Храповой механизм

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (191 (111

А1 (5D 4 F 16 Н 27/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

®СЕСГ; .,;

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ g " (21) 4179141/25-28; 4157787/25-28 (22) 01. 12. 86 (46) 23.06.88. Бюл. ¹ 23 (71) Львовский политехнический институт им, Ленинского комсомола (72) Л, И. Боженко и Н. Л, Кукляк (53) 621. 838. 1 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1099152, кл. F 16 Н 27/04, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 868205, кл ° F 16 Н 29/00, 1980.

А-,4

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ (57) ИзобреТение относится к общему машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратнопоступательного движения во вращательное. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей механизма путем обеспечения реверсирования ведомого вала и повышения точности

его позиционирования, Реверсирование ведомого вала 2 осуществляется с помощью одного из специальных профилированных зубьев храпового колеса 6 или 7, перекидывающих собачку 18 или

19 из рабочего положения в холостое, при этом собачка, бывшая в рабочем положении, переходит в холостое, а другая собачка из холостого положения переходит в рабочее. Переключать собачку 18 или 19 можно и переключателем, который, кроме этого, еще и обеспечивает постоянный контакт собачки 18 или 19 с зубьями храпового колеса 6 и 7 с помощью кулачка, Повышение точности позиционирования ведомого вала 2 обеспечивается за счет взаимодействия фиксирующих собачек с зубьями храпового колеса 13. Собачки роликами взаимодействуют с кулачком 15, при сходе роликов с кулачка

15 собачки взаимодействуют с зубьями храпового колеса 13, осуществляя его . строгое позиционирование. 2 s,ï. ф-лы, 4 ил.

1404713

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращатель- 5 ное.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей механизма путем обеспечения реверсирования ве, домого вала и повьппение точности его 1р позиционирования.

На фиг. 1 изображен храповой меха" низм, вид сверху; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг, 1; на фиг, 3 — разрез

Б-Б на фиг. 2; на фиг ° 4 — вариант 15 выполнения соединения ведущего звена с приводом, обеспечивающий ре гпирование угла поворота ведущего звена.

Храповой механизм содержит ко- пус

1, внутри которого размещен ведомьп! 20 вал 2, установленный в подшипни ак ,3 качения. На ведомом валу 2 размещены ведущее звено 4, установленное с помощью подшипников 5 качения, храповые колеса 6 и 7, фрик= чонная муфта

8, состоящая иэ фрикцнонных шайб 9, пружинных шайб 10, гайки l! и контргайки 12, храповое колесо 13, установленное на валу с помощью шпонки

14. На ведущем звене 4 установлены, 30 кулачок 15, ось 16, на которой с помощью шпонки 17 установлены собачки

18 и 19, и кулачок 20 (собачка 19 и кулачок 20 выполнены как единое це" лое), переключатель 21 и ось 22, соединяющая ведущее звено 4 посредством рычага 23 со штоком.24 привода

25. На неподвижной оси 26, закрепленной на корпусе 1, свободно установлены две фиксирующие собачки 27 и,щ

28 с роликами 29 и.30, которые могут свободно вращаться, обкатываясь по кулачку 15.

Для плавного регулирования угла поворота ведущего звена 4 в нем вы- 45 полнен паз 31, в котором с помощью регулировочного винта 32 перемещает", ся ползун 33. Ось 22, соединяющая ведущее звено 4 с ры1чагом 23, при этом крепится на ползуне 33.

Для исключения смещения полэуна

38 в процессе работы регулировочный винт 32 контрится винтом 34.

Храповой механизм работает следующим образом.

Возвратно-поступательное движение ведущему звену 4 передается от привода 25 (например, от гидроцилиндра) через его шток 24, рычаг 23 и ось

22. Установленные на ведущем звене 4 с помощью оси 16 собачки 18 и 19, входя в зацепление с соответствующими храповыми колесами 6 и 7, могут поворачивать последние: одно по направлению часовой стрелки, а другое - в противоположном направлении.

Переключатель 21 с помощью кулачка 20 удерживает в зацеплении с храповым колесом только одну из собачек

18 или 19. Таким образом, движение (прерывисто-вращательное) передается от ведущего звена 4 через одно из, храповых колес 6 или 7 и фрикционную муфту 8 ведомому валу 2. С целью обеспечения высокой точности углов поворота ведомого вала 2 жестко установленное храповое колесо 13 со специальными выступами (не показаны} контактирует с собачками 27 и 28.

Управление движением последних осуществляется с помощью кулачка !5, роликов 29 и 30. !

Вращение вала 2 в одном направлении осуществляется до тех пор, пока храповое колесо 13 не входит в соприкосновение с соответствующей собачкой 27 или 28. Храповое колесо 6 или 7 при этом продолжает движение на валу 2 благодаря фрикционной муфте 8. Изменение направления вращения вала 2 осуществляется с помощью одного иэ специальных профилированных зубьев (не показаны} храпового колеса 6 или 7, перекидывающего собачку

18 или 19 иэ рабочего положения в холостое. Переключить собачку 18 или

19 можно и переключателем 21, который, кроме этого, обеспечивает постоянный контакт собачки 18 или 19 с зубьями храпового колеса 6 или 7 с помощью кулачка 20.

Таким образом, возвратно-поступательное движение привода 25 преобразуется в прерывистое вращательное движение ведомого вала 2 в обе сторо" ны с заданньпч количеством циклов в одном и обратном направлениях в зависимости от количества зубьев на храповых колесах 6 и 7 и положения на них зуба со специальным профилем (не показан), Формула изобретения

1. Хра повой механизм, содержащий привод, ведомый вал, установленные на нем два храповых колеса, первое

1404713 из которых установлено жестко, установленное с возможностью вращения ведущее звено с собачкой, размещенной в нем иа оси, и фиксирующую собачку, предназначенную для взаимодействия с первым храповым колесом, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения кинематических воэможностей, второе храповое колесо установлено на ведомом валу с возможностью вращения, а механизм снабжен третьим храповым колесом, установленным также с воэможностью вращения на ведомом валу и имеющим зубья, противоположно 15 направленные по отношению к зубьям второго храпового колеса фрикционной муфтой, соединчюшей храповые колеса между собой, профилированным кулачком, установленным на ведущем звене gp с воэможность.:. л.;ворота относительно него, второй (!.èê ..èðóþùåé собачкой, жестко соединенной с первой и пред" назначенной для взаимодействия с третьим храповым колесом, вторым про- 25 филированным кулачком, жестко соединенным с обc;t: è сс бачками, закрепленным на в< домом валу переключателем собачек, дополнительной фиксирующей собачкой, предназначенной для взаимодействия с первым храповым колесом, и роликами, установленными на фиксирующих собачках и предназначеннымн для взаимодействия с первым профилированным кулачком.

Иеханизм по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что он снабжен связанным с приводом ползуном, установ-, ленным на ведущем звене с возможностью регулируемогo перемещения вдоль него °

3. Механизм по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем совмещения функций передачи движения и реверса механизма, переключатель собачек выполнен в виде по крайней мере одного профилированного зуба, размещенного на втором и третьем храповых колесах. 404713

Составитель С. Андреев

Техред М.Моргентал Корректор Л. Пилипенко

Редактор И. Горная

Типаж 784 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, .Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3075/36

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4