Волновая зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано /Х, /S г в оеодля приводов с повышенной точностью. Цель изобретения - повьш1ение кинематической точности и крутильной жесткости передачи. HOBOI OT кулачка II вызывает разворот жестких колес 8 и 9 относительно друг, друга. Зубчатая муфта 16-18 обеспечивает фиксацию колес 8 и 9 относительно друг друга. В результате разворота колес 8 и 9 происходит выборка зазоров в волновых зацеплениях с гибкими колесами 6 и 7, устранение зазоров в соединении 21, а также может быть осуществи лена закрутка гибких колес 6 и 7. 2 ил. h i (Л 2f QD 00 0l/&f
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gi) 4 F 16 Н 1/00, 57/12 л
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOlVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
C ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 40 38060/25-28 (22) 18.03.86 (46) 15.07.88. Бюл, ll - 26 (71) Харьковский авиационный инсти-. тут им. Н,Е,Жуковского (72) А.И,Полетучий (5 3) 62 1. 833. 7 (088. 8) (56) Павлов Б.И. Механизмы приборов и систем управления, Л,: Машиностроение, 1972, с. 88, рис. 52.
Авторское свидетельство СССР
У 345305, кл, Р 16 Н 1/00, 1970. (54) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано
„„SU„„1409803 А 1 для приводов с повышенной точностью.
Цель изобретения — повышение кинематической точности и крутильной жесткоети передачи. Поворот кулачка ll вызывает разворот жестких колес 8 и
9 относительно друг„ друга. Зубчатая муфта 16 — 18 обеспечивает фиксацию колес 8 и 9 относительно друг друга.
В результате разворота колес 8 и 9 происходит выборка зазоров в волновых зацеплениях с гибкими колесами 6 и 7, устранение зазоров в соединении 2l а также может быть осуществ.лена закрутка гибких колес 6 и 7.
2 ил.
1409803
ЗО
Изобретение относится к машиностроению и может быть иснользвоано для приводов с повышенной кинематической точностью.
Цель изобретения — повышение кинематической точности и крутильной же-сткости передачи, На фиг. 1 показана передач" продольный разрез; на фиг.2 — вид А н» фиг,l.
Волновая передача содержит корпус 1 (фиг.l), размещенные н нем входной (2 и выходной 3 валы, соединенные с валом 2 генераторы 4 и 5 волн, дна 15 ,(соединенных с валом 3 коаксиально расположенных гибких колеса 6 и 7 (,co смещенными один относительно другого в осевом направлении зубчатыми ( (венцами, два жестких колеса 8 и 9, 29 (зацепленных каждое с одним из гибких колес и установленных в корпусе 1 с, возможностью окружного разворота от(носительно друг друга и привод разво( (рота и фиксации жестких колес 8 и 9.
Привод разворота и фиксации ко( лес 8 и 9 включает установленный с зазором в выполненное в них эллиптическое отверстие 10 (фиг.2) кулачок
ll имеющий приводной валик 12 (фиг,l), расположенный в подшипнике
13, закрепленном в корпусе 1, При помощи шлицов 14 валик 12 соединен с нагруженной пружиной 15 полумуфтой !
6, имеющей мелкомодульные торцовые зубья 17, взаимодействующие с такими же зубьями полумуфты )8, неподвижно закрепленной на корпусе 1. Осевое положение полумуфты 16 регулируется винтом 19, Для дополнительной фикса- 4О ции жестких колес 7 и 8 применяются стопоры 20. Гибкие колеса 6 и 7 соединяются с тихоходным валом 3 посредством шлицов 21..
Волновая зубчатая передача рабо- 45 (тает. следующим образом.
В зависимости от требований, предъявляемых к передаче н отношение кинематической точности, производится регулировка зазоров в зацепле-- 5O нии и соединении гибких колес, Дпя этого отпускается винт 19, вследствие чего полумуфта 16 под действием пружины 15 выходит иэ соединения с полумуфтой 18. Поворотом полумуфты 55
l6 и связанных с ней валики 12 и кулачки ll взаимодействующего с ! жесткими колесами 8 и 9, последние сдвигаются н противоположные стс рона н окружном направлении относительно корпуса I. В начале сдвига жестких колес 8 и 9 происходит выборка зазора н зацеплении жестких колес 8 и
9 и эацепленных с ними гибких колес
6 и 7. После выборки эаэорон в зацеплении, при дальнейшем повороте жестких колес 8 и 9 происходит устраннение зазоров н соединении гибких колес 6 и 7 с выходным валом 3, 11осле этого передача пренращается н безлюфтоную. Дальнейший разворот жестких колес 8 и 9 вызовет закрутку гибких колес 6 и 7 в противоположные стороны на некоторый угол относительно вала 3. Дпя фиксации жестких колес 8 и 9 н требуемом положении полумуфта 16 посредством винта 19 ннодится н соединение с . полумуфтой 18, неподвижно / с корпусом 1, При длительной работе передачи с указанной регулировкой жесткие колеса 8 и 9 дополнительно фиксируются стопорами 20.
При вращениивала 2 получают вращение связанные с ним генераторы 4 и
5 волн, Генератор 4 волн деформирует гибкое колесо 6 непосредственно, а генератор 5 волн деформирует гиб-. кое колесо 7 через гибкое колесо 6.
Вследствие деформирования и зацепления со своимижесткими колесами 8 и
9 гибкие колеса 6 и 7 получают вращение с одинаковой частотой и сообщают его залу 3.
Формул а изобретения
Волновая зубчатая передача, содержащая выходной вал, дна соединенных с ним коаксиально расположенных гибких колеса со смещенными один относительно другого в осевом направлении зубчатыми ленцами и дна жестких колеса, зацепленных каждое с одним из гибких колес, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения кинематической точности и крутильной жесткости путем выборки зазоров в кинематических парах, жесткие коле— са установлены с возможностью окружного разворота относительно друг друга, а передача снабжена приводом разворота и фиксации жестких колес.
1409803 вддД
Фиг,2
Составитель А.Ступаков
Техред А.Кравчук Корректор Г.Решетник
Редактор М.Циткина .
Тираж 784 Подпи сное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
3 ак as 3465/ Зф
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4