Обгонный механизм

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и м. б. использовано в импульсных передачах для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный . Цель - повыщение нагрузочной способности. На велущсм валу 2 закреплены два упора (У) 4, 5 и смонтировано средство заклинивания и расклинивания в виде пальца (Н) 11 и зубчатых колес 6, 7. Колеса установлены на валу 2 с возможностью поворота и шарнирно связаны с П 1 1. На ведомом валу 3 установлен захват в виде Г-образного водила, на конце которого щарнирно установлены сателлиты 8. При вращении вала 2 по часовой стрелке с П 11 взаимодействуют У 4, разворачивая его на некоторый угол, колеса 6 и 7 и сателлиты 8. Происходит заклиниппние механизма при увеличенных силах трения и силах нормального давления между зубьями. При вращении вала 2 против часовой стрелки с П 1 1 взаимодействует У 5, выравнивая положение П 11, колес 6, 7 и сателлитов 8. При этом сателлиты 8 свободно ся относительно своих осей - передачи момента не происходит. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU,.„1411528 А1 (m 4 F !6 D 41/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4098433/25-27 (22) 01.08.86 (46) 23.07.88. Бюл. № 27 (75) В. В. Зарщиков (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторск,>е свидетельство СССР № 1303765, .;л. Е 16 D 41/00, 1985. (54) ОБГОННЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и м. б, использовано в импульсных передачах для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный. Цель — повышение нагрузочной способности. На ведушсм валу 2 закреплены два упора (У) 4, 5 и смонтировано ре,гство заклинивания и расклинивания в виде пальца (П) 11 и зубчатых колес 6, 7.

Колеса установлены на валу 2 с возможностью поворота и шарнирно связаны с П ll.

На ведомом валу 3 установлен захват в виде

Г-образного водила, на конце которого шарнирно установлены сателлиты 8. При вращении вала 2 по часовой стрелке с П 11 взаимодействуют У 4, разворачивая его на некоторый угол, колеса 6 и 7 и сателлиты 8.

Происходит заклиипвдние механизма при увеличенных силах трения и силах нормального давления между зубьями. При врап ении вала 2 против совой стрелки с П 1 взаимодействует У 5, вhIðавнивая положение П 11, колес 6, 7 и сателлитов 8.

При этом сателлиты 8 свободно вращаются относительно своих осей — — передачи момента не происходит. 2 ил.

1411528

Изобретение от11осится к машинос гроению и может быть использовано в импульсных передачах для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный.

Цель изобретения — — повышение нагрузочной спосооности.

На фиг. l изображена кинематическая схема обгонного механизма, вид сбоку:, на фиг. 2 - то же, вид слева.

Обгонный механизм содержит размещенные в корпусе 1 ведущий 2 и ведомый 3 валы, радиально закрепленные на ведущем валу 2 основной 4 и дополнительный 5 упоры и установленные на нем с возможностью поворота зубчатые колеса б и 7, размещенные на одинаковых расстояниях а

1 от дополнительного упора 5.

1 с.а«сл, > иты 8 установлены в сферических опорах 9 на конце водила 10, за кре11леlil!01 Ila валу 3, к сцеплены с зубчап,1мп колесами 6 и 7.

Палец 11 paciioложен параллельно валу 2

< о«динен с зубчатыми колесами 6 и 7 посредством сферических шарниров 12, центр. которых размещены B плоскостях 13 и 14, 1гивноудаленных соответственно от торцов ..б Ia->ых колес б и 7 и перпендикуляробщей оск валов 2 и 3. Основной

1о 1олнительный 5 упоры расположены

1ак, 11о направления их взаимодействия с и;1льц«м 11 взаимно противоположны. Пружины 5 сое1пileli!>I концами с зубчатыми колесами 6 и 7.

Обгонный м«;анкзм работает следую1цим обра.>ом.

При повороте ведущего вала 2, например, по часовой стрелке основной 4 к дополнительный 5 упоры также поворачи, ваются по часовой стрелке. При этом ос; новной упор 4 контактиру«т с пальцем 11, а:Iol:oë!!Hòå«!üíûé упор 5 разобщается с ним.

Под дсйствием усилия от основного у1ора 4 в сферических шарнирах 12 появл яют«я противоположно 11а правленные реакции, поворачквающие зубчатое колесо б по часовой стрелке, а зубчатое колесо 7 против часовой стрелки. Зубчатое колесо б стрем итл1 повернуть сателлиты 8 против часовой стрелки, а зубчатое колесо 7 — по часовой стрслке, в результате чего сателлп. ты 8 перекашива1отся на опорах 9, нарушается согласованность их зацепленой с зубчатыми колесами 6 и 7, что приводит к резкому увеличению сил трения в зацеплениях и ",ра1цаю1цего момента от них iia в«домом в11,1у 3. Когда момент от сил трения в зацеплениях сателлитов 8 и зубчатых

КО, е«6 к 7 «танет равным по величине .lory«IIT > . В11еп1него сопротивления 1;а Ведо .. н, валу 3, сателлиты 8 заклиниваются с .-:.,б1 ;тыми колесами 6 и 7, при этом ведуп1ий 2 и ведомый 3 валы вращаются как

«див<: целое, вра цающкй момент передае15

10 15

55 ся с ведущего вала 2 на ведомый вал 3 за счет сил нормального давления между зубьями заклиненных друг относительно друга зубчатых коле 6 и 7 и сателлитов 8 к совсршается рабочий ход обгонного механизма. Прк увеличении вращающего момента на ведущем валу 2 повышается усилие, с которым основной упор 4 действует на палец 11, увеличиваются реакции в сферических шарнирах 12, растут перекашивающие усилия, действующие на сателлиты 8 от зубчатых колес 6 и 7, увеЛИЧКВа1отся СИЛЫ трЕНИя И СИЛЫ НсрМаЛЬного давления между зубьями, в результате чего увеличивается вращающий момент на ведомом валу 3.

При повороте ведущего вала 2 против часовой стрелки основной 4 и дополнительный 5 упоры та .же повсрачиваются против часовой стрелки.

При этом дополнительный упор 5 контактирует с пальцем 11, а основной упор 4 разобщается с пальцем 11.

Под действие "I усилия от дополнительного упора 5 в сферических шарнирах 12 появляются реакции, поворачивающие зубчатые колеса 6 и 7 против часовой стрелки.

Допол 1ительный упор 5 контактирует с пальцсм 11 в плоскости, равноудаленной на расстояние а от срединных плоскостей 13 и 14, зубчатых колес б и 7, поэтому усилия в сферических шарнирах 12 и, следовательно, в зацеплениях сателлитов 8 с зубчатыми колесами 6 и 7 равны по величине и одинаковы по направлению. В результате разобщения основного упора 4 с пальцем 11 перекос сателлитов 8 ликвидирован, поэтому сателлиты 8 расклиниваются с зубчатыми колесами 6 и 7 и под действием равных по величине и одинаковых по направлению усилий от зубчатых колес 6 и 7 вращаются вхолостую на опорах 9. Прк этом ведомый вал 3 разобщаетсп с ведущкм валом 2 и движется по часовой стрелке :Io инерции, т. е. осуществляется холостой ход обгонного механизма. Прк этом пружины 15 поджимают зубчать.g колеса б и 7 к сателлитам 8 и осуществл-.þò в,ыборку зазоров.

Под действием пружин 15 сателлиты 8 перекашиваются на опорах 9, Однако усилие IIpyжин 15 мало, поэтому силы трения в зацеплениях сателлитов 8 «зубчатыми колесами 6 и 7 и «паразит1 ый» вращающий момент от нкх на в«домом валу 3 также малы.

При повороте веду i!Ol.o вала 2 в обратном (по часовой стрелки: аправлении основной упор 4 контактирует с пальцем

11, а дополнит .льный упср 5 разобщается с пальцем 11. Г1од действием усилий от основного упора 4 сателлиты 8 перекашиваются на опорах 9 и заклиниваются с зубчатыми колесамк б и 7 к цикл работы обгонного механизма повторяется, при этом на ведомый вал 3 дейстзует вращающий момент только одного (например, по часо1411528 з вой стрелке) направления, под действием которого ведомый вал 3 совершает однонаправленное вращение.

Таким образом, вращающий момент передается с ведущего 2 на ведомый вал 3 за счет сил нормального давления между зубьями заклиненных друг относительно друга зубчатых колес 6 и 7 и сателлитов 8.

Силы нормального давления между зубьями в 20 — 25 раз меньше касательных сил трения, передающих вращающий момент в известном устройстве, что при заданных габаритах обеспечивает возможность увеличения вращающего момента, передаваемого предлагаемым устройством, по сравнению с известным.

Формула изобретения

Обгонный механизм, содержащий ведущий вал, радиально закрепленный на нем

4 упор, ведомый вал и связанный с ним захват, а также средство заклинивания и расклинивания, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, он снабжен дополнительным упором, закрепленным на ведущем валу аксиально основному упору, захват выполнен в виде закрепленного на ведомом валу водила и смонтированных на его свободном конце с возможностью поворота в сферических опорах сателлитов, 10 средство заклинивания выполнено в виде расположенного между упорами параллельно ведущего валу пальца и зубчатых колес, связанных с пальцем посредством сферических шарниров и между собой — пружиной, колеса установлены на ведущем валу с возможностью поворота по обе стороны и на одинаковом расстоянии от дополнительного упора и входят в .зацепление с сателлитами.

Составитель В.Юдаева

Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес орректор С. Черни

Заказ 3638 33 Тираж 784 1одписное

HHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5

Г1роизводственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4