Кривошипно-шатунный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретекие ОТКОСРГТСЯ к двигателестроению и позволяет повысить надежность и долговечность механизма . Поршень 2, соединенньвЧ с коленчатым валом 6 при помощи шатуна 4 с образованием шарнира 5, размещен в цилиндре 1. Днище 3 поршня со стороны камеры сгорания вьтолнено так, что нормаль в центре тяжести его
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) ®U(m
>so 4 F 02 F 3/00
"«1Я
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3997480/25-06 (22) 03.12.85 (46) 15.08.88, Бюл. 9 30 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) В.И.Кравченко, И.И.Дусев и М.В.Передерий (53) 621.43-242.3(088,8) (56) Патент Великобритании У 1557603, кл. Р 2 T опублик. 1979. (54) КРИВОШИПНО-IIIAT YHHb5ü МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к цвигателестроеыпо и позволяет повысить надежность и долговечность механизма. Поршень 2, соединенный с коленчатым валом 6 при помощи шатуна 4 с образованием шарнира 5, размещен в цилиндре 1. Днище 3 поршня со стороны камеры сгорания выполнено так, что нормаль в центре тяжести em
1416726 площади составляет угол 2-3, отсчитываемый от оси цилиндра по направлению вращения вала и лежащий в плоскости симметрии торцовой поверхности днища, совпадающей с плоскостью качания шатуна. Нормаль проходит через центр шарнира. Такое выполнение обеспечивает перенос перекладки поршня в пределах зазора в зону его верхней мертвой точки при минимальИзобретение относится к двигателестроению.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности.
На фиг. 1 показан кривошипно-шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — разложение сил, действующих на днище поршня; на фиг. 3 — кривошипно-шатунный ме1Р ханизм .с кругами трения.
Кривошипно-шатунный механизм содержит цилиндр 1, поршень 2 с дни щем 3, шатун 4, связанный с поршнем при помощи шарнира 5, а с коленчатым валом 6 — при помощи шарнира 7, а также шарнир 8.
Кривошипно-шатунный механизм работает следующим образом.
При заданном направлении вращения коленчатого вала с угловой скоростью д на такте сжатия в зоне верхней мертвой точки (ВИТ) ведущим звеном механизма является коленчатый вал, поэтому под действием силы 25
Рщ от шатуна поршень прижат нормальной силой N к правой стенке цилиндра.
При достижении ВМТ функция ведущего звена механизма переходит к поршню, на который в этот момент действу-gp ют сила инерции P поступательно движущихся масс поршня и результирующая сила P Г от давления газов со стороны камеры сгорания на торцовую поверхность поршня.
Так как давление рабочего тела в объеме камеры сгорания равномерно распределенное, то его результирующая
P приложена в центре тяжести торГ цовой поверхности поршня и направленых потерях энергии на трение эа счет оптимального приближения направления действия результирующей газовой силы к касательной кругов трения в шарнирах поршневого пальца и шатунной шейки. В результате этого повышается эффективность передачи энергии на кривошип при минимальных потерях на трение, вибрацию и шумоизлучение.
1 э и. флы, 3 ил. на к ней по нормали n-n, составляюо щей с осью цилиндра угол у = 2-3
Реакция от действия этих сил направлена перпендикулярно оси цилиндра и приложена в центре шарнира 5. Как только момент силы N относительно центра шарнира 7 превысит момент сил трения вэтом шарнире, начнется движение поршня в зазоре, в плоскости касания шатуна, от правой стенки цилиндра к левой.
При наклонной торцовой поверхности днища поршня и его соосном положении в цилиндре длина бокового зазора по вертикали до канавки уплотнительного кольца различна, поэтому разным будет и снижение давления как по вертикали, так и в горизонтальных плоскостях (фиг. 2). Очевидно, что вертикальная проекция поверхности
abcda в плоскости малой оси симметрии bd нагружена с двух сторон разным давлением, причем соответствующие результирующие силы с каждой из сторон не одинаковы: N 2 Ng. Это вызывает смещение поршня в сторону меньшей силы N, при этом резко возрастает перетекание газа вдоль зазора от точки а и резко снижается — от точки с, что существенно снижает противодействие силы Ng и поршень надежно прижимается силой N к образую- . щей сс,.
В результате относительного скольжения элементов вращательных кинематических пар шарниров поршневого пальца и шатунной шейки полные реакции в этих шарнирах от действующей силы РГ лежат на одной линии, каса1416726
Фиг.2 тельной к кругам трения в соответствующих шарнирах.
В пределах укаэанного угла наклона к оси направляющей обеспечивается
5 перенос перекладки поршня в пределах зазора в зону его ВМТ при минимальных потерях энергии на трение за счет оптимального приближения направления действия результирующей от давления 10 силы газов к касательной кругов трения в шарнирах поршневого пальца и шатунной шейки.
Перенос перекладки поршня в зону его BMT где относительные скорости 15 скольжения сопряженных поверхностей поршня и втулки минимальны, повышает эффективность передачи энергии на кривошип при минимальных потерях на трение, вибрацию и шумоизлучение. 20 ,Формула изобретения
1. Кривошипно-шатунный механизм для двигателя внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, размещенный в нем поршень, соединенный с коленчатым валом при помощи шатуна с образованием шарнира, а днище поршня наклонено относительно оси цилиндра, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности путем переноса зоны перекладки поршня в зону верхней мертвой точки на рабочем ходе, днище поршня со стороны камеры сгорания выполнено так, что нормаль в центре тяжести его площади составляет угол 2-3, ото считываемый от оси цилиндра по направ-. лению вращения коленчатого вала и лежащий в плоскости симметрии торцовой поверхности днища поршня, совпадающей с плоскостью качания шатуна, I
2. Механизмпо л, 1, о тл ич ею шийся тем, что нормаль проходит через центр шарнира соединения поршня с шатуном.
1416726
/ранг треиим поршиебоео лам а
<руа л а мию
ШППЧЦКИ00 ЯРУКМ
Составитель М.Бондарев
А.К авчук
Техред . равчук Корректор С. Шекмар
Редактор А.Маковская
Подписное
Тираж 505
Заказ 4049/34
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, . р д, г Ужго о ул. Проектная, 4