Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в различных производственных механизмах . Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит нелинейное сопротивление,8, включенное между вторым выводом обмотки возбуждения 7 и общей точкой якоря с резистором запускающей КС-цепи 4. Защитная КС-цепь 9 подключена параллельно тиристору 3. В данном электроприводе обеспечивается бестоковое включение и выключение линейного контактора и автоматическая защита от подключения источника питания в неправильной полярности. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19> (11) (594 Н 02 Р 1 18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4114226/24-07 (22) 04.09.86 (46) 23.07.88. Бюл, У 27 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электрических машин постоянного тока Прокопьевского завода "Электромашина" (72) Я.И.Волкомирский, В.А.Гордовой, А.П.Инещин и В.А.Купер (53) 621.316.718.5(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1008871, кл. Н 02 P 1/18, 1983.
Авторское свидетельство СССР У 349070, кл. Н 02 P 1/18, 1972. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в различных производственных механиз.мах. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит нелинейное сопротивление,8, включенное между вторым выводом обмотки возбуждения 7 и общей точкой якоря с резистором запускающей RC-цепи 4. Защитная RC-цепь 9 подключена параллельно тиристору 3. В данном электроприводе обеспечивается бестоковое включение и выключение линейного контактора и автоматическая защита от подключения источника питания в неправильной полярности, 1 ил.
1 411903
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в различных производственных механизмах.
Цель изобретения — повышение на дежности.
На чертеже представлена схема
,электропривода.
Электропривод постоянноro тока со- lp держит электродвигатель, якорь I.,ко-! торого соединен последовательно с пусковым резистором 2, шунтированным
1 тиристором 3, запускающую RC-цепь 4, подключенную параллельно якорю 1 и !5 тиристору 3. Средняя точка RC-цепи
4 соединена с общей точкой якоря 1 и анода тиристора 3 через диод 5, а с управляющим электродом тиристора 3— через динистор 6. Общая точка катода 20 тиристора 3, конденсатора запускающей
RC-цепи 4 и пускового резистора 2 соединена с одним из выводов парал лельной обмотки 7 возбуждения.
Между вторым выводом обмотки 7 25 возбуждения и общей точкой якоря 1 с резистором RC-цепи 4 включено нели ейное сопротивление 8, а параллельно тиристору 3 подключена защитная RC ель 9. 30
Блок управления составлен иэ кноочной станции 10, линейного контакто а с обмоткой 11, силовыми контактаи 12 и 13 и блок-контактом 14, заерживающей RC-цепи 15, оптронного иристора 16, резистора 17 и стабиитрона 18.
Положительный вывод 19 источника питания через первый силовой контакт 12 линейного контактора соединен с 40 общей точкой якоря 1 и нелинейного сопротивления 8, шунтированного замы1 ающим контактом 20 кнопки "Стоп"
:1 нопочной:станции 10, Отрицательный
Вывод 21 источщка питания через оп- 5
4 тронный тиристор 16 и второй силовой контакт 13 линейного контактора соединен с общей точкой катода тиристо а 3 и пускового резистора 2.
Обмотка 11 линейного контактора, бунтированная конденсатором 22 за50 сдерживающей RC-цепи 15, одним выводом соединена с отрицательным выводом 21 источника питания и катодом оптрон ого тиристора 16. Другой ее вывод 4ереэ резистор 17 соединен с анодом
55 птронного тиристора 16, а через по следовательно включенные резистор 23 задерживающей RC-цепи 15, замыкающий контакт 24 кнопки ",Пуск", размыкающий контакт 25 кнопки "Стоп" кнопочной станции 10 — с положительным выводом 19 источника питания.
Управляющий переход оптронного тиристора 16 шунтирован стабилитроном
18 и подсоединен с последовательно включенным блок-контактом 14 линейноro контактора параллельно замыкающему контакту 24 кнопки "Пуск" кнопочной станции 10.
Электропривод работает следующим образом.
При нажатии на кнопку "Пуск" замыкается контакт 24 кнопочной станции
10 что приводит к подаче напряжения от выводов 19 и 21 источника питания через задерживающую RC-цепь 15 на обмотку 11 линейного контактора и через резистор 17 на переход анод — катод закрытого оптронного тиристора 16.
Скорость нарастания напряжения на аноде тиристора 16 ограничена действием RC-цепи 15, а замыкание контактов
12 и 13 линейного контактора происходит без тока, так как ткристор 16 в это время закрыт.
После срабатывания линейного контактора и отпускания кнопки "Пуск" ток обмотки 11 переводится в цепь управления оптронного тиристора 16 через замкнувшийся блок-контакт 14 линейного контактора; Это приводит к открытию тиристора 16 и подаче напряжения источника питания на цепи обмотки 7 возбуждения, якоря 1 и запускающую RC-цепь 4, Начинается первый этап пуска электродвигателя с включенным в цепи якоря 1 пусковым резистором 2. При этом в первый момент скорость нарастания напряжения на тиристоре 3 ограничивается защитной RC-цепью 9 °
Через интервал времени, определенный БС-цепью 4 и динистором 6, включается тиристор 3 и шунтирует пусковой резистор 2. Пуск переходит на естественную механическую характеристику, поскольку напряжение на якоре 1 электродвигателя становится равным напряжению источника питания.
В статическом установившемся режиме работы при колебаниях напряжения источника питания скорость вращения электродвигателя стабилизируется благодаря введенному нелинейному сопров неправильной полярности, чем повышается надежность электропривода.
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, якорь
3 14119 тивлению 8 в цепь параллельной обмотки 7 возбуждения.
Отключение электродвигателя производится нажатием кнопки Стоп" кно5 почной станции 10 на интервал времени 1-2 с. При этом размыкается контакт 25 и замыкается контакт 20 этой кнопки
Контактом 25 разрывается цепь управляющего перехода оптронного тиристора 16 и цепь обмотки 11 линейного контактора, который, однако, остается пока включенным благодаря действию конденсатора 22 задерживающей
RC-цепи 15.
Замыкание в это же время контакта
20 приводит к шунтированию нелинейного сопротивления 8 в цепи параллельной обмотки 7 возбуждения. Благодаря этому возникает переходный процесс форсировки — увеличения тока и потока возбуждения электродвигателя, сопровождающийся увеличением противоЭДС и напряжения на якоре ). 25
Характер взаимодействия якоря и цепи параллельной обмотки возбуждения соответствует наличию положительной обратной связи между этими цепями, т.е. происходит нарастающее, лавинообразное увеличение тока возбуждения и противо-ЭДС двигателя, который при этом стремится перейти в режим генераторного (рекуперативного) торможения.
В некоторый момент времени, когда увеличение противо-ЭДС приводит к изменению направления тока в цепи якоря электродвигателя, оптронный тиристор 16 выключается. Последующее вы- .4р ключение линейного контактора сопровождается размыканием его силовых контактов в обесточенном состоянии.
Таким образом, введение нелинейного сопротивления, защитной ВС-цепи 45 выполнение указанным образом:. блока управления обеспечивают стабилизацию скорости, защиту пускового тиристора от черезмерной скорости нарастания напряжения, включение силовых контактов и отключение линейного контакто50 ра в обесточенном состоянии, защиту устройства от подключения к источнику
03 которого соединен последовательно с пусковым резистором, шунтированным тиристором, запускающую RC-цепь, подключенную параллельно якорю и тиристору, средняя точка которой соединена с общей точкой якоря и анода тиристора через диод, а с управляющим электродом тиристора — через динистор, при этом общая точка катода тиристора, конденсатора запускающей
RC-цепи и пускового резистора соединена с одним из выводов параллельной обмотки возбуждения электродвигателя, а также блок управления и источник питания, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, в него введено нелинейное сопротивление, включенное между вторым выводом обмотки возбуждения и общей точкой якоря с резистором запускающей RC-цепи, защитная RC-цепь, подключенная параллельно тиристору, а блок управления составлен из кнопочной станции, линейного контактора, задерживающей КС-цепи, оптронного тиристора, резистора и стабилитрона, при этом положительный вывод источника питания через первый силовой контакт линейного контактора соединен с общей точкой якоря и нелинейно" го сопротивления, шунтированного замыкающим контактом кнопки "Стоп" кнопочной станции, а отрицательный вывод источника питания через оптронный тиристор и второй силовой контакт линейного контактора соединен с общей точкой катода тиристора и пускового резистора, обмотка линейного контактора, шунтированная конденсатором задерживающей RC-цепи, одним выводом соединена с отрицательным выводом источника питания и катода оптронного тиристора, другим выводом через резистор соединена с его анодом, а через последовательно включенные резистор задерживающей RC-цепи, замыкающий контакт кнопки "Пуск", размыкающий контакт кнопки "Стоп" кнопочной станции соединена с положительным выводом источника питания, причем управляющий переход оптронного тиристора шунтирован стабилитроном и подсоединен с последовательно включенным блок-контактом линейного контактора параллельно замыкающему контакту кнопки "Пуск" кнопочной станции.