Способ контроля вибрации электродвигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение .относится к виброизмерительной технике и может быть использовано при выявлении таких причин возникновения вибраций в электродвигателях , как неравномерность зазоров статора и ротора, изгиб вала электродвигателя, неполная статическая или динамическая балансировка, дефекты подшипниковых узлов, влияние расположения лопастей вентилятора и т.п. Цель изобретения - расширение возможностей способа для оперативного распознавания причин появления вибраций, что достигается одновременным измерением вибраций по шести неколлинеарным направлениям за счет установки двух основных датчиков под острым углом к плоскости горизонтальной платформы, составленной из трех секторов на подвеске из рав-. ночастотных пружин, третьего датчи-. ка - под острым углом к линии, параллельной оси электродвигателя, а трех дополнительных датчиков с поджимающими их равночастотнь 1ипружинами - по трем ортогональным пересекающимся в одной точке направлениям, одно из которых совпадает с осью электродвигателя , а другое перпендикулярно плос кости платформы. После установки электродвигателя на опорных остриях его включают и на установившемся режиме измеряют вибрации, параметры и локализация которых отображаются на табло соединенного со всеми датчиками вибраций измерительно-вычисли ельного комплекса. В поточном производстве способ позволяет повысить ресурс и надежность электродвигателей и объективно оценивать качество продукции. . 3 ил. с $ (Л 00 «ч со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Ю4 601 М7 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗ

К ABTOPCHOIVIV СВИДЕ (21) 3994763/25-28 (22) 23. 12. 85 (46) 07. 07.88. Бюл. N- 25 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электрических машин малой мощности (72) Г.В.Берозашвили, Г.В.Миндели, Н.Н.Абелашвили, Э.Г.Герсамия, Т.А.Маглакелидзе и Г.Я.Пановко (53) 531.781.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1184453, кл. С 01 М 7/00, 1983. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВИБРАЦИИ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ (57) Изобретение .относится к виброизмерительной технике и может быть использовано при выявлении таких причин возникновенйя вибраций в электродвигателях, как неравномерность зазоров статора и ротора, изгиб вала электродвигателя, неполная статическая или динамическая балансировка, дефекты подшипниковых узлов, влияние расположения лопастей вентилятора и т.п. Цель изобретения — расширение возможностей способа для оперативного распознавания причин появле„„SU„„1408273 A1 ния вибраций, что достигается одновременным измерением вибраций по шести неколлинеарным направлениям за счет установки двух основных датчиков под острым углом к плоскости горизонтальной платформы, составленной из трех секторов на подвеске из рав-. ночастотных пружин, третьего датчи-. ка — под острым углом к линии, параллельной оси электродвигателя, а трех дополнительных датчиков с поджимающими их равночастотньми пружинами— по трем ортогональным пересекающимся в одной точке направлениям, одно из которых совпадает с осью электродвиС2 гателя, а другое перпендикулярно плос. Е кости платформы. После установки электродвигателя на опорных остриях его включают и на установившемся ре- С жиме измеряют вибрации, параметры и локализация которых отображаются на Я табло соединенного со всеми датчиками. вибраций измерительно-вычисли ельного М® комплекса. В поточном производстве ф» способ позволяет повысить ресурс и на- { ф дежность электродвигателей и объектив- « р но оценивать качество продукции.. у е

3 ил.

« 4

1408273!

Изобретение относится к виброиз,мерительной технике z» может быть ис пользовано при выявлении таких причин возникновения вибраций в электродви5, гателях, как неравномерность зазоров статора и ротора, изгиб вала двигателя, неполная статическая или динамическая балансировка ротора, дефекты Подшипниковых узлов, влияние рас- 10 положения лопастей вентилятора и т.п, Цель изобретения — расширение возможностей способа для бперативного распознавания причин появления вибраций. 15

Цель достигается одновременным измерением вибраций по шести неколлинеарным направлениям за счет установи двух основных датчиков на секторах од острым углом к плоскости плат- 20 ормы, третьего основного датчика— од острым углом к линии, параллельой оси электродвигателя, а трех доолнительных датчиков, поджимаемых авночастотными пружинами, — по трем 25 ртогоиальным пересекающимся в одной очке направлениям, одно из которых овпадает с осью электродвигателя, другое перпендикулярно плоскости »латформы. 30 (На фиг. 1 и 2 представлен стенд ля реализации предлагаемого способа; а фиг. 3 — разрез А-А на фиг. i.

° °

Стенд для контроля вибраци»» электодвигателей представляет собой плос-.3 ую горизонтальную платформу, выпол1»енную в виде трех секторов 1-3, ус гановленных на равночастотных пружи1»ах 4 и снабженных опорными острия ы 5 для. быстрой установки электро,1»вигателя 6 на платформу стенда. На

Каждом секторе установлен датчик 7,8

1»ли 9 вибрации, причем на секторе 1, расположенном по продольной оси симметрии стенда, параллельной оси уста- 45 навливаемого электродвигателя 6, датЧик 7 вибрации установлен под острым глом к этой оси в плоскости, паралJzåëüíoé плоскости платформы стенда, Ф датчики 8 и 9 вибрации установлены йа секторах 2 и 3 под острым углом к плоскости платформы так, что ось наибольшей чувствительности одного

9з них проходит через ось электродвиz àòåëÿ 6. Величины углов подбираются экспериментально в зависимости от .

» »ассы, габаритов и расположения посадочных мест испытываемого электро,» вигателя 6 и для электродвигателей малой мощности (до 0,5 кВт). Отклонения в величинах углов на несколько градусов (до 10-15 град) не изменяют существенно амплитуду снимаемого с датчика сигнала.

Способ осуществляют следующим образом.

После установки электродвигателя 6 на опорные острия 5 секторов 1 — 3 горизонтальной платформы стенда к корпусу электродвигателя прижимают с помощью равночастотных пружин 10, идентичных равночастотным пружинам 4, три дополнительных датчика 11 — 13 .вибрации, оси максимальной чувствительности которых ортогональны и пересекаются в одной точке, причем одна ось датчика 11 совпадает с осью электродвигателя, другая ось датчика 12 горизонтальна, а третья ось датчика 13 вертикальна. Все датчики 7, 8,9, 11,12 и 13 соединяют с входами измерительно-вычислительного комплекса (не показан), реализующего обработку сигналов датчиков по заданному алгоритму, сводящемуся к решению системы уравнений с шестью неизвестными.

Включают электродвигатель 6 и при установившемся вращательном движении его ротора измеряют вибрации секторов 1 — 3 и корпуса электродвигателя 6 датчиками 7, 8, 9, 11, 12 и 13 в укаэанных направлениях. На табло измерительно-вычислительного комплекса оперативно .отображается информация о частоте и амплитуде, а также локализации источников вибрации, что позволяет распознавать причины появления вибрации и принимать меры к их устранению.

Установка стенда и реализация предлагаемого способа в поточном производстве электродвигателей позволит повысить их ресурс и надежность и объективно оценить качество выпускаемой продукции. формула изобретения

Способ контроля вибрации электродвигателей, заключающийся в том, что электродвигатель устанавливают на плоскую горизонтальную платформу, выполненную в виде трех независимых секторов с подвеской на. равночастотных пружинах и опорным острием на каждом секторе, измеряют с помощью датчиков вибрации при вращении электродви1408273 гатели вибрации секторов и по этим данным контролируют допустимый уровень вибрации, о т л и ч а ю щ и й— с я тей, что, с целью расширения воз5 можностей способа для оперативного распознавания причин появления вибрации, дополнительно с помощью поджимаемых равночастотными пружинами датчиков вибрации измеряют вибрации кор- 1ð пуса электродвигателя в трех пересекающихся в op,íîé точке ортогональных направлениях, одно из которых совпадает с осью электродвигателя, а другое — перпендикулярно плоскости платформы, вибрации двух секторов измеряют в направлениях, составляющих острый угол с плоскостью платформы, а третьего сектора — в направлении, состав ляющем острый угол с линией, параллельной оси электродвигателя.

1408273

Фиаt

h 4-А

Составитель Н.Тимошенко

Редактор А. Козорез Техред Л. Сердюкова Корректор Г. Решетник

Заказ 3302/44 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4