Устройство для обучения операторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к те.хнически.м средствам обучения операторов различны.х систе.м. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет г1Овь 1Н1ения уровня мотивации обучаемых . Устройство дополнительно содержит для каждого пульта оператора элемент ИЛИ 7, элемент 8 задержки и регистратор 9 окончания работы операторов, имеющий столько индикаторов, сколько пультов операторов объединено для обучения, а каждый индикатор объединен со всеми одноименными индикаторами регистраторов 9 и выходом регистра I адреса соответствующего рабочего места оператора, первые в.ходы регистров I адреса объединены с входом 10 запуска устройства, второй вход каждого регистра I подключен к выходу блока 5 сравнения, вход которого соединен через элемент 8 задержки с входом регистра 3 микрокоманды и выходом элемента ИЛИ 7, входы которого связаны с выходами панели 6 управления. Восприняв необходимую учебную информацию и результат работы всех операторов, данный оператор стремится ускорить завер- nitMuie .задачи управления, что повышает уровень мотивации его деятельности. 1 ил. ю (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5в 4 б 09 В 9 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

/

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1 1., (21 ) 4123735/24-24 (22) 25.09.86 (46) 30.06.88. Бюл. № 24 (72) В. И. Балабай, Н. А. Гученко, А. М. Саплинов, В. A. Бирюков и С. И. Севастьянов (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 445055, кл. (з 09 В 9/00, 1973.

Авторское свидетельство СССР № 699540, кл. G 09 В 9/00, 1977. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов различных систем. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет повышения уровня мотивации обучаемых. Устройство дополнительно содер кит для каждого пульта оператора элемент ИЛИ 7, ÄÄSUÄÄ 1406626 A 1 элемент 8 задержки и регистратор 9 окончания работы операторов, имеющий столько индикаторов, сколько пультов операторов объединено для обучения, а каждый индикатор объединен со всеми одноименными индикаторами регистраторов 9 и выходом регистра 1 адреса соответствующего рабочего места оператора, первые входы регистров

1 адреса объединены с входом 10 запуска устройства, второй вход каждого регистра

1 подключен к выходу блока 5 сравнения, вход которого соединен через элемент 8 задержки с входом регистра 3 микрокоманды и выходом элемента ИЛИ 7, входы которого связаны с выходами панели 6 управления.

Восприняв необходимую учебную информацик и результат работы всех операторов, данный оператор стремится ускорить завер- ф шение задачи управления, что повышаеT уровень мотивации его деятельности. 1 ип, 1406626

Изобретение относится к техническим средствам lloд>отовки операторов АСУ и может быть ис>н>ль и>нано при создании устройств 3прс>нчения Tpc .II Iæåðoâ для обучения с>перачор3»3. 5

Цель изобретения расширение дидактических возможностей устройства за счет повышения уровня мотивации обучаемых.

11а чертеже приведена структурная сх>ма устройства для обучения операторов.

Устройство сод piKHT 3TH каждого рабочего места обучаемого регистр 1 адреса (микрокоманды), блок 2 памяти (микропрограмMtl), регистр 3 микрокоман.сы, панель 4 индикации, блок 5 сравнения, »анель 6 уllpdBленин, элемент ИЛИ 7, элемент 8 задсржкн, регистратор 9 окончания работы операторов, вход О запуска устройства. Панели 4 и 6 являются пультом оператора (не показан).

Регистр 1 предназначен для хранения уllравляюгцей составляющей алгоритма деятельности оператора. Емкость регистра ollределяется количеством операций алгоритма ll.1>3>o одна ячейка, фиксир3>ющая момеHT >d Bt рше ни я вы!>о чнения алгopHTM d.

При включении устройства за счет появления сигнала на одном входе регистра с его выходов снимается сигнал для считывания первой микрокоманды из блока 2. Г1ри последующей работе устройства за счет поступления сигналов на другой вход регистра 1 II poH3B03Hòñÿ последовательно ЗО сдвиг и считывание ячеек регистра последующих операций алгоритма деятельности оператора ЛСУ.

Блок 2 предназначен для хранения параметров алгоритма деятельности, например, коды органов панели 4, которые в данной операции изменяют свое состояние, и коды органов панели 6, на которые оператор обязан воздействовать в данной операции алгоритма.

Регистр 3 содержит число ячеек по чис- 40 лу микроопераций в микрокоманду. Первая микрооперация каждой микроком анды предназначена для хранения кода номера органов панели 4. Этот код поступает с первых выходов регистра 3 на входы панели 4, и нужный орган изменяет свое состояние в соответствии с требованиями алгоритма. Выходы регистра 3 связаны с входами блока 5 для определения безошибочности действий оператора. Считывание второй операции производится при появлении сигнала на входе регистра 3.

Панели 4 и 6 являются физической моделью пульта рабочего места оператора по внешнему виду и расположению соответствующих органов.

Блок 5 предназначен для оценки, безо- 55 шибочности действий оператора за счет сравнения кодов требуемого органа управления панели 6 и задействованного.

Регистратор 9 содержит число индикаторов по ко.чичеству пультов операторов, обьединенных для обучения. Он предназначен для предоставления каждому оператору информации об завершении алгоритма деятельности остальными операторами группы. 3а счет этого и обеспечивается повышение уровня мотивации у обучаемых, которые не закончили выполнение алгоритма.

Устройство работает следующим образом.

Г!ри его включении на входы всех регистров 1 поступает сигнал, по которому производится выбор первой микроком анды из блока 2 и запись ее в регистр 3, что приводит к появленик> сигналов на его выходах.

С данных выходов код органа индикации ш>сту пает на пане >ь 4. и соответствующий орган панели 4 изменяет свое состояние. Восприняв данную информацию, оператор воздействует на орган панели 6. Код задействоBdHHoIo органа поступает на входы блока 5 и на элемент И 1И 7, с выхода которого сигнал поступает на вход регистра 3, что приводит к считываник> кода требуемого органа по входам в блок 5 и на элемент 8 задержки, сигнал с выхода которого поступает на вход блока 5 и дает команду на сравнение. В случае нссовпадения кодов сигнала на выходе блока 5 не будет и тренажер не изменит своего состояния, а в случае безошибочности действий оператора, т.е, совпадения поступивших кодов, сигнал с выхода блока 5 поступит на вход регистра 1. Это приведет к сдвигу в следующей ячейке и считыванию адреса микрокоманды в блоке 2, соответствующего очередной операции алгоритма деятельности.

Процесс продолжается циклически до завершения алгоритма деятельности в описанном порядке. После выполнения последней операции алгоритма сигнал появится на выходе регистра 1 и поступит на все регистраторы 9 для засветки индикатора, соответствующего номеру пульта оператора и в группе, -d которым оператор выполнил задачу управления.

Восприняв данную информацию, остальные операторы стремятся ускорить завершение задачи управления, т.е. уровень мотивации их деятельности повышается.

Предлагаемое устройство позволяет «овысить эффективность обучения, сократить его сроки и затраты, а также поднять уровень обученности операторов при заданных сроках подготовки.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов, содержащее регистры микрокоманд, блоки памяти, пульты операторов, регистры адреса, информационные выходы которых сое1406626 (:<>Лги(<иги, 1, (Е; р.;<)и

Р(.l;It t <>(> . ) . (..(и 1;! и Т и х р г 1 I I H < ()((I< « f)(!(t, I r)f) .X () f)() i «;>() ;iàЛ;) ) .1Ir) r -Н) (ир.1 (5) I ).(lilt< tl()(HI I I IIII If(I )() лирсгииlftl<)l(> л<)миг((I (. (.(! II .:(,!,)i tt f)t I(tlllll II:> t f!. I, ии! l i(t35, r(i<>r:t(tt;t, ж 3:>, Р;)) . л,t>»t„f> ..1 1 >

I If><)ll lit<) (сти(tltlr)-llr> till p r(!)Il Ir (Ë ()(!If)< .(It(>rt)t I tt< . I >(! >р<) I. I I I (><)< Л(<;)и. (динены с адресными входами соответствующих блоков памяти, выходы которых подключены к информационным входам соответствующих регистров микрокоманды, выходы первой группы которых соединены с входами соответствующих пультов оператора, а выходы второй группы — с входами первой группы соответствующих блоков сравнения, выходы второй группы которых подключены к выходам соответствую(цих пультов оператора, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него нведе(1Ы элементы

ИЛИ, элементы задержки и регистраторы окончания работы операторов, входы K0T()рых соединены с выходами переполнения соответствующих регистров адреса. нходы я нл я ют с я () )1 o.l() ) f у с т р О йстна, а информационные нхо;1ы с ныхо jdми соответствующих блоков сраннения, управляющие входы которых соединены с выходами соответствующих элементов за1СРЖКИ, ВЫХОДЫ fl)<ËЬТОН ОПЕРатОРа ПОДК. lк)чены к входам соответствующих элементов

И) (И, выходы которых соединены с входам и соответствующих элементов задержки и с управляющими входами соответствующих регистров микрокоманды.