Способ изготовления полых осесимметричных деталей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению полых осесимметричных деталей типа днищ резервуаров. Цель изобретения - повышение качества за счет исключения гофрообразования. Для этого после выдавливания сферической части формируют кольцевой участок и придают ему форму двойной кривизны. Затем формируют кольцевой борт, а его периферийную часть обжимают на угол к центральной оси. Исключение гофр на цилиндрической части борта днища позволяет устранить брак. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 2! Р 22/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4146655/25-27 (22) 30.09.86 (46) 30.07.88. Бюл. № 28 (71) Ростовский научно-исследовательский институт технологии машиностроения (72) Б. В. Башков, Н. П. Будько, Е. Д. Голубкин, А. И. Гулько, П. И. Нитиевский, Е. П. Пахилко и А. П. Уваров (53) 621.983.4 (088.8) (56) Патент ФРГ № 1916593, кл. В 21 D 22/14, 1978.

„„Я0„„1412840 А 1 (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛЫХ

ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению полых осесимметричных деталей типа днищ резервуаров. Цель изобретения— повышение качества за счет исключения гофрообразования. Для этого после выдавливания сферической части формируют кольцевой участок и придают ему форму двойной кривизны. Затем формируют кольцевой борт, а его периферийную часть обжимают на угол к центральной оси. Исключение гофр на цилиндрической части борта днища позволяет устранить брак. 6 нл, 1412840!

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению полых осесимметричных деталей из листового материала типа днищ резервуаров.

Цель изобретения — повышение качества деталей путем исключения гофрирования на кольцевом участке и коробления сферической части.

На фиг. 1 изображена исходная загс4овка; на фиг. 2 — полуфабрикат с отформованной сферической центральной частью; на фиг. 3 — полуфабрикат обкатанной криволинейной частью днища;

На фиг. 4 — предварительно отформован1 ый периферийный участок двойной кривиз1 ы; на фиг. 5 — схема закатки борта днища; на фиг. 6 — схема обжима кром-! ки борта. днища.

Способ изготовления деталей осуществляется следующим образом.

Круглую заготовку 1 из листа получают одним из известных способов, например, вырезкой на дисковых ножницах. Полуфаб,рикат 2, имеющий криволинейную часть 3 с пробитым центральным отверстием 4, штампуют на гидравлическом прессе из листовой заготовки 1, для чего последнюю устанавливают вертикально на пресс и в штампе совмещенного действия формуют центральную часть полуфабриката и в нем пробивают технологическое отверстие 4.

Затем полуфабрикат устанавливают на свободно вращающийся шпиндель 5 обкатной машины. Прижимают планшайбой 6 предварительно отштампованную сферическую часть 3 к кольцевому бурту 7, выполненному на оси шпинделя 5, и обкатывают кркволинеуню часть полуфабриката 8 нажимным роликом 9 по опорному ролику 10, составляя чедеформированный кольцевой участок 1 изделия, расположенный перпендикулярно оси вращения шпинделя 5. Центрирование полуфабриката при выполнении этой операции осуществляют с помощью предварительно пробитого отверстия 4 в центре oTG)opMoaBHHQH части 3, после чего деформируют кольцевоч периферийный участок 1 1, придавая ему форму кривой двойной кривизны !2, Эта операция выполняется на обкатной машине нажимным роликом 13 по опорному ролику 14, радиус которого равен радиусу сопряжения криволинейной поверхности с боковой цилиндрической поверхностью борта 15 днища. Затем тем же инструментом оформляют цилиндрический борт и радкусный участок перехода цилиндрической и криволинейной поверхностей днища.

Завершающую процесс обработки технологическую опера,HIQ обжима кромки борта

15 осуществляют ротационным выдавливанием нажимным роликом 16 но опорному ролику 17. При этом нажкмной ролик 6 с помощью гидроцкличдра !не показан) перемещается в горизонтальной плоскости.

5 !

О 15

45 уд

Выполнение кольцевого периферийного участка 11 двойной кривизны 12 перед закаткой цилиндрического борта и оформление радиуса сопряжения его с криволинейной поверхностью полуфабриката 8 позволяет обеспечить максимально возможную деформацию кромки борта изделия без потери устойчивости при закатке цилиндрического борта 15 криволинейной части полуфабриката 8.

После этого кромку цилиндрического борта 15 полуфабриката 8 нагревают токами высокой частоты до темпеоатуры нормализации. Затем выполняют обжим кромки борта 15 нажимным роликом 16 по опорному ролику 17. Таким образом обеспеч ивают высокую точность размеров и форму изделия, упрощают центрирование днища с обечайкой при сборке резервуара, т. е. повышают качество и снижают трудоемкость сборки изделия.

Экспериментальное изготовление днищ с криволинейной поверхностью выполняют из круглых за10ToaoK диаметром D ==!800 мм, вырезанных на дисковых ножницах модели

Н вЂ” 4420 из листового проката толщиной

S=-6 мм стали марки «Сталь 3». В штампе совмещенного действия на гидравлическом прессе усилием 160 т формуют центральную часть полуфабриката диаметром Di=600 мм; радиус кривизны R=

==1600 мм. Пробивают отверстие диаметром

d ==- 60 мм дзя установки, центрирования и крепления заготовки на оси шпинделя обкатной машины, на которой способом ротацконного выдавливания нажкмным роликом по опорному ролику получают криanëèíåéHóþ часть днища диаметром D=

=1500 мм и радиусом кривизны R=1600 мм.

Величину давления в гидроцклиндре нажимного ролика автоматически регулируют в процессе обкатки от 15 до 60 атм.

На прямолинейном участке длиной

= — 150 мм другой парой роликов у кромки полуфабриката предварительно формуют кольцевой участок, радиус кривизны которого г= 160 мм. Таким образом получают криволинейный участок двойной кривизны, тем самым увеличивая кольцевую жесткость обрабатываемого полуфабриката.

Затем тем же роликом обкатывают оставшийся недеформированный пря лолинейный участок и ранее закатаннык участок на кромке полуфабриката. После этого осуществляют окончательно калибровку радиуса сопряжения цилиндрического борта с криволинейной поверхностью днища. Перед калибровкой кольцевую периферийную поверхность кромки борта нагревают до

t= 830 — -850 С к охлаждают на воздухе.

Нормализацию осущесгвляют на нестандартной установке, планшайба которой с закрепленной на ней заготовкой вращается с числом оборотов п==0,125 об/мин.

В комплект установки входит индуктор к высокочастотный генератор модели

1412840

В4ГЗ вЂ” 160/0,066. После нормализации кромки полуфабриката нажимным роликом формуют цилиндрический бурт, а его периферийную часть обжимают роликами на угол а=30 к центральной оси днища.

Формула изобретения

Способ изготовления полых осесимметричных деталей из плоских листовых заготовок, при котором ротационному выдавливанию подвергают среднюю часть заготовки до придания ей сферической формы и формируют кольцевой участок, включающий цилиндрический борт и радиусный участок перехода от сферической части к цилиндрической, отличающийся тем, что, с целью повышения качества путем исключения гофрирования на кольцевом участке и коробления сферической части, после выдавливания сферической части формируют кольцевой участок и придают ему форму двойной кривизны, затем формируют цилиндрический борт, а его периферийную часть обжимают на угол к центральной оси.

1412840

Составитель Е. Лнашкин

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор Л. Г!илипенко

Заказ 3698/! 2 T раж 709 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4