кислорода, в сопла, направленные вверх, 3,5 м /мин) . Несколько уменьшают расход природного газа (1,8 м /
/мин). На 6-й минуте фурмы опускают несколько ниже условного уровня металла и производят продувку. Продолжительность продувки .составляла 1112 5 мин. По ходу плавки производят отбор проб металла зондом, конечный состав металла и шлака контролируют на повалке конвертера.
Фурма предлагаемой конструкции показывает стойкость в 2,0-2,5 раза вышее, чем фурма без направляющих каналов. Причем прогары происходят по сварочным швам, соединяющим медные головки со стальными патрубками, и вокруг сопел в результате воздействия реакционных зон. В предлагаемой же топливокислородной фурме с направляющими каналами в результате улучшения охлаждения и снятия пиковых тепловых нагрузок пространство вокруг сопел не только не прогорает, но и разгар самих сопел незначителен.
Таким образом, использование топливокислородной фурмы предлагаемой конструкции позволяет повысить ее стойкость в 2,0-2,5 раза.
Формула изобретения
Топливокислородная фурма, содержащая концентрично расположенные трубы, образующие тракты для подвода топлива и окислителя, подвода и отвода охладителя, головку с соплами, в которой в трактах подвода и отвода охладителя выполнены направляющие элементы, образующие каналы в виде многозаходной спирали, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения стойкости фурмы в тракте подвода охладителя направляющие каналы расположены вертикально, а в донной части радиально с огибанием сопл, причем глубина этих каналов составляет 0,2-0,3, а ширина - 0 5-0,8 величины зазора кольцевой щели тракта для отвода охладителя.
) 604529
1404529
Фиг Г
Составитель С.Миронов
Техред М.Ходанич
Редактор Н.Яцола
Корректор Э.Лончакова
Заказ 3058/27 Тираж 545 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4