Способ изолирования обмотки статора двигателя электробура
Иллюстрации
Показать всеРеферат
» г ъ
Класс 21d, 3 № !41206 ссср
1 !
> 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Иодггггснал грггггты Л@ 92
Н. В. Александров и С. Г. Трубачев
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ СТАТОРА ДВИГАТЕЛЯ
ЭЛЕКТРОБУРА
Заявлено 28 марта 1961 г. за Лв 724064/24 — 7 в Комитет llo делам изоорстений и откргятий ири Совете Министров ГССР
Оиуо гиковано в «Бк>ллетснс изобретений» No 18 за 1961 г.
В двигателях электробуров применяют провод, изолированный стекломикалентой. После вставки изолированных стержней в полузакрытые пазы места соединений изолируют стекломикалентой. Двигатель пропитывают изолирующим лаком. Срок службы выпускаемых промышленностью электробуров небольшой ввиду пробоя изоляции в лобовой части обмотки статора, Предложенный способ изолирования увеличивает срок службы электробуров путем повышения водостойкости, механической и электрической прочности обмотки статора. Для этого отдельные проводники обмотки изолируют фторопластом или его сополимерами (для увеличения водостойкости) и стеклолентой для механической защиты от повреждений. После сборки проводников в стержень последний изолируют несколькими слоями стеклоленты и пропитывают эпоксидным компаундом в форме из легкоплавкого состава и выпекают под непрерывным давлением.
Для повышения водостойкости, механической н электрической прочности обмотки ее лобовыс части заливают эпоксидным компаундом н выпекают под непрерывным давлением.
Для устранения деформации меди обмоток при нагревании двигателя, что вызывает разрушение изоляции и приводит к аварии двигатслей, эпоксидныи компаунд заливают при предварительном напряжении металла проводников и запекают при фиксации нх в растянутом состоянии.
Предложенный способ изолирования обмотки статора электродвигателей электробура является новым, повышает срок службы электродвигателей.
Ниже приводится описание способа изолирования обмотки статора электродвигателя.
¹ 14120б
Предмет изобретения
i. Способ изолирования обмотки статора двигателя электробура, о т л и ч à «о шийся тем, что, с целью повышения водостойкости, механической и электрической прочности обмотки, на ее проводники наносят слой фторопласта или его сополимеров, затем накладывают стеклоленту, пропитывают эпоксидным компаундом в форме из легкоплавкого материала и выпекают под непрерывным давлением.
2. Способ по п. 1, о тл и ч а «о щи и с я тем, что лобовые части обмотки заливают эпоксидным компаундом и выпека«от под непрерывным давлением.
3. Способ по пп. 1 и 2, отл и ч а «о шийся тем, что, с целью увеличения срока службы обмотки, эпоксидный компаунд заливают при предварительном напряжении металла проводников и запекают при фиксации их в растянутом состоянии.
Составитель H. М. Халецкий
Редактор М. П. Золотарев Техред А Л. Резник
Формат бум. 70X108«/«в
Тираж 1100
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6
Корректор Г. Кудрявцева
Объем 0.18 изд. л.
Цена 4 коп.
Поди. к печ. 26.IX-61 г
Зак. 9104
Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при «овете. Министров СССР. Москва, Петровка, 14.
Отдельный проводник изолируют фторопластовой лентой или наносят шприцующийся фторопласт или его сополимеры, например, с полиэтиленом, Фторопластовая изоляция индивидуального проводника обеспечивает высокую водостойкость, но нуждается в механической защите.
Для механической защиты поверх каждого проводника наносят стеклоленту необходимое количество проводников собирают в стержень, который также обматывают стеклолентой. Группу стержней (30 — 50шт) собирают в пакет; между сторонами прокладывают фторопластовые прокладки, обеспечивающие точные размеры стержня. Пакет стержней обвертывают воздухонепроницаемой тканью, вкладывают в стальную форму и обливают легкоплавким составом. Из полости пакета удаляется воздух, а затем в эту полость под давлением подают эпоксидный компаунд и под давлением 20 — 50 ат,и выпекают.
Стержни вставляют в пазы статора. Проводники в лобовой части подвергают пайке, изолируют фторопластовой лентой и поверх стеклолснтой.
Затем электродвигатель ставят в вертикальное положение и заливают с применением вакуума и давления эпоксидным компаундом и запекают сначала верхнюю лобовую часть, а затем нижнюю. Перевернув двигатель на 180, статорные обмотки нагревают током до 120, а корпус двигателя охлаждают водой. После охлаждения медь не может укоротиться, она находится в напряженном состоянии, и при дальнейшем нагревании напря>кение в обмотке снимается, а расширения меди не происходит. Применс««Hc фторопласта повышает водостойкость изоляции двигателя, а стеклоэпоксидный слой создает мсханическую защиту. Заливка лобовой части и устранение расширения меди в пазу улучшают условия работы изоляции в лобовой части. Опыты по изолированию обмотки двигатслей описанным способом и эксплуатация их показали полезность нового способа изолирования.