Бесступенчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Целью изобретения является обеспечение реверса передачи путем установки наружных обойм механизмов свободного хода в корпусе посредством управляемых муфт и упрощение конструкции передачи путем размещения механизма изменения эксцентриситета на ведущем валу со стороны его выхода из корпуса. При включении одной из управляемых муфт 19 или 20 соответственно одна из наружных обойм 10 или 11 заклинится на корпус 1, а вращение второй посредством центрального колеса 13 или 12 и водила 14 дифференциального механизма передается на выходной вал в том или ином, направлении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. С и
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) SU (ш (SO 4 F 16. Н 3 60 31/00
3,е „
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
," с
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСМОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
/ (21) 4172370! 25-28 (22) 30.12.86 (46) 23.06.88. Бюл. 1Р 23 (71) Челябинский политехнический институт им.Ленинского комсомола (72) А.Л.Колесников, В.Ф.Гречишкин и В.И.Димитров (53) 621.833.6(088.8) (56) Леонов А.И., Дубровский А.Ф.
Механические бесступенчатые нефрикционные передачи непрерывного действия. - M.:Ìàøèíoñòðîåíèå, 1984, с.33, рис.28. (54) БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является обеспечение реверса передачи путем установки наружных обойм механизмов свободного хода в корпусе посредством управляемых муфт и упрощение конструкции передачи путем размещения механизма изменения эксцентриситета на ведущем валу со стороны его выхода из корпуса. При включении одной из управляемых муфт 19 или 20 соответственно одна из наружных обойм
10 или 11 заклинится на корпус 1, а вращение второй посредством центрального колеса 13 или 12 и водила 14 дифференциального механизма передается на выходной вал в том или ином направлении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1404709
Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения — реверс ведомого вала путем установки наружных обойм механизмов свободного хода в корпусе посредством управляемых муфт и упрощение конструкции передачи путем размещения механизма изменения эксцентриситета на ведущем валу со стороны .его выхода из корпуса.
На фиг.l изображена бесступенчатая передача; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.l; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.l; на фиг.4 — вариант конструкции15 реверсивной бесступенчатой передачи с параллельным расположением осей ведущего и ведомого валов.
Бесступенчатая передача содержит установленные в корпусе 1 ведущий 2 20 и ведомый 3 валы. На эксцентриковой части ведущего вала 2, пропущенного через корпус 1, установлен эксцентрик 4, на котором свободно размещен промежуточный вал 5, жестко связан- 25 ный с расположенными навстречу один другому храповыми колесами 6 и 7 двух механизмов свободного хода (МСХ), направления действия которых противоположны. Собачки 8 поджиг аются к хра-30 повым колесам 6 и 7 упругими элементами 9, а наружные обоймы 10 и 11 установлены на подшипниках в корпусе 1 и связаны соответственно с центральными колесами 12 и 13 конического дифференциала, водило 14 которого кинематически связано с ведомым валом 3.
Кинематическая связь может быть реализована или с помощью конических цилинд 40 рических колес 17 и 18. В последнем случае оси ведущего и ведомого валов параллельны. Количество последних может быть произвольным. Наружные обоймы 10 и 11 связаны с корпусом 1 4 посредством управляемых электромагнитных муфт 19 и 20.
Механизм изменения эксцентриситета выполнен по схеме с двумя эксцентриками, расположен на ведущем валу 2
50 со стороны, противоположной расположению привода. При этом эксцентрик 4 посредством винтовой пары 21 связан с управляющей рукояткой 22.
Передача работает следующим обра 55 зом.
Если эксцентриситет OS эксцентрика равен нулю, при вращении ведущего вала 2 промежуточный вал 5 остается неподвижным, а следовательно, неподвижен и ведомый вал 3. Имеет место стоповый" режим, который осуществляется независиМо от положения электромагнитных муфт 19 и 20. "Стоповый" режим может быть осуществлен при произвольном значении эксцентриситета
0$ при одновременном выключении электромагнитных муфт 19.и 20, что приводит к свободному вращению наружных обойм )0 и 11 NCX в корпусе 1.
При ненулевом значении эксцентриситета OS и включенной одной из муфт
19 .или 20 вращение ведущего вала 2 вызывает сложное плоскопараллельное движение промежуточного вала 5. Если включена электромагнитная муфта 19, а муфта 20 выключена, наружная обойма 10 относится к корпусному МСХ, а наружная обойма ll — к выходному.
В корпусном NCX в произвольный момент времени в зацеплении с храповиком 6 находится та собачка 8, которая может сообщить ведомому элементу (им для корпусного МСХ является промежуточный вал 5) наибольшую по сравнению с другими собачками скорость вращения относительно ведущего вала 2.Остальные собачки 8 прищелкивают по храповому колесу 6. С увеличением эксцентриситета OS передаточное отношение корпусного MCX возрастает.
В выходном МСХ, для которого промежуточный вал 5 является ведущим элементом, вращение ведомой наружной обойме 11 передает та собачка 8, которая сообщает ей в данный момент времени наибольшую угловую скорость.
Диапазон регулирования всей передачи равен произведению диапазонов регулирования корпусного и выходного NCX °
Вращение наружной обоймы ll и связанного с ней центрального колеса 13 передается водилу 14 и далее ведомому валу 3. Реверс последнего осуществляется путем одновременного выключения муфты 19 и включения муфты 20, вследствие чего корпусной и выходной
MCX меняются местами.
Изменение передаточного отношения осуществляется вращением рукоятки 22, изменяя тем самым величину эксцентриситета OS.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Бесступенчатая передача, содержащая кбрпус, ведущий и ведомый
3 14 валы, размещенный на ведущем валу эксцентрик, механизм изменения его зксцентриситета и два механизма свободного хода, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью реверса ведомого вала, наружные обоймы механизмов свободного хода установлены в корпусе с возможностью вращения, а передача снабжена двумя управляемыми муфтами, установленными на наружных обоймах с возможностью заклинивания их на корпус, и коническим дифференциалом, центральные колеса которого жестко связаны с наружными обоймами
04709 механизмов свободного хода, а водило кинематически связано с ведомым валом.
2. Передача по п.1 о т л и ч аю щ а я с я тем, что кинематическая связь выполнена в виде конических или цилиндрических колес.
3. Передача по п.1, о т л и ч а—
1g ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, ведущий вал пропущен сквозь корпус, а механизм изменения зксцентриситета расположен на ведущем валу со стороны, противо15 положйой расположению привода.
1404 709
20
Составитель В.Апархов
Техред М.Моргентал Корректор Л.Пилипенко
Редактор И,Горная
Тираж ?84 Подписное
ВИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3075/36
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4