Буровое шарошечное долото
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к буровым долотам для бурения сква жин вращательным способом в пластичных , разрушенных, склонных к выпучиванию и вязких породах. Цель - повышение эффективности бурения за счет обеспечения возможности регулирования режима работы шарошек непосредственно
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.BU» 1408045 А1 (s1) 4 Е 21 В 10/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3604168/22-03 (22) 04.04.83 (46) 07.07.88. Бюл. № 25 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт буровой техники (72) И.К. Масленников и А.А. Перегудов (53) 622.24.051.55 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 304343, кл. E 21 В 9/10, 1969 ° (54) БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО (57) Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к буровым долотам для бурения скважин вращательным способом в пластичных, разрушенных, склонных к выпучиванию и вязких породах. Цель — повышение эффективности бурения за счет обеспечения возможности регулирования режима работы шарошек непосредственно
1408045
5;
25
35 в процессе бурения и повышение режу-щего воздействия долота. Для этого корпус долота выполнен составным, при этом наружная часть 1 корпуса связана с его внутренней частью 2 шлицевым соединением 6, а на шарошках 4 и нижнем торце внутренней части выполнены опорные поверхности, взаимодействующие в процессе бурения. .Опорные поверхности на нижнем торце внутренней части корпуса образованы : съемными фрикционными вкладышами 8, количество которых определяет и количество шарашек, режим работы которых
Изобретение относится к породораз рушающему инструменту, а именно к буровым долотам для бурения скважин вращательным способом в пластичных, :разрушенных, склонных к выпучиванию и вязких породах.
Цель изобретения — повышение .эффективности бурения за счет обеспечения возможности регулирования режи-! а работы шарошек непосредственно в
1троцессе бурения и повышение режуще—
Го воздействия долота.
На чертеже изображено предлагаемоее долото.
Буровое шарашечное долото содержит составной корпус, состоящий иэ
Двух частей — наружной 1 и внутренНей 2. Наружная часть выполнена в
Фиде кольца с закрепленными на нем лапами 3 с шарошками 4. Внутренняя часть 2 корпуса выполнена в виде
Вращателя, имеющего резьбу 5 под низ бурильной колонны (не показана). Наружная 1 и внутренняя 2 части составного корпуса связаны между
Собой шлицевым соединением 6, сообщающимся с внутренней полостью сос тавного корпуса промывочным каналом
7. Шлицевое соединение 6 имеет свободный ход, величина которого ограничена с одной стороны шарошками 4, а с другой упорными выступами, выполненными на обеих частях составного корпуса. На нижнем торце внутренней части 2 корпуса, выполненном в виде колодочного тормоза, установлены съемные фрикционные вкладыши 8, а обратные конусы 9 шарошек 4 имеют изменяют в процессе бурения. IIlnvqeвое соединение 6 имеет свободцый ход, ограниченный с одной стороны шарошка а, а с другой — кольцевыми упорными выступами, что позволяет использовать это соединение как ударный ясс при ликвидациях прихвата долота. Наружная поверхность до— лота оснащена Л -образными лезвиями, что позволяет увеличить его фреэерующую способность при проработке скважины и разбуривании вывалов и сальников в направлении снизу вверх.
2 з.п. ф-лы, 1 ил.
2 ответную им форму поверхности — коническую или выпукло-вогнутую. Наружная часть 1 корпуса и лапы 3 долота снабжены Я -образными лезвиями 10 °
Перед началом бурения устанавливают необходимое количество фрикционных вкладышей. В процессе бурения, при постановке долота на забой, внутренняя часть составного корпуса под действием собственного веса и осевой нагрузки доходит вниз до упора фрикционных вкладышей 8 в опорную поверхность шарошек 4. В зависи1 мости от количества фрикционных вкладышей могут быть заторможены все шарошки (тогда долото работает как лопастное) или часть шарошек, в том числе и одна. При всех вариантах установок вкладышей в процессе буре-. ния, изменяя осевую нагрузку, можно ослабить или увеличить торможение шарошек, т.е. изменить режим их работы на забое.
При эаклиниваниии шарошек или прихвате долота приподнимают бурильную колонну, при этом внутренняя часть 2 корпуса скользит по наруж- ной части 1 до упорного кольцевого выступа, ударяясь по нему снизу своим упорным выступом. Это улучшает условия очистки шарошек или освобождения долота при его прихвате, Кроме того, М -образные лезвия 1О, расположенные на наружной поверх— ности долота, позволяют разбурить снизу вверх вывалы или деформирован1408045 ные вспучиванием горных пород стенки скважины.
Использование в конструкции бурового шарошечного долота средства для торможения шарошек непосредственно в процессе бурения позволяет изменить их режим работы на забое скважины от перекатывания до скольжения и одновременно испольэовать это средство, как ударный ясс. Расположение лезвий на наружной поверхности долота позволяет усилить его режущее действие на стенки скважины при ее проработке или выбуривании вверх нывалов и сальников, а Ь -образная форма лезвий повышает их прочность и фрезерующую способность долота.
Формула изобретения
Составитель В. Казанцев
Техред М.Ходанич Корректор М. Васильева
Редактор Е. Папп
Заказ 3280/32
Тираж 531
Подписно е
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
1. Буровое шарошечное долото, содержащбе составной корпус с опорами и средство для регулирования момента сил трения на опорных поверхностях шарошек, о т. л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения эффективности бурения за счет обеспечения возможности регулирования режима работы шарошек непосредственно в процессе бурения, наружная часть составного корпуса выполнена подвижной относительно ннутренней на величину свободного хода шлицевого соединения, связывающего наружную и внутреннюю части составного корпуса при этом ход шлиценого соединения ограничен с одной стороны шарошкой, а с другой — упорными выступами, выполненными на обеих частях состав10 ного корпуса, причем средство для регулирования момента сил трения на опорных поверхностях шарошек выполнено н виде колодочного тормоза, тормозные колодки которого выполнены в ниде съемных фрикционных вкладышей, установленных на нижнем торце внутренней части корпуса с возможностью их взаимодействия с опорными поверхностями, выполненными на обратных конусах шарошек.
2 ° Долото по и. 1, отличающ е е с я тем, что шлицевое соединение сообщается промывочным каналом с внутренней полостью внутренней части корпуса.
3. Долото по и. 1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения режущего воздействия долота при проработке ствола скважины, его наружная часть корпуса снабжена образными лезвиями.