Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , к цилиндрическим зубчатым передачам, переключаемым осевым перемещением колес. Цель - повьшение надежности зубчатого колеса - достигается за счет плавного изменения податливости зубьев на з астках, . прилегающих к торцам. Упругоподатливая накладка 3 закреплена на торце 2 зубчатого венца 1 и соответствует профилю зубьев венца 1. По каждому зубу на торце 2 венца 1 выполнены радиальные пазы 4, заполненные материалом накладки 3. В поперечном сечении каждый паз 4 может иметь форму равнобочной трапеции с меньшим основанием на торце 2 венца 1. При переключениях передач ударные нагруз.- :ки демпфируются накладкой 3. Благодаря пазу 4 податливость зубьев венца 1 вдоль оси 0-0 справа налево на участках, прилегающих к торцу 2, изменяется плавно от минимальной (вне зоны паза 4) до максимальной (на наружном торце накладки 3). Плавное изменение податливости способствует выравниванию нагрузки на зубья венца 1 как при переключениях, так и при работе . Трапецеидальная форма сечения . паза 4 повышает надежность крепления .накладки 3. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. О) с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (у 4 F 16 Н 55/17, 55/14
Щ р, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
lg а т " з
Щ»-,.
«». "e gÌ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4159540/25-28 (22) 10.12.86 (46) 23.06.88. Бюл. У 23 (71) Ленинградский институт точной механики и оптики (72) В.M. Медунецкий (53) 621 ° 833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1174645, кл. F 16 Н 55/17, 1984. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машино- . строению, к цилиндрическим зубчатым передачам, переключаемым осевым перемещением колес. Цель — повышение надежности зубчатого колеса — достигается за счет плавного изменения податливости зубьев на участках, . прилегающих к торцам. Упругоподатливая накладка 3 закреплена на торце
2 зубчатого венца 1 и соответствует:
„„Я0„„1404719 А 1 профилю зубьев венца 1. По каждому зубу на торце 2 венца 1 выполнены радиальные пазы 4, заполненные материалом накладки 3. В поперечном сечении каждый паз 4 может иметь форму равнобочной трапеции с меньшим основанием на торце 2 венца 1. При переключениях передач ударные нагрузки демпфируются накладкой 3. Благодаря пазу 4 податливость зубьев вен ца 1 вдоль оси 0-0 справа налево на участках, прилегающих к торцу 2, изменяется плавно от минимальной (вне зоны паза 4) до максимальной (на наружном торце накладки 3). Плавное изменение податливости способствует выравниванию нагрузки на зубья венца 1 как при переключениях, так и при работе. Трапецеидальная форма сечения ,паза 4 повышает надежность крепления, накладки 3. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. о l404719
Сечение паза 4 в виде равнобочной трапеции обеспечивает надежное крепление накладки 3 на торце 2 венца 1. формула изобретения
Составитель N. Левинский
Техред,JI.Cåðäþêoâà Корректор Л. Пилипенко
Редактор И. Горная
Заказ 3083/37
Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цилиндрических зубчатых передачах, переключаемых осевым перемещением ко5 лес.
Цель изобретения — повышение надежности зубчатого колеса.
Положительный эффект достигается за счет плавного изменения податливости на участках зубьев, прилегающих к торцу колеса.
На чертеже изображен участок цилиндрического зубчатого колеса — сечение зуба зубчатого венца делительной поверхностью.
Зубчатое колесо содержит зубчатый венец 1 и закрепленную на его торце 2 соответствующую профилям зубьев упругоподатливую накладку 3, например, из полимера. На торце 2 венца 1 по каждому зубу выполнены радиальные пазы 4 и заполнены материалом наклад ки 3. В поперечном сечении каждый паз
4 может быть выполнен в виде равно- 25 бочной трапеции с меньшим основанием, на торце 2 венца 1.
При переключениях передач ударные нагрузки на колесо демпфируются накладкой 3, предохраняя торец 2 венца
1 от износа.
На боковые рабочие поверхности зубьев венца 1 нагрузки действуют неравномерно, увеличиваясь ближе к торцу 2, что вызвано имеющими место перекосами в зацеплении колеса с ответным ему (не показано) . Перекосы возникают t от неточностей изготовления и сборки, от деформаций элементов передачи под нагрузкой. Благодаря наличию паза 4, заполненного материалом упругоподатливой накладки 3, податливость зубьев венца 1 вдоль оси 0 — 0 колеса справа налево на участках, прилегающих к торцу 2, изменяется не скачкообразно, а плавно — от минимальной (вне эоны паза 4) до максимальной (на наружном торце накладки 3). Плавное изменение податливости способствует выравниванию нагрузки на зубья венца 1 как при переключениях, так и при работе, что повышает надежность конструкции.
1. Зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец и закрепленную на его торце соответствующую профилям зубьев упругоподатливую накладку. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью повышения надежности и упрощения конструкции, на торце венца по каждому зубу выполнены радиальные пазы и заполнены материалом накладки.
2. Колесо по п.1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в поперечном сечении каждый паз выполнен в виде равнобокой трапеции с меньшим основанием на торце венца.