Смазка для узлов трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для узлов трения, которые могут применяться в подшипниковых узлах электродвигателей бытовых кондиционеров. Цель - повышение износостойкости и работоспособности подшипников скольжения при длительной эксплуатации. Смазка содержит, мас.%: графит 18-19, хлопковая целлюлоза 10,5-11,0, минеральное масло - остальное. Смазка позволяет снизить приведенный износ подшипников с 0,0055-0,01 до 0,0041- 0,0043 мкм/км, коэффициент трения с 0,09-0,18 до 0,065-0,07 и повысить работоспособность с 7000 до 10000 ч. 2 табл. «Л
к
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (192 (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4136907/23-04 (22) 15.10.86 (46) 30.07.88. Бюл. ¹ 28 .(71) Производственное объединение
"Баккондиционер (72) А.Т.Мамедов, Н.А.Алиев и В.В.Румянцев (53) 621.892(088.8) (56). Авторское свидетельство СССР № 1188)94, кл. С 10 M 125/02, 1985, Авторское свидетельство СССР № 1247412, кл. С 10 M 125/02, 1986.
Патент США № 2948679, кл. 252-28, 1960.
151 С 10 М 145/40//(С 10 М 145/40, 125302) С 10 N 30:06 40:02 (54) СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для узлов трения, которые могут применяться в подшипниковых узлах электродвигателей бытовых кондиционеров.
Цель — повышение износостойкости и работоспособности подшипников скольжения при длительной эксплуатации. Смазка содержит, мас.Е: графит 18 19 хлопковая целлюлоза 10 5-11 О, минеральное масло — остальное, Смазка позволяет снизить приведенный износ под" шипников с 0,0055-0,01 до 0,00410,0043 мкм/км, коэффициент трения с 0,09-0,18 до 0,065-0,07 и повысить работоспособность с 7000 до 10000 ч.
2 табл.
1413121
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для узлов трения, которые могут применяться в подшипниковых узлах электродвигателей бытовых кондиционеров.
Целью изобретения является повышение износостойкости и работоспособности подшипников скольжения при длительной эксплуатации. 10
Для приготовления смазки целесообразно использовать смесь минеральных масел МС-20 (14,3 ) и ИГП-38 (85,7 ), графитовый порошок ГС-1 и хлопковую целлюлозу. 15
При содержании графитового порошка н смазке менее 18 мас. и целлюлозы
10,5 мас. . сужается область ее применения (средне- и тяжелонагруженные узлы трения) происходит сравнительное 20
У уменьшение маслоудерживаемости и маслоемкости смазки, а также износостойкости и ресурса работы узла трения.
При увеличении содержания графита более 19 мас.Х и целлюлозы более 25
11,0 мас.Е происходит черезмерное увеличение маслоудерживаемости смазки, что вызывает ухудшение маслообмена в узле трения.
В табл. 1 приведен состав смазок 30 для узлов трения (там же patt состав прототипа).
При приготовлении смазки осуществляют распушивание хлопковой целлюлозы на приборе ПЗС, которую затем пропитывают в течение 1 мин смесью указанных масел, нагретой до 50-55 С.
Затем извлекают пропитанную массу из масляной емкости и дают ей стечь (около 1 ч). Пропитанную целлюлозу загружают в бункер мешалки и добавляют по мере перемешивания кашеобразHoH MdccbI I paIpHToBbIH nopoIIIoK VC 1, просеянный через сито с размерами ячеек 40 мкм. Приготовленную смазку перемешивают в течение 1 ч до получения однородной консистенции, после чего она готова к применению.
У получаемых смазок определяют асло е живаемость. м удр
Маслоудерживаемость смазок, находящихся в специальной полости подшипникового щита рабочего узла трения испытательного стенда, определяют весовым методом до и после испытания путем взвешивания подшипникового щита с исследуемой смазкой на весах ВЛТ.-1 кг — 1 с точностью до 01 r, Высокая маслоудерживаемость смазки обеспечивается за счет содержания в ней хлопковой,целлюлозы, которая придает смазке необходимую консистенцию. Кроме того, распушенная хлопковая целлюлоза в отличие от шерстяных и войлочных фитилей имеет большую поверхность и поглощающую способность, за счет чего она может содержать большой объем масла. Механизм маслообмена между подшипниковым узлом и смазкой происходит в таком виде: в момент работы фрикционной пары под действием центробежной силы происходит переход маслографитовой смеси из смазки, находящейся в полости узла трения, на рабочие поверхности трущейся пары, а после прекращения их работы переход маслографитовой смеси в обратном направлении — в объем смазки за счет поглощающего действия целлюлозы. Вследствие этого в узле трения практически не происходит потери масла и смазки, что позволяет использовать смазку в узле трения беэ замены в течение продолжительного времени.
Смазка содержит в качестве наполнителя графитовый порошок ГС-1, увеличивающий маслоудерживаемость и маслоемкость смазки, а также выполняющий роль твердой смазки, которая существенно увеличивает рабочий ресурс подшипникового узла, Наличие графитового порошка ГС-1 в смазке позволяет расширить область его применения на средне- и тяжелонагруженных узлах трения.
Критерием качества смазок при их испытании в узле трения испытательной машины СМЦ-2 является показатель коэффициента трения, который определяют по стандартной методике.
Оценивают также показатель приведенного износа пяти испытуемых подшипников для каждого случая. Измерение износа проводят в трех точках их рабочей поверхности, после каждых
1000 ч работы узла трения, в качестве величины износа берут среднеарифметические показатели приведенного износа пяти подшипников. Приведенный износ определяют по стандарту.
Приведенный износ подшипников определяют при скорости скольжения вала электродвигателя 2 м/с и давлении на узел трения 200Н. Результаты испытания приведены в табл. 2.
Применение предлагаемой смазки обеспечивает высокую износостойкость и работоспособность подшипников сколь1413121 жения. Технология приготовления предлагаемой смазки отличается простотой и не требует использования дефицитных и дорогостоящих материалов. л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения иэносостойкости и работоспособности подшипников скольжения, смазка дополнительно содержит хлопковую целлюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.7.:
Графит 18-19
Хлопковая целлюлоза 10,5-11,0
Минеральное масло Остальное
Формула изобретения
Смазка для узлов трения, содержащая минеральное масло и графит, о т
Т а блица!
Содержание, мас.7 в составах смаэок
) ) 6
Компоненты
1 2 3 4 5
18 18 5 19 17 20 18
10,8 11,0 10,5 10,0 11,5
Графит
Целлюлоза хлопковая, Минеральное масло до До До До До 82
100 100 100 130
Таблица 2
Составы смазок
)3 4
Показатели (5 )6
Маслоудерживаемость, мас. 7.
68,3
34,0
62,7
66,4
65,2
64,0
Приведенный износ подшипников, мкм/км
0,0042 0,0041 0,0043 0,0060 0,0055 0,01
0,18
0,09
0,065 0,067 0,1
0,07
Коэффициент трения
Работоспособность, ч 10000 10000 10000 7000 10000 7000
Составитель Е.Пономарева
Редактор О.Спесивых Техред M.Õoäàíè÷ Корректор А.Обручар
Заказ 3736/26 Тираж 464 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раутская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4