Устройство для управления дозатором

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматическому управлению дозаторами с преимущественно весовым дозированием сыпучих материалов, разгружаемых в циклически поступаюпц й транспортный сосуд. Цель изобретения - повьшение надежности зшравления. Устр-во управляет приводами дозатора и функционально соединяется с устройством управления подъемной машины и блоками сигнализации, один из которых расположен в загрузочной камере, другой - у пульта управления. Устр-во устанавливается на подъеме, имеющем два транспортных сосуда в загрузочной камере. Устр-во осуществляет весовое и объемное дозирование и работает в трех режимах: автоматическом, полуавтоматическом и режиме опробования механизмов. Применение двух датчиков загрузки приемного бункера и двух датчиков подачи транспортного сосуда и контроль за их неисправностью позволяет уменьшить вероятность произвольного открытия секторного затвора и гасителя. Устр-во регистрирует количество груженых транспортных сосудов и контролирует добычу шахты. 1 Ш1, О) с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1413436 А 2 (51)4 С 01 С 13/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1283537 (21) 4129489/24-10 (22) 23.06.86 (46) 30.07.88. Бюл. У 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им.М.М.Федорова (72) А.И.Соломенцев, В.Я.Березан, С.С.Сафонов, И.К.Кольчик и В.МеЧеппель (53) 621.317.39:531.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1283537, кл. G Ol С 13/07, 1985. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗАТОРОМ . (57) Изобретение относится к автоматическому управлению дозаторами с преимущественно весовым дозированием сыпучих материалов, разгружаемых в циклически поступающий транспортный сосуд. Цель изобретения - повышение надежности управления. Устр-во управляет приводами дозатора и функционально соединяется с устройством управления подъемной машины и блоками сигнализации, один из которых расположен в загрузочной камере, другой — у пульта управления. Устр-во устанавливается на подъеме, имеющем два транспортных сосуда в загрузочной камере. Устр-во осуществляет весовое и объемное доэирование и работает в трех режимах: автоматическом, полуавтоматическом и режиме опробования механизмов. Применение двух датчиков загрузки приемного бункера и двух датчиков подачи транспортного сосуда и контроль за их неисправностью позволяет уменьшить вероятность произвольного открытия секторного затерла и гасителя. Устр-во ре- ( гистрирует количество груженых транспортных сосудов и контролирует добычу 2 шахты. 1 ил.

1 1413436 2

Изобретение относится к автоматическому управлению дозаторами с преимущественным весовым дозированием сыпучих материалов, разгружаемых в циклически поступающий транспортный сосуд (скип), и является дополнительным к авт,св. Р 1283537.

Целью изобретения является повышению надежности управления. 10

На чертеже изображена схема устройства автоматического пневматического управления.

В состав устройства входят: привод 1 обрушения горной массы в дозаторе, привод 2 конвейера и питателя, привод 3 распределителя горной массы, привод 4 клапана герметизации, привод

5 секторного затвора, привод 6 гасителя скорости, счетчик 7 для счета 20 груженых скипов, датчик 8 весового дозирования, датчики 9, 10, 11 загрузки дозатора и транспортного сосуда, аварийного уровня, датчики 12, 13 открытия и закрытия клапана герме- 25 тизации, датчики 14, 15 закрытия и открытия секторного затвора, датчик

16 распределения горной массы, датчики 17; 18 закрытия и открытия гаси.теля скорости горной массы, датчик 30

19 разгрузки транспортного сосуда, датчик 20 наличия горной массы в приемном бункере, датчики 21 и 22 загрузки приемного бункера, датчики

23 и 24 подачи транспортного сосуда или скила, три элемента задержки 2527, три трехпозиционных переключателя 28-30 со средним нейтральным положением, семь тумблеров 31-37; десять элементов НЕ 38-47, двенадцать 40 элементов И 48-59, восемнадцать элементов ЗАПРЕТ 60-77, девятнадцать элементов ИЛИ 78-96, семь триггеров

97-103 с раздельными,входами, четыре входных канала В< -Bq и тринадцать выходных канала С, -С „э .

Выход объемного датчика 9 загрузки дозатора через первый элемент

ЗАПРЕТ 60 соединен с первым входом второго элемента ИЛИ 78, выход которого соединен с единичным входом третьего триггера 97, а его второй вход соединен через второй элемент

ЗАПРЕТ 61 с выходом датчика 8 весового дозирования."Дозатор загружен", второй выход которого "Дозатор загружен" через третий элемент ЗАПРЕТ 62 соединен с вторым входом пятого элемента HJM 79, первый вход которого соединен через пятый элемент ЗАПРЕТ

63 с выходом датчика 10. Запрещающий вход пятого элемента ЗАПРЕТ 63 соединен с запрещающим входом первого элемента ЗАПРЕТ 60 и первым выходом пер- вого переключателя 28, второй выход которого соединен с запрещающими входами второго-четвертого элементов

ЗАПРЕТ 61, 62 и 63. Третий выход датчика 8 весового дозирования "Аварийная доза" соединен через четвертый элемент ЗАПРЕТ 63 с вторым входом первого элемента ИЛИ 80, первый вхоД которого соединен с выходом датчика

11, а его выход — с единичным входом первого триггера 98, нулевой вход которого соединен с запрещающими входами одиннадцатого и двенадцатого элементов ЗАПРЕТ 65 и 66, первыми входами одиннадцатого-тринадцатого элементов ИЛИ 81, 82 и 83 и первым выходом третьего трехпозиционного переключателя 29 со средним нейтральным положением. Выход первого триггера 98 соединен с запрещающим входом четырнадцатого элемента ЗАПРЕТ 67 и шестым выходным каналом С6. Второй вход тринадцатого элемента ИЛИ 83 соединен с вторым выходом третьего .переключателя 29 и запрещающим входом восьмого элемента ЗАПРЕТ 68, причем третий вход его соединен с девятым выходным каналом С и выходом пятого триггера 99, единичный вход которого через второй элемент задержки 25, восьмой элемент НЕ 38 соединен с выходом шестого элемента ИЛИ 84, первый вход которого соединен с выходом четвертого элемента И 48, первый вход которого соединен через четвертый элемент НЕ 39 с выходом датчика

23 и первым входом третьего элемента

И 49, второй вход которого соединен

I с выходом датчика 24 подачи транспортного сосуда и через пятый элемент НЕ 40 соединен с вторым входом четвертого элемента И 48, а выход третьего элемента И 49 соединен с вторым выходным каналом С, вторым входом шестого элемента ИЛИ 84, с первым входом восьмого элемента И 50.

Второй вход пятого элемента И 51 че-; рез первый элемент задержки 27 соединен с запрещающим входом шестого элемента ЗАПРЕТ 69 и через первый элемент НЕ 41 с датчиком 14 положения закрытия секторного затвора и.с выходным каналом С, с первым входом

3436 4.5

10 ю15

45

3 141 второго элемента И 52 и третьим вхо1 дом десятого элемента И 53. Выход второго элемента И 52 соединен через двенадцатый и пятнадцатый элементы

ЗАПРЕТ 66 и 70 .с первым входом шестнадцатого элемента ИЛИ 85. Выход пятого элемента ИЛИ 79 соединен с вторым входом первого элемента И 54, первый вход которого соединен с выходом датчика 15 открытия секторного затвора, а его выход " с нулевыми входами третьего, второго и четвертого триггеров 97, 100, 101 и четвертым входом девятого элемента ИЛИ 86 второй вход которого соединен с выходом четвертого триггера 101, вторым входом девятого элемента И 55 и с вторым входом седьмого элемента И 58, причем первый вход девятого элемента

ИЛИ 86 соединен с вторым входом восьмого элемента И 50, выход которого соединен с единичным входом четвертого триггера 101, с выходом второго триггера 100 и первым входом девятого элемента И 55. Третий вход девятого элемента ИЛИ 86 соединен с третьим входом девятого элемента И 55, с выходом третьего триггера 97, с каналом С, применяемым для определения исправности наиболее ответственных элементов,и через семнадцатый элемент ЗАПРЕТ 71, седьмой тумблер 31 соединен с вторым. входом девятнадцатого элемента ИЛИ 87 и через шестой элемент НЕ 42 соединен с каналом С, применяемым при определении исправности наиболее ответственных элементов, а также с четвертым входом десятого элемента И 53, с вторым входом второго элемента И 52, Выход одиннадцатого элемента ИЛИ 81 соединен с запрещающим входом десятого элемента ЗАПРЕТ 72, выход которого соединен с первым входом пятнадцато.го элемента ИЛИ 88 ° Второй вход одиннадцатого элемента ИЛИ 81 через третий элемент задержки 26 соединен с выходом пятого элемента И 51 и с первым входом десятого элемента ЗАПРЕТ

72. Второй вход пятнадцатого элемента ИЛИ 88 соединен с выходом четвертого тумблера 32, а его выход связан с приводом 1 устройства обрушения горной массы в дозаторе. Выход шестого элемента HF. 42 соединен через одиннадцатый элемент ЗАПРЕТ 65 с первым входом восемнадцатого элемента ИЛИ 89, выход которого связан через шестнадцатый элемент ЗАПРЕТ 73, запрещающий вход которого связан с третьим входным каналом В, а выход — с одним из входов привода 3 распределителя горной массы и двенадцатым выходным каналом С, . Второй вход привода 3 связан с четвертым выходным каналом В .

Второй вход восемнадцатого элемента

ИЛИ 89 соединен с выходом пятого тумблера 33. Выход девятого элемента

ИЛИ 86 соединен через седьмой элемент

НЕ 43, шестой элемент ЗАПРЕТ 69 с нулевым входом шестого триггера 102, единичный вход которого соединен с выходом девятого элемента И 55 и с первым входом одиннадцатого элемента

И 56, второй вход которого соединен с выходом шестого триггера 102, с одиннадцатым выходным каналом Сч и с вторым входом двенадцатого элемента ИЛИ 82. Выход двенадцатого элемента ИЛИ 82 соединен с запрещающим входом тринадцатого элемента ЗАПРЕТ 74, выход которого соединен с первым входом четырнадцатого элемента ИЛИ 90, выход которого через четырнадцатый элемент ЗАПРЕТ 67 связан с входом привода 2 конвейера и питателя и седьмым выходным каналом С., а второй вход соединен с выходом третьего тумблера 34, вход которого соединен с выходом двенадцатого элемента И 57 и с вторым входом десятого элемента

И 53, третий вход четырнадцатого элемента ИЛИ 90 связан с первь м входным каналом В . Второй вхбд тринадца-! того элемента ЗАПРЕТ 74 соединен с выходом десятого элемента И 53. Первый вход двенадцатого элемента И 57 соединен с выходом десятого элемента

ИЛИ 91, второй вход соединен с вторым тумблером 35, первый вход - с выходом датчика 16 "Распределение горной массы". Второй вход десятого элемента И 57 соединен с выходом третьего элемента ИЛИ 92, первый вход которого соединен с выходом датчика 12 открытия клапана герметизации, а второй вход соединен с выходом первого тумблера 36 и вторым входом четвертого элемента ИЛИ 93, первый вход которого соединен с выходом датчика 13 закрытия клапана герметизации, а его выход соединен с четвертым входом девя того элемента И 55. Выход одиннадцатого элемента И 56 соединен с первым входом пятого элемента И 51 и с первым входом семнадцатого элемента

14134

ИЛИ 94, второй вход которого соединен с вторым входным каналом В, à его выход связан с входом счетчика 7 груженых транспортных сосудов и выход5 ным каналом С<о ° Выход одиннадцатого элемента И 56 .также соединен через девятый элемент ЗАПРЕТ 75, запрещающий вход которого соединен с выходом тринадцатого элемента ИЛИ 83, с вто- 1р рым входом восьмого элемента ИЛИ 95, первый вход которого соединен через восьмой элемент ЗАПРЕТ Ь8 с нулевым входом пятого триггера 99 и с первым входом седьмого элемента И 58, выход которого соединен с третьим входом восьмого элемента ИЛИ 95. С первым входом второго переключателя 30 соединен первый вход седьмого элемента

И 58, а второй выход переключателя 2р

30 соединен с вторым входом шестнадцатого элемента ИЛИ 85, выход которого соединен с первым входом .и через второй элемент НЕ 44 с вторым входом привода 4 клапана герметизации. Вы- 25 ход восьмого элемента ИЛИ 95 соединен через седьмой элемент ЗАПРЕТ 76 с первым входом и через третий элемент HE 45 с вторым входом привода 5 секторного затвора, причем запрещающий вход седьмого элемента ЗАПРЕТ 76 соединен с выходом датчика 18 открыт гасителя скорости горной массы и первым входом шестого элемента И 59, второй вход которого соединен с выходом 35 датчика 17 закрытия гасителя скорости горной массы, а его выход — с выходным каналом С . Выход восьмого элемента ИЛИ 95 соединен также с первым входом седьмого элемента ИЛИ 9Ь, выход которого соединен с первым вхо- дом и через девятый элемент НЕ 46 с вторым входом привода 6 гасителя скорости горной массы. Второй вход седь-. мого элемента ИЛИ 96 соединен с шестым тумблером 37. Выход датчика 20 наличия горной массы в приемном бункере соединен через десятый элемент

НЕ 47 с восьмым выходным каналом С с запрещающим входом пятнадцатого элемента ЗАПРЕТ 70 и первым входом девятнадцатого элемента ИЛИ 87, выход которого соединен с нулевым входом седьмого триггера 103 выход которого соединен с первым входом десятого элемента И 53, с тринадцатым выходным каналом С, . Единичный вход триггера соединен через восемнадцатый элемент ЗАПРЕТ 77 с запрещающим

36 6 входом семнадцатого элемента ЗАПРЕТ 71 и выходом первого датчика 21 загрузки приемного бункера. Выход второго датчика 22 загрузки приемного бункера,соединен с запрещающим входом восемнадцатого элемента ЗАПРЕТ 77.

На угольных шахтах применяются подъемы, имеющие один транспортный сосуд, и подъемы, имеющие два транспортных сосуда. Чаще применяются подъемы, имеющие два транспортных сосуда. По количеству транспортных сосудов и загрузочной камере горизонта устанавливается число дозаторов. На подъеме, имеющем. один транспортный сосуд, горная масса из приемного бункера подается питателем, затем конвейером в дозатор. На подъеме, имеющем два транспортных сосуда, существуют два варианта загрузки горной массы в дозаторы. Первый вариант,. когда горная масса из приемного бункера подается питателем и конвейербм на распределительное устройство (или распределитель), с помощью которого загружаются поочередно два дозатора: т.е. загрузочные устройства имеют общую линию подачи горной массы в ,дозаторы. Второй вариант, когда гор ная масса подается в каждый дозатор отдельным питателем и отдельным конвейером, т.е. загрузочные устройства имеют отдельные линии подачи горной массы.

Применение общей линии подачи горной массы позволяет уменьшить сечение горной выработки, вдвое уменьшить объем оборудования и повысить коэффициент его использования. Существует вариант, когда горная масса из приемного бункера подается только питателем (питателями).

Дозатор имеет приводы клапана герметизации, секторного затвора, гасителя скорости горной массы, привод устройства обрушения горной массы в дозаторе, устройство управления приводами конвейера и питателями или только питателя. При общей линииподачи горной массы в состав дозаторов входит распределительное устройство. Предложенное устройство управляет приводами дозатора и функционально соединяется с устройством управления подъемной машины и блоками сигнализации или модулями, один из которых расположен в загрузочной камере, а другой - в машинном зале у

1413436

45 пульта управления. На подъеме, имеющем два транспортных сосуда в загрузочной камере, устанавливаются два описываемых устройства, управляющие приводами двух дозаторов. Кроме того,5 устройства управления дозаторами функционально соединяются необходимыми каналами связи между собою и устройством управления подъемной машиной и блоками сигнализации или модулями установленными также в загрузочной камере и в машинном зале.

Работа устройства в автоматическом режиме при общей линии подачи горной массы.

В исходном положении приемный бункер и дозатор не загружены. Устройство управления приводами конвейера и питателя, а также устройство обрушения горной массы в дозаторе выключены.

Клапан герметизации закрыт, а распределитель горной массы находится в по-. ложении, при котором возможна загрузка дозатора. Секторный затвор зак- 25 рыт, гаситель скорости горной массы поднят вверх, т.е. находится в положении "Закрыт", транспортный сосуд разгружен и находится в зоне действия датчика 19 "Транспортный сосуд разгружен", тумблер 31 включен, тумблеры 32-37 выключены, ручки переключателей 29-30 находятся в нейтральном положении, а ручка переключателя

28 - в положении "Весовое дозирование". При загрузке горной массы в приемный бункер и подаче питания в устройство управления дозатором с выхода переключателя 28 поступает сигнал на запрещающие входы элемен40 тов ЗАПРЕТ 60 и 63 и запрещает прохождение сигналов с выходов датчиков

9 и 10 объемного дозировнния. Сигнал с выхода элемента НЕ 45 поступает на вход привода 5 секторного затвора и фиксирует его в конечном положении

"Закрыт", а сигнал с выхода элемента

НЕ 46 поступает на вход привода 6 и фиксирует положение "Закрыт" гасителя, применяемый для замедления движения потока горной массы при загрузке 50 ее из дозатора в транспортный сосуд, При этом уменьшается дробление горной массы (угля), т.е. не теряется его сортность, уменьшается износ противоположной стенки транспортного сосуда 55 и его направляющих втулок., При этом с выхода датчика 14 "Закрыт" секторного затвора и с выхода элемента

НЕ 42 сигналы поступают на входы элемента И 52 и с его выхода через элементы ЗАПРЕТ 66 и 70, ИЛИ 85 на вход элемента НЕ 44, на выходе которого сигнал принимает значение "0", и на первый вход привода 4, который открывает клапан герметизации, препятствующий в закрытом положении, в особенности при разгрузке дозатора или не загруженном приемном бункере, короткому замыканию через дозатор и ствол воздушной струи, проветривающий горные выработки, кроме того, с выхода датчика 14 "Закрыт" сигнал по каналу С, поступает для включения подъемной машины. В устройстве элементы НЕ 44, 45 и 46 соединены со штоковыми полостями через вторые входы приводов, а поршневые полости через первые входы — с другими соответствующими элементами. При таком соединении штоки приводов большую часть времени втянуты в цилиндр и выдвигаются только при использовании определенных операций, длящихся незначительное время (несколько секунд) что значительно уменьшает время воздействия на трущиеся штоковые поверхности шихтной агрессивной среды, которая, разрушая их, способствует быстрому износу уплотнительных штоковых манжет и утечке сжатого воздуха. Сигнап с выхода элемента НЕ 42 по каналу С поступает в блок сигнализации, расположенный в загрузочной камере, и через элемент ЗАПРЕТ 65, элементы

ИЛИ 89, ЗАПРЕТ 73 на вход привода

3 распределителя горной массы и фиксирует его в положение "Закрыт", а также по каналу С, поступает на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 73 аналогичного устройства (не показано), управляющего другим дозатором, установленным в этой же загрузочной камере подъема, и запрещает прохождение сигнала по каналу В на другой вход привода 3 распределителя до окончания загрузки дозатора.

При незагруженном приемном бункере сигнал с выхода второго датчика 22 загрузки приемного бункера поступает на запрещакиций вход элемента ЗАПРЕТ 77 (на выходе первого датчика 21 и на выходе датчика 20 "Наличие горной массы s приемном бункере" сигналы имеют значение "0").

Сигнал "Приемный бункер разгружен" с выхода элемента НЕ 47 поступает на вход канала С, ца вход элемента ЗАПРЕТ 70, на первый вход элемента

1413436

5

ИЛИ 87, а с его выхода — на нулевой вход триггера 103. По мере загрузки приемного бункера сигнал "1" поступает с выхода датчика 20 "Наличие горной массы в приемном бункере" на вход элемента НЕ 47, на выходе которого, а также на входе канала С» на входе и на выходе элемента ИЛИ 87, на входе триггера 103, на запрещакщем входе элемента ЗАПРЕТ 70 сигнал принимает. значение "0". При достижении горной массой уровня, при котором объем горной массы несколько больше максимального объема, загружаемого в дозатор, например в 1,2-1,4 раза, е выхода первого датчика 21 поступает сигнал на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 71, который в дальнейшем запрещает прохождение сигнала с выхода триггера 97 через элемент

ЗАПРЕТ 71. При дальнейшей загрузке приемного бункера и достижении горной массой уровня, контролируемого вторым датчиком 22, при котором объем ее равен нескольким номинальным дозам по весу или объему, например 810, или дозатора, сигнал на выходе указанного датчика принимает значение "0". При этом сигнал с выхода датчика 21 через элемент ЗАПРЕТ 77 поступает на единичный вход триггера 103, запоминается им и с его выхода поступает на первый вход элемента И 53 и на вход канала С,> для сигнализации "Приемный бункер загружен".

Сигналы с выходов элемента НЕ 42, датчика секторного затвора 14 "Закрыт", триггера 103 поступают на соответствующие входы элемента И 53, а сигналы с датчика 16 "Распределение горной массы" через элемент ИЛИ 91 и с выхода датчика 12 "Открыт" клапана герметизации через элемент ИЛИ 92 поступают на соответствующие входы элемента И 57, на выходе которого формируется сигнал, поступающий также на вход элемента И 53, на выходе которого также формируется сигнал, при наличии всех входных сигналов, поступакщий через элементы ЗАПРЕТ 74, ИЛИ 90, ЗАПРЕТ 67 на вход привода 2 устройства управления приводами питателя и конвейера и включает его.

В результате горная масса поступает из приемного бункера с помощью питателя, конвейера и распределителя в дозатор. При этом сигнал "1", поступакщий с выхода датчика 8 весового дозирования "Дозатор разгружен" через элементы ЗАПРЕТ 62, ИЛИ 79 на вход элемента И 54, меняет свое значение на "0".

По достижению заданной по весу номинальной дозы горной массы с выхода датчика 8 "Дозатор загружен"

1 поступает сигнал через элементы ЗАПРЕТ 61, ИЛИ 78 на единичный вход триггера 97 и "запоминается" им.

Сигнал с выхода триггера 97 поступает на вход элемента НЕ 42, входы элементов И 55, ИЛИ 86 и по каналу

С в блоки сигнализации. При этом

На выходе элемента НЕ 42 сигнал принимает значение "0", а сигнал, поступающий с выхода элемента ИЛИ 86 на вход элемента НЕ 43, меняет значение сигнала на его выходе с "1" на "0".

И на выходе элемента И 53 сигнал также принимает значение "0", в результате чего выключается устройство управления приводами конвейера и питателя. Сигнал "1" с выхода элемента

НЕ 42 также не поступает через элементы ЗАПРЕТ 65, ИЛИ 89, ЗАПРЕТ 73 на вход привода 3 распределителя горной массы и по каналу С на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 73 аналогичного (не приведенного) устройства, управляющего другим дозатором, в связи с чем оно выдает сигнал "1" при его незагруженном дозаторе с выхода элемента ЗАПРЕТ 73 по каналу В э на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 73, а также с выхода элемента ЗАПРЕТ 73 аналогичного устройства по каналу

В,, на другой вход привода 3, который переключит распределитель горной массы в другое положение, при котором горная масса сможет поступать в другой дозатор при поступлении сигнала на включение устройства управления приводами конвейера и питателя по каналу В, с выхода элемента ЗАПРЕТ 67 аналогичного устройства, через элементы ИЛИ 90 и ЗАПРЕТ 67 приведенного устройства.

При переключении распределителя в другое положение на выходе датчика

16 "Распределение горной массы" сигнал меняет свое значение на обратное, т.е. на "0". В связи с нулевым значением сигнала на выходе элемента

НЕ 42 сигнал на выходе элемента И 52 также принимает значение "0", при этом на выходе элемента НЕ 44 сигнал меняет свое значение на "1" и пос141 "436

12 тупает на второй вход привода 4. Кла- ,-пан герметизации закрывается. В результате на выходе его датчика 13

"Закрыт" сигнал принимает значение

"1" и поступает через элемент ИЛИ 93 на соответствующий вход элемента

И 55, а на выходе датчика 12 "Открыт" сигнал принимает значение "0".

В исходном положении транспортного 1п сосуда, находящегося в зоне действия датчика 19 "Транспортный сосуд разгружен", с его выхода поступает сигнал иа единичный вход триггера 100, "за» поминается нм и с его выхода посту- 15 пает на вход элемента И 55, на входы элементов И 50 и ИПИ 86. При подаче транспортного сосуда в положение, при котором происходит его загрузка, датчики 23 и 24 подачи транспортного 20 сосуда выдают сигналы, поступающие на входы элемента И 49 и на входы элементов HE 39 и 40, на выходах которых сигналы меняют свое значение с "1" на "0". Сигнал с выхода элемента И 49 поступает по каналу С для остановки подъемной машины и на вход элемента И 50, выходной сигнал которого поступает на единичный вход триггера 101, "запоминается" им и с 30 его выхода поступает на входы элементов И 55, 58 и ИЛИ 86. При наличии всех входных сигналов на входах элемента И 55 на его .выходе формируется сигнал, который поступает на вход эле- 35 мента И 56 и на единичный вход триггера 102, "запоминается" им и с его выхода поступает на вход элемента

И 56, на выходе которого формируется сигнал, поступающий на вход элемента @

И 51 и через элементы ЗАПРЕТ 75, ИЛИ 95 на вход элемента НЕ 45, на вход элемента ЗАПРЕТ 76 и через элемент ИЛИ 96 на вход 1 привода б гасителя, на вход элемента HE 46, на выходе которого сигнал принимает значение "0". Гаситель открывается.

При этом сигналы на выходе датчиков

17 и 18 закрытия и открытия гасителя скорости принимают значение "0" ° Секторный затвор открывается, горная масса поступает в транспортный сосуд.

Сигнал на выходе элемента И 59 также принимает значение "0",при невыдаче датчиками 18 и 17 или одним из них сигнала при закрытом гасителе скорости, т.е. при их поломке или произвольном открытии гасителя скорости сигнал по каналу С не поступает на включение подъемной машины. При этом подъемная машина останавливается, так как в противном случае движущийся транспортный сосуд может повредить гаситель и свои канаты. При полной разгрузке дозатора в транспортный сосуд датчик 8 весового дозирования выдает сигнал "Дозатор разгружен", который поступит через элементы ЗАПРЕТ 62, ИЛИ 79 на вход элемента И )4, на выходе которого при открытом секторном затворе и выдаче сигнала "Открыт" его датчиком 15 формируется сигнал, псступающий на вход элемента ИЛИ 86, на нулевые входы триггеров 97, 100, 101 и стирающий при этом с них память. Гаситель и секторный затвор закрываются. Сигнал с элемента HE 42 поступает через элемент ЗАПРЕТ 65, элементы ИЛИ 89, ЗАПРЕТ 73 на привод распределителя и по каналу С в аналогичное устройство, при этом переключается распределитель в положение, при котором возможна загрузка дозатора и запрещается поступление сигнала по каналу В от непоказанного другого (аналогичного) устройства. При этом сигнал на выходе датчика 15 открытия секторного затвора меняет свое значение на "0".

Следовательно, и на выходе элемента

И 54 сигнал также меняет свое значение на "0", т.е. не поступает на нулевые входы триггеров 97, 100, 101 и на вход элемента ИЛИ 86. При закрытом секторном затворе с выхода датчика 14 закрытия секторного затвора поступает сигнал на вход элемента

НЕ 41, на выходе которого, а следовательно, и на запрещающем входе элемента ЗАПРЕТ 69 сигналы принимают значение "0". При стертой памяти на триггерах 97, 100, 101, т.е. при нулевом значении их выходных сигналов, сигнал с выхода элемента НЕ 43 поступает через элемент ЗАПРЕТ 69 на нулевой вход триггера 102 и также стирает память, при этом его выходной сигнал принимает значение "0", тем самым снимается запрет на прохождение сигнала для включения устройства 2 управления приводами конвейера и питателя и по каналу С„ для включения подъемной машины. Клапан герметизации открывается описанным методом. Далее цикл повторяется.

Если в результате какой-либо неисправности память не сотрется на триг14

13

1413436 герах 97, 100, 101, то их выходные сигналы поступят на вход элемента

ИЛИ 86, а с его выхода — на вход элемента НЕ 43, что не дает стереться памяти на триггере 102 после того, как выходные сигналы элемента И 54 и элемента НЕ 41 примут значение "0".

При этом сигнал с выхода триггера

102 поступит через элемент ИЛИ 82 на запрещакиций вход элемента ЗАПРЕТ 74, выключая устройство 2 управления приводом конвейера и питателя, а также поступит по каналу С<, в цепь устройства управления подъемной машиной, запрещая ее включение и предотвращая произвольное открытие гасителя скорости с секторного затвора, тем самым исключая аварию на подъеме. Сигнал по каналу Си поступает также в цепь сипнализации, что позволяет ускорить время поиска неисправности.

Наряду с контролем стирания памяти с укаэанных триггеров производится контроль исправности наиболее ответ-.-. ственных датчиков 14 и 15 закрытия и открытия секторного затвора. В случае отсутствия на выходе датчика 8 сигнала "Дозатор загружен" при сформированной заданной номинальной дозе горной массы в дозаторе вследствие неисправности датчика или функциональных элементов устройства управления дозатором датчик 8 выдаст другой сигнал "Аварийная доза", который поступит через элементы ЗАПРЕТ 64, ИЛИ 80 на единичный вход триггера 98, "запомнится" им и с его выхода поступит на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 67 и по каналу С в блок сигнализации, находящийся в машинном зале. При этом устройство управления приводом конвейера и питателя выключается, и загрузка дозатора горной массы прекратится ° Сформированная доза горной массы в дозатове не приведет к пере, грузу транспортного сосуда, в результате которого может произойти обрыв его канатов, что приводит к аварии.

Разгрузка дозатора в транспортный сосуд при сформированной в нем максимальной дозе производится при помощи двух трехпозиционных переключателей 29 и 30. Переключатель 29 служит для выбора одного из трех режимов работы устройства: "Автоматический режим", "Полуавтоматический режим" и

"Режим опробования механизмов". Переключатель 30 служит для открытия

55 секторного затвора или клапана герметизации. При разгрузке дозатора в транспортный сосуд ручка переключателя 29 ставится в положение "Режим опробования механизмов", а переключатель 30 — в положение "Секторный затвор открыт". При этом сигнал с выхода переключателя 29 поступает на запрещакицие входы элементов ЗАПРЕТ 65, 66 и через элемент ИЛИ 81 — на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 74, на нулевой вход триггера 98 для стирания памяти, а также через элемент ИЛИ 83на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ

75, т.е. выходные сигналы не поступают на приводы дозатора. Сигнал с выхода переключателя 30 поступает на нулевой вход триггера 99, на один из входов элемента И 58 и через элементы ЗАПРЕТ 68, ИЛИ .95 — на вход элемента НЕ 45, и через элемент ИЛИ 96— на вход элемента НЕ 46 и вход 1 привода 6 гасителя. Гаситель открывается, на выходе "Открыт" его датчика 18 сигнал принимает значение "0", тем самым снимается запрет на прохождение сигнала с выхода элемента ИЛИ 95 через элемент ЗАПРЕТ 76 для открытия секторного затвора. После разгрузки дозатора в транспортный сосуд ручки переключателей 29 и 30 ставятся в нейтральное положение. Секторный затвор и гаситель закрываются одновременно. После устранения неисправности устройство готово к работе в автоматическом режиме.

Устройство осуществляет весовое или объемное дозирование ° Весовой способ дозирования является преимущественным. Однако при неисправности датчика 8 весового дозирования ручка переключателя 28 переводится из положения "Весовое дозирование" в положение "Объемное дозирование". Сигнал с выхода переключателя 28 поступает на запрещающие входы элементов ЗАПРЕТ 61, 62 и 64. При этом сигналы поступают только от датчиков 9 "Дозатор загружен", 10 "Транспортный сосуд загружен", т.е. от датчиков объемного дозирования через элементы

ЗАПРЕТ 60, 63> соответственно на входы элементов ИЛИ 78 79. После устранения неисправности датчика 8 или его замены ручка переключателя 28 ставится в прежнее положение. При настройке устройства для работы его в автоматическом режиме с датчиками

141 3436

l6 объемйого дозирования ручка переключателя 28 переводится в нейтральное положение.

На шахтах происходит залипание горной массы в дозаторе. При этом доза полностью или частично не просыпается в транспортный сосуд при открытом секторном затворе, что препятствует автоматизации подъема и высвобождению персонала, управляющего гружен" не поступает с выхода датчи15 тов И 56 и НЕ 41 через элемент 27 за25 в дозаторе и разгрузки дозатора в транспортный сосуд с выхода датчика

8 поступает сигнал "Дозатор разгру30 жен", который стирает память на триггерах 97, 100 и 101. При этом сигнал с выхода элемента И 56, поступающий на вход элемента И 51, меняет свое значение на "0". Привод 1 устройства обрушения горной массы выключается. Секторный затвор закрывается, Сигнал с выхода элемента НЕ 41 больше не поступает на вход элемента задержки 27, в результате его выходной

40 сигнал также принимает значение "0".

В случае, если горная масса не просыпалась при работающем устройстве обрушения из-за поломки привода сектОрнОгО затВОра В сВязи с чем 45 секторный затвор не полностью открылся, или из-за неисправности датчика весового. дозирования, в результате чего сигнал "Дозатор разгружен" не поступил с его выхода и т.д., сигнал на выключение привода устройства обрушения поступит с выхода элемента

26 задержки на вход элемента ИПИ 81, а с его выхода — на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 72. Привод 1 устройства обрушения выключается. Время выдачи сигналов с выходов элементов эадержки после поступления на их входы задается.

5 приводами дозатора. В случае залипания горной массы сигнал "Дозатор разка 8 для стирания памяти с триггеров

97, 100 и 101, секторный затвор остается открытым. В этом случае сигналы, поступающие с выходов элемендержки на входы элемента И 51, форми- 2р чается. После обрушения горкой массы

В устройстве дополнительно введены триггер 101 и элемент И 50, что дает возможность применить устройство на глубоких шахтах с большим вытягиванием каната (канатов более 1 м) при загрузке транспортного сосуда горной массой и уходящих при загрузке из эоны действия датчиков 23 и 24 подачи транспортного сосуда вниз.

После загрузки транспортного сосуда,и включения подъемной машины сосуд, двигаясь в обратном направлении (вверх), вновь проходит зону действия датчиков 23 и 24, выходные сигналы которых поступают на входы элемента И 49, а с его выхода — на вход элемента И 50. Однако триггер 101 в этом случае не запоминает сигнал, поступакщий с выхода элемента И 49, так как на выходе триггера 100 и на входе элемента И 50 сигнал имеет значение "0".

Датчики 23 и 24 подачи транспорт ного сосуда устанавливаются в стволе или в месте сопряжения ствола и загрузочной камеры, в результате чего подвергаются механическим повреждениям от случайно падающих кусков горной массы. Гарантированно sащитить их от этого не удается. Применение одного датчика в случае его повреждения или неисправности приводит к открытию секторного затвора и гасителя, т.е. к разгрузке дозатора в ствол. Применение двух датчиков и контроль за их неисправностью позволяет значительно уменьшить вероятность произвольного открытия секторного затвора и гасителя, т.е. практически исключает разрузку дозатора в ствол при выходе из строя одного из датчиков. Вероятность одновременного выхода из строя двух защищенных датчиков по какой-либо причине и установленных в различных местах незначительна. При неисправности од-. ного из датчиков 23 или 24 сигнал на выходе элемента ИЛИ 84 принимает значение "0", при этом с выхода элемента НЕ 38 поступает сигнал через элемент задержки 25 на единичный вход триггера 99, "запоминается" им и с его выхода поступает через элемент ИЛИ 83 на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 75, запрещая прохождение сигналов с выхода элемента И 56, что предотвращает открытие секторно" го затвора и гасителя скорости, и по

17

18

1413436 каналу С сигнал о неисправности указанных датчиков поступает в блоки сигнализации.

После устранеHHR неисправности и при открытии секторного затвора и гасителя с помощью переключателя 30 сигнал с его выхода поступает на нулевой вход триггера 99 и стирает память. Элемент 25 задержки применяется при установке к и регулировке датчиков 23 и 24, а также защищает триггер 99 от срабатывания при поступлении ложных сигналов, возникающих при ударах кусков горной массы по датчику.

По мере разгрузки приемного бункера уровень горной массы станет ниже контролируемого уровня вторым датчиком 22, сигнал с его выхода поступит на запрещающий вход элемента

ЗАПРЕТ 77 и запретит прохождение сигнала с первого датчика 21 через элемент ЗАПРЕТ 77 на единичный вход триггера 103. 25

При дальнейшем понижении уровня горной массы в прие