Упругоцентробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов различных механизмов для передачи крутящего момента, компенсации несоосности соединяемых валов и демпфирования воз11икаю1цих при этом колебаний и динамических нагрузок. Цель - увели- . чение компенсирующих свойств, нагрузочной способности и долговечности. Муфта содержит две полумуфты. .На их хвостовиках закреплены отрезки пружинной ленты в виде дугообразных пластин, изогнутых к оси муфты. При передаче момента перпендикулярность между хвостовиками нарушается. Два диаметрально расположенных упругих элемента еще больше изгибаются. Их вершины приближаются к оси муфты. Оставшиеся упругие элементы выпрямляются и их вершины удаляются от оси. С увеличением частоты вращения под действием центробежных сил упругие элементы стараются вернуть полумуфты в исходное положение, компенсируя относительный разворот. 2 ил. i а С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (51)4F 16 D 43 14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4126607/31-27 (22) 16.07.86 (46) 23.07.88. Бюл, ))у 27 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Б.П.Спруогис, ЛеА.Зубавичюс, Ю.И.Юревич и P.И.Армалис (53) 621.855.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

))- 781438, кл. F 16 D 43/14, 1978.

Авторское свидетельство СССР

))р 815343, кл. Г 16 D 43/14, 1979. (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов различных механизмов для передачи крутящего момента, компенсации несоосности соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок. Цель — увеличение компенсирующих свойств, нагрузочной способности и долговечности.

Муфта содержит две полумуфтые,На их хвостовиках закреплены отрезки пружинной ленты в виде дугообразных пластин, изогнутых к оси муфты. При передаче момента перпендикулярность между хвостовиками нарушается. Два диаметрально расположенных упругих элемента еще больше изгибаются. Их вершины приближаются к оси муфты.

Оставшиеся упругие элементы выпрямляются и их вершины удаляются от оси.

С увеличением частоты вращения под

° е действием центробежных сил упругие элементы стараются еернуть пелумуфты (/ в исходное положение, компенсируя относительный разворот. 2 ил.

1411529

Изобретение относится к машино,строению, приборостроению и другим

,отраслям народного хозяйства и мо кет быть использовано для соединения валов с целью передачи крутящего мое мента при значительных радиальных и осевых смещениях соединяемых валов, а также демпфирования крутильных ко ебаний, динамических нагрузок, толчков и ударов.

Цель изобретения — увеличение компенсирующих свойств, нагрузочной способности и долговечности.

На фиг.1 изображена упругоцентроежная муфта, общий вид; на фиг. 2ид А на фиг.1.

Муфта содержит две идентичные поумуфты. Одна полумуфта состоит из тупицы 1, в пазах которой, перпендиулярно оси вращения, размещены хвосовики в виде неподвижно установленой поперечины 2, концы которой имет Г-образные наконечники 3, паралельные оси вращения (фиг.1). Вторая олумуфта тоже состоит из ступицы 4 (фиг.2), в пазы которой, ерпендикурно оси вращения, также размещены востовики в виде неподвижно установенной поперечины 5, концы, которой еют Г-образные наконечники 6, пааллельные оси вращения. Поперечины и 5 в ступицах 1 и 4 установлены овернутыми между собой на угол 90 гак, что совместно образуют крестовину (фиг.1), а Г-образные наконечники 3 и 6, принадлежащие одной и торой полумуфтам, направлены одни против других. Взаимодействие полу1 уфт осуществляется через упругие

Элементы 7 в виде дугообразных плас тин из отрезков пружинной ленты своей вогнутостью направленных к оси

:вращения муфты„ радиально располо@енные концы которых закреплены к

Г-образным наконечникам обеих полуМуфт с помощью накладок 8 и крепежных деталей, с возможностью проворота при осевом смещении полумуфт.

Г-образная форма наконечников подеречин вызвана конструктивными требованиями, так как в противном случае фни находят одна на другую, а отрез и изогнутой пружинной ленты получат ограничения при деформации, не имея свободного пространства, что приводит

)k уменьшению податливости и увеличиВает напряжения в упругом элементе (уменьшается долговечность муфты).

Муфта работает следующим образом.

В статическом положении и при вращении, в любом направлении, без нагрузки, поперечина 2 одной полумуфты о расположена под углом 90 к поперечи— не 5 второй полумуфты, а упругие элементы 7 занимают положения, обусловленные конструкцией муфты.

При приложении крутящеro момента к ведомой полумуфте, при вращении муфты, например по часовой стрелке, перпендикулярность между поперечинами 2 и 5 нарушается, упругие элементы 7, находящиеся во второй и четвертой четвертях крестовины, сгибаются, и их вершины вогнутости приближаются к центру вращения муфты, а упругие элементы 7, находящиеся в первой и третьей четвертях, выпрямляются, и их вершины вогнутости удаляются от центра вращения муфты. С увеличением частоты вращения под действием центробежных и восстанавливающих сил упругих элементов 7 последние стараются вернуться в первоначальное положение, уменьшая проворот одной полумуфты относительно другой.

При определенной частоте вращения и передаваемом крутящем моменте между полумуфтами устанавливается динамическое равновесие, характеризуемое углом деформации муфты.

Взаимодействие полумуфт через упругие элементы, в виде дугообразных пластин, закрепленных к Г-образным наконечникам поперечин обеих полумуфт, увеличивает радиальную и осевую компенсации соединяемых валов.

40 Применение упругого элемента в предлагаемой муфте, выполненного из отрезков изогнутой пружинной ленты, позволяет упростить конструкцию и технологию изготовления, в местах

45 крепления упругого элемента к минимуму свести концентрацию напряжений; крепежные изделия упругого элемента в данном случае работают на срез, и действующая составляющая

50 силы HB крепежные изделия позволяе конструктивно выполнить крепление небольших габаритов; увеличиваются компенсирующие возможности муфты с увеличением податливости отрезков по сравнению с кольцевой формой упругого элемента, увеличивается несущая способность, так как отрезки изогнутой пружинной ленты можно применять большего сечения, чем кольцо, кольцо з 1411 большего сечения становится жестким, а отрезки изогнутой пружинной ленты имеют увеличенную податливость; крепление отрезков к хвостовикам исключает изгибающий момент в местах крепления, действующ пr на кольцо от передаваемого крутящего момента, что снижает контактные напряжения и увеличивает долговечность муфты; распределенная масса отрезков изогнутой пружгнной ленты находится ближе к центру вращения и при смещении соединяемых валов уменьшается дисбаланс.

t5

Муфту предлагаемой конструкции раI ционально использовать, например, во вспомогательном приводе вулкчнизаторов покрышек автомашин.

529 4

Формула изобретения

Упругоцентробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступиц с двумя противоположно направленными хвостовиками, образующими совместно крестовину, и упругий элемент, связанный с крестовиной, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения компенсирующих свойств, нагрузочной способности и долговечности, упругий элемент выполнен в виде изогнутых отрезков пружинной ленты, расположенных выпуклостью к оси муфты, а концы каждого отрезка расположены параллельно смежным хвостовикам и жестко закреплены на них. !

Фиг. У

1411529

Фиа 2

Составитель М.Косьминова

Редактор В.Бугренкова Техред M,Äèäûê Корректор В.Романенко

3аказ 3639/34 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4