Ограничитель угла поворота

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к «машиностроению и может быть использовано в устройствах управления. Цель изобретения - повышение надежности путем увеличения вибростойкости и повышение удобства эксплуатации. Ограничитель угла поворота содержит корпус 1, цапфу 2, в которых выполнены кольцевые канавки 3,4 с перемычками, подвижный элемент 8. Поставленная цель достигается тем, что подвижный элемент 8 выполнен в виде обоймы с выступом и сквозным отверстием, в котором размещены два шарика 11, 12 и плоская пружина 13 между шариками, в кольцевых канавках 3,4 выполнены фиксирующие углубления. 4 ил.

СОЮЗ СОЕЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 G 05 G 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТНЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4139801/24-24 (22) 21.10,86 (46) 23.07,88. Бюп. Р 27 (72) E.Н,Коняхин, С.С.Косов и T.Ñ.Ñòåïàíîâà (53) 621-,327 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 645146, кл. G 05 G . 5/00, 1977 °

Авторское свидетельство СССР

9 526038, кл. С 05 G 5/00, 1974, (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА. ПОВОРОТА (57) Изобретение относится к <машиностроению и может быть использовано в устройствах управления, Цель изо„„SU,„, 411722 А1 бретения — повышение надежности путем увеличения вибростойкости и повышение удобства эксплуатации. Ограничитель угла поворота содержит кор пус 1, цапфу 2, в которых выполнены кольцевые канавки 3,4 с перемычками, подвижный элемент 8. Поставленная цель достигается тем, что подвижный элемент 8 выполнен в виде обоймы с выступом и сквозным отверстием, в котором размещены два шарика ll 12 и плоская пружина 13 между шариками, в кольцевых канавках 3 4 выполнены фиксирующие углубления. 4 ил.

1411722 .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах управления.

Цель изобретения †.повышение на"

5 дежности путем увеличения вибростойкости и повышение удобства в эксплуа(, тации.

Иа фиг.l изображен ограничитель угла поворота; на фиг.2 вЂ,сечение

А-А на фиг.! цапфа в промежуточном ( положении; на фиг. 3 и 4 — то же, цапфа в двух крайних положениях.

Ограничитель угла поворота содержит неподвижный корпус 1 и поворот-, ную цапфу 2, в которых выполнены кольцевые канавки 3 и 4 с перемычка ми 5 и 6 с образованием полости 7, в которой размещен подвижный элемент, 8, сопряженный с перемычками 5 и 6 20 корпуса 1 и цапфы 2 в крайних положениях последней. Подвижный элемент 8 выполнен в виде обоймы с выступом 9 и сквозным отверстием 10, Причем в

, сквозном отверстии 10 размещены со- 25 пряженные с корпусом 1 и цапфой 2 два шарика 11 и 12 и плоская пружина

13 между шариками 11 и 1?, закрепленная на обойме 8. В кольцевых канавках 3 и 4 корпуса 1 и цапфы 2 выпол- 30 иены фиксирующие углубления 14 и 15

1 так, что угол 16 между углублением 14 и перемычкой 5 корпуса 1 равен углу 17 между углублением 15 и перемычкой 6 цапфы 2. Обойма 8 сопряжена с перемычками 5 и 6 корпуса 1 и цапфы 2 в крайних положениях цапфы 2 с помощью

1 выступа 9, Перемычки 5 и 6 в крайних положениях цапфы 2 смещены одна относительно другой на угол 18.

Ограничитель работает следующим образом.

В крайнем положении цапфы 2 относительно корпуса 1 обойма 8 занимает такое положение в полости 7, что 45 шарик 11 утоплен в фиксирующем углублении 14 корпуса l, а второй шарик

12 касается боковой поверхности канавки 4, выполненной в цапфе 2. Фиксирующее углубление 15, выполненное в цапфе 2, смещено в этом положении относительно углубления 14 на угол

18. Расположение перемычки 6, выполненной на цапфе 2, и выступа 9 на обойме 8 препятствует повороту цапфы 2 по часовой стрелке.

При повороте цапфы 2 против часовой стрелки шарик 12, подпружиненный плоской пружиной 13, катится по боковой по вер хн о сти канавки 4, а шарик . I l препятствует угловому перемещению обоймы 8 относительно корпуса 1. При повороте цапфы 2 на угол, равный

360 минус угол 18, шарик l! выходит из углубления 14 и одновременно шарик 12 западает под действием пружины 13 в углубление 15, фиксируя обойму 8 относительно цапфы 2. Дальнейший поворот цапфы 2 возможен только совместно с обоймой 8, при этом шарик 11 катится по боковой поверхности канавки 3, выполненной в корпусе 1. Движение цапфы 2 против часовой стрелки может продолжаться до момента соприкосновения выступа 9 с перемычкой 5, выполненной на корпусе 1, при повороте цапфы 2 на угол, равный 720о минус удвоенный угол 18, что является наибольшим углом поворота цапфы 2, Работа устройства возможна только при равенстве углов 16 и 17, так как только в этом случае обеспечивается переключение(перефиксация) обоймы 8 с корпуса 1 на цапфу 2 в среднем положении цапфы 2, Если в момент касания перемычки 6 с выступом 9, т,е, при угле поворота цапфы 2, равном 360 минус угол 18, не будет возможности перемещения шариков 11 и

12 из одного фиксирующего положения в другое, т,е. фиксирующие отверстия

14 и 15 не будут расположены друг против друга, то произойдет заклинивание ограничителя и дальнейший поворот цапфы 2 против часовой стрелки станет невозможным (перемещению обоймы 8 относительно корпуса 1 препятствует запавший в фиксирующее углубление 14 шарик 11 а относительно цапфы 2 — взаимодействие перемычки 6 и выступа 9).

Изобретение обеспечивает фиксацию углового положения подвижного элемента в любой момент времени, что исключает возможность свободного перемещения этого элемента при возникновеHHH внешних вибромеханических воздейВ ствий, так как обойма 8 поочередно (в зависимости от угла поворота) фиксируется относительно корпуса 1 и цапфы 2, и повышает надежность ограничителя при вибромеханических воздействиях.:Кроме того, упрощается определение угла поворота цапфы 2, так как при повороте цапфы 2 на половину всего угла обойма 8 неподвиж14! 722 на относительно корпуса 1, а при повороте на вторую половину всего угла обойма 8 движется вместе с цапфой

2, что повышает удобство в эксплуатации.

Формула изобретения

Ограничитель угла поворота, содер-!р жащий неподвижный корпус и поворотную пзпфу, в которых выполнены коль- . цевые канавки с перемычками с образованием полости, в которой размещен подвижный элемент, сопряженный с пе- 15 ремычками корпуса и цапфы в крайних положениях цапфы, о т л и ч а ю шийся тем, что, с цельч повышення надежности путем увеличения вибростой ости и ttoBtmpHHH удобства в эксплуатации, подвижный элемент выполнен в виде обоймы с выступом и сквозным отверстием, причем в сквозном отверстии размещены сопряженные с корпусом и цапфой два шарика и плоская пружина между шариками, за— крепленная на обойме, в кольцевых канавках корпуса и цапфы выполнены фиксирующие углубления так, что угол между углублением и перемычкой корпуса равен углу между углублением и перемычкой цапфы, а обойма сопряжена с перемычками корпуса и цапфы в крайних положениях цапфы с помощью выступа.

14 I 1 722

Составитель В.Муханов

Техред.Л.Олийнык Корректор О,Кравцова

Редактор В.Петраш

Заказ 3653/43 Тираж 866 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

i13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4