Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения - повышение надежности. Электрическая машина содержит ферромагнитный ротор 1 в виде полого цилиндра с торцовой стенкой и статор 2, установленный между цилиндром и валом ротора с зазорами 3. Трехфазная обмотка 4 размещена в пазах статора, лежащих в плоскостях , пар.аллел,ньк торцу статора.. С внутренней стороны статора имеются пазы, параллельные его образукнцей. В них размещена трехфазная обмотка 5. На рабочие поверхности статора нанесен немагнитный слой 6. В магнитопроводе статора вьшолнены газоподводящие каналы 7 для подачи газа .через штуцер 8 в зазоры 3. Изобретение позволяет увеличить радиальную несущую I способность и увеличить восстанавливающий момент ротора. 1 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К AST0PCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 г я f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4142991/24-07 (22) 05. 11.86 (46) 15.07.88. Вюл. Р 26 (71) Винницкий электротехнический завод (72) А.Г.Шнайдер, В.М.Сокол, М.М.Фигман, В.А.Очеретный и И.В.Шнайдер (53) 621.3!3,,04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

S 937553, кл. Ь 01 Н 1/24, 1980.

Авторское свидетельство СССР

В 838915, кл. Н 02 К 5/00, 1979. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения— повышение надежности. Электрическая

„„SU„„1410192 А 1 (sg 4 Н 02 К 5/00 машина содержит ферромйгнитный ротор

1 в виде полого цилиндра с торцовой стенкой и статор 2, установленный между цилиндром и валом ротора с зазорами 3. Трехфазная обмотка 4 размещена в пазах статора, лежащих в плоскостях, параллельнык торцу статора..

С внутренней стороны статора имеются пазы, параллельные его образующей.

В них размещена трехфазная обмотка

5. На рабочие поверхности статора нанесен немагнитный слой 6. В магнито" проводе статора выполнены газоподводящие каналы 7 для подачи газа иерез

Ф штуцер 8 в зазоры 3. Изобретение позволяет увеличить рад иальную несущую способность и увеличить восСтанавливающий момент ротора. 1 ил.

1 1410192 2

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве опорно-приводной части шпинделей текстильных машин, металлообрабатывающих шпинделей.

Целью изобретения является повышение надежности за счет увеличения радиальной несущей способности и увеличения восстанавливающего момента при одновременном и независимом радиальном и аксиальном перемещениях ротора, На чертеже представлена схема предлагаемой электрической машины.

Электрическая машина содержит фер- 15 ромагнитный ротор 1, состоящий иэ полого толстостенного цили .дра с одной торцовой стенкой и гладкого цилиндрического вала, расположенного по оси симметрии цилиндра и составляющего 2о одно целое с. цилиндром и торцовой стенкой, и статор 2 с цилиндрическим

|, магнитопроводом, установленный между

:внутренней поверхнсстью цилиндра и, валом ротора 1 с зазорами 3. С внешней стороны статора 2 выполнены пазы, лежащие в плоскостях, параллельных торцу статора, в которые уложена трехфаэная обмотка 4. С внутренней стороны статора 2 выполнены пазы, параллельные образующей статора, в которые уложена трехфазная обмотка 5..

На рабочие поверхности статора 2 (внешнюю и внутренюю) нанесен немагнитный слой 6 обеспечивающий раздеt

35 ление рабочего зазора на разные по величине газовый и магнитный зазоры, причем величина последнего складывается иэ величины слоя газовой смазки и толщины немагнитного слоя. В магнитопроводе статора 2 выполнены газоподводящие каналы 7, обеспечивающие подачу газа, поступаюещго через шту| цер 8 в рабочие зазоры 3.

Электрическая машина работает следующим образом.

После подачи сжатого газа через штуцер 8 и каналы 7 в рабочие зазоры

3, ротор 1 всплывает на слое газовой смазки. Подача напряжения в обмотку

5 вызывает вращение ротора 1. Подача напряжения в обмотку 4 обеспечивает поступательное (аксиальное) перемещение ротора 1. Изменение направлений вращения и аксиального перемещения ротора 1 осуществляется ревер— сированием обмоток 4 и 5 соответственно. При питании обмоток 4 и 5 от независимых трехфазных частотно-ре— гулируемых источников напряжения скорости вращения и аксиального перемещения ротора 1 независимы одна от другой и могут изменяться в широких пределах, ограниченных диапазонами частот трехфазных источников напряжения и механической прочностью ротора 1. Последний может совершать при этом или только вращательное, или только аксиальное, или одновременно вращательное и аксиальное перемещения, причем в последнем случае результирующее движение ротора 1 является винтовым.

Радиальный подвес ротора 1 осуществляется взаимодействием подъемных сил слоя газовой смазки и электромагнитных сил притяжения ротора 1 к статору 2, что обеспечивает высокую радиальную несущую способность и высокий восстанавливающий момент при угловых перекосах ротора. Использование для подвеса ротора 1 электромагнитного поля статора 2 обеспечивает высокую устойчивость бесконтактного газомагнитного подвеса и его адаптивность к внешним нагрузкам.

Таким образом, предлагаемая электрическая машина позволяет обеспечить двухкоординатное (вращательное и аксиальное) перемещение ротора при увеличении радиальной несущей способности и восстанавливающего момента, высокой устойчивости и адаптивности к внешним нагрузкам, а также повышении надежности, при одновременном упрощении конструкции и уменьшении габаритов.

Применение предлагаемого изобретения позволяет получить высоконадежную и простую по конструкции электрическую машину с двумя степенями свободы ротора, совмещающую опорноприводные функции в одном узле и применимую в металлообрабатывающих станках, в текстильных машинах и в других случаях, когда необходимо совмещение вращательного и поступательного движений.

Формула и з о б р е т е н и я

Электрическая машина, содержащая ферромагнитный ротор, включающий цилиндрический вал, цилиндрический статор с обмоткой, уложенной со стороны расточки в аксиальные пазы магСоставитель А.Кузьмин

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Редактор Ю.Середа

Заказ 3491/53 Тираж 665

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1410192

4 нитопровода, и газовый подшипник, кой, которая уложена в кольцевых паобразованный поверхностью вала и не- зах, параллельных торцу на внешней магнитным антифрикционным слоем, раз- цилиндрической поверхности магнитомещенным на поверхности статора в провода, а ротор содержит соединенный его расточке, о т л и ч а ю щ а я- стенкой одного из торцов с валом пос я тем, что, с целью повышения на- лый цилиндр, охватывающий статор, при дежности за счет увеличения радиаль- этом на внешней цилиндрической поверх,ной несущей способности и увеличения ности магнитопровода статора размещен восстанавливающего момента ротора, 10 немагнитный антифрикционный слой, при одновременном и независимом ра- образующий с внутренней поверхностью диальном и аксиальном перемещениях полого цилиндра ротора газовый подстатор снабжен. дбполнительной обмот- шипник.