Быстродействующий механизм привода переключателя трансформатора,регулируемого под нагрузкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения под нагрузкой . Цель - повышение надежности. Привод содержит основание 1, направляющие 2, в которых продольно-подвижно установлена полая каретка 3, пружины 4 накопления энергии, установленные в полости каретки 3 на направляюплих 5. С верхней частью каретки 3 шарнирно соединен один конец шатуна 17, а другой его конец шарнирно соединен с поводком, который своим пальцем входит в дугообразный паз 20 шестерни 21. Механизм доводки каретки 3 в рабочее положение, а значит и муфты состоит из рычага 22, один конец которого шарнирно соединен с основанием I, а другой конец шарнирно соединен с верхней частью полой каретки 3. В средней части рычага 22 доводки закреплен палец 23, входящий в продольный паз 24 шатуна 25, один конец которого шарнирно соединен с шестерней 26. Шестерни 21 и 26 входят в зацепление с приводной блок-шестерней 27, приводимой в движение от электропривода. Предусмотрены элементы для стопорения соединительной муфты . 2 з.п. ф-лы, 3 ил. S (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1.З0» 1417057

Ю4 Н 01Н

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4179062/24-07 (22) 09.10.87 (46) 15.08.88. Бюл. № 30 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт трансформаторостроения (72) А. И. Красов, А. А. Суббота и А. М. Кононенко (53) 621.314.2.33 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1045283, кл. Н Ol F 21/12, 1983. (54) БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

ТРАНСФОРМАТОРА, РЕГУЛИРУЕМОГО

ПОД НАГРУЗКОИ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения под нагрузкой. Цель — повышение надежности.

Привод содержит основание 1, направляющие 2, В KoTopblx продольно-подвижно i cT3йовлена полая каретка 3, пружины 4 накопления энергии, установленные в полости каретки 3 на направляющих 5. С верхней частью каретки 3 шарнирно соединен один конец шатуна 17, а другой его конец шарнирно соединен с поводком, который своим. пальцем входит в дугообразный газ 20 шестерни

21. Механизм доводки каретки 3 в рабочее положение, а значит и муфты состоит из рычага 22, один конец которого шарнирно соединен с основанием l, а другой конец шарнирно соединен с верхней частью полой каретки 3. В средней части рычага 22 доводки закреплен палец 23, входящий в продольный паз 24 шатуна 25, один конец которого шарнирно соединен с шестерней 26. Шестерни

21 и 26 входят в зацепление с приводной блок-шестерней 27, приводимой в движение от электропривода. Предусмотрены элементы для стопорения соединительной муфты. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

1417057

1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к механизмам приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) мощных силовых трансформаторов.

Цель изобретения — повышение надеж5 ности быстродействующего механизма.

На фиг. 1 представлен быстродействующий механизм привода переключателя трансформатора, регулируемого под нагрузкой, вид сверху, на фиг. 2 — сечение А — А на 10 фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1.

Быстродействующий механизм привода переключателя трансформатора, регулируемого под нагрузкой, содержит основание 1, направляющие 2, в которых продольно-подвижно установлена полая каретка 3, пружины 4 накопления рабочей энергии и перемещения каретки, установленные в полости каретки 3 по оси ее перемещения на цилиндрических направляющих 5 между кронштейном 6 и задней стенкой каретки 3 (фиг. 1).

Снизу на каретке 3 шарнирно закреплена собачка 7 (фиг. 2), входящая в зацепление с одним из четырех роликов 8, установленных на корпусе 9 соединительной муфты

10, и подпружиненная к ролику 8 пружиной 25 (не показана). На противоположном от собачки 7 конце 11 полой каретки 3 установлен упор 12, взаимодействующий с демпфирующим фиксатором 13. Демпфирующие фиксаторы 13 и 14, установленные на основании 1 и подпружиненные к образующим поверхностям соединительной муфты 10 с помощью пружин 15 и упоров 16, служат для стопорения соединительной муфты 10 и ротора контактора (не показан) в нужном положении, а также для поглощения энергии движения каретки 3 и ротора контактора.

С верхней частью полой каретки 3 шарнирно соединен один конец шатуна 17, а другой его конец шарнирно соединен с поводком 18. В свою очередь поводок 18 своим пальцем 19 входит в дугообразный паз 20 на периферии шестерни 21 (фиг. 1 и 3).

Для повышения надежности в быстродействующем механизме предусмотрен также механизм принудительной доводки каретки 3, а вместе с ней соединительной муфты 10 и ротора контактора до рабочего положения. Этот механизм доводки состоит из рычага 22, один конец которого шарнирно соединен с основанием 1, а другой конец шарнирно соединен с верхней частью полой каретки 3. В средней части рычага 22 вставлен палец 23, входящий в продольный паз 24 шатуна 25 один конец которого шарнирно соединен с шестерней 26.

Шестерни 21 и 26 входят в зацепление с приводной блок-шестерней 27, которая получает вращение от электропривода переключающего устройства (не показан) .

На фиг. 1 — 3 быстродействующий механизм показан в исходном положении. При

2 этом соединительная муфта 10, соединяющая механизм с ротором переключающего устройства (ротор не показан), зафиксиро. вана демпфирующими фиксаторами 13 и 14, пружины 4 накопления рабочей энергии имеют небольшое предварительное сжатие.

Процесс переключения происходит следующим образом.

Движение от привода переключающего устройства передается на приводную блокшестерню 27 быстродействующего механизма. Блок-шестерня 27, вращаясь, вращает шестерню 21. Дугообразный паз 20 в шестерне 21, выбрав свободный ход упирается в палец 19 поводка 18, вращает его и тем самым приводит в движение шатун 17. Шатун 17, шарнирно соединенный с кареткой 3, заставляет ее двигаться по направляющим

2. При этом пружины 4, сжимаясь, накапливают энергию. Двигаясь, каретка 3 упором 12 выводит фиксатор 13 из зацепления с соединительной муфтой 10, подготавливая тем самым муфту и ротор к вращению.

При повороте поводка 18 на 180 шатун

17 устанавливается в мертвом положении, каретка 3 занимает крайнее положение, максимально сжимая пружины 4. Собачка 7, двигаясь с кареткой 3, входит в зацепление с одним из роликов 8 соединительной муфты 10. При переходе шатуна 17 через мертвое положение, каретка 3 под действием пружин

4 быстро перемещается в исходное положение, а собачка 7, двигаясь с кареткой, поворачивает соединительную муфту 10 через один из четырех роликов 8 на необходимый угол, а вместе с ней и ротор переключающего устройства. При этом палец 19 поводка 18 скользит в пазу 20 шестерни 21, не влияя на ее движение.

Подходя к исходному положению, упор

12 каретки 3 освовождает фиксатор 13. Последний под действием пружины 15 прижимается к образующей поверхности соединительной муфты 10 и, попадая в паз на образующей, останавливает соединительную муфту 10 и ротор переключающего устройства в нужном положении, демпфируя при этом своими пружинами остаточную энергию движения каретки 3 и ротора переклччающего устройства. Фиксатор 14 предотвращает возможный отброс механизм а после остановки его фиксатором 13. Переключение закончено, ротор переключающего устройства и сам быстродействующий механизм зафиксирован на новом рабочем положении.

Процесс доводки осуществляется следующим образом.

Приводная блок-шестерня 27 кроме вращения шестерни 21 вращает также шестерню 26. Шатун 25 скользит своим осевым пазом 24 вдоль пальца 23 на рычаге 22 доводки, не мешая концу рычага 22, закрепленному на каретке 3, двигаться вместе с ней.

Когда каретка 3 и с ней конец рычага 22

1417057

4 формула изобретения

ffpomopg лонтангпара

Р г 2

3 занимает крайнее левое положение, шатун

25 уже прошел свое крайнее левое положение и ведомый шестерней 26 возвращается в исходное положение.

При переходе шатуна 17 через мертвое положение каретка 3 под действием пружин возвращается в исходное положение. Конец рычага 22, закрепленный на каретке 3, движется вместе с ней, поворачивая рычаг 22 вокруг оси на основании 1. Теперь уже палец 23 на рычаге 22 скользит вдоль паза 24 шатуна 25, не препятствуя вращению шестерни 26 и движению шатуна 25 в исходное положение. Если механизм сработал безотказно, т.е. каретка 3 заняла исходное положение, а соединительная муфта 10 зафикси- 15 рована фиксаторами 13 и 14, то шатун 25 доводки возврашается в исходное положение, выбирая зазор между пальцем 23 рычага 22 и стенкой своего паза 24.

Если каретка 3 не вернулась в исходное положение, то шатун 25, возврашающийся в исходное положение шестерней 26, стенкой своего паза 24 воздействует на палец 23 рычага 22, а рычаг, поворачиваясь, принудительно доводит каретку 3 до исходного положения, тем самым установив ротор переключающего устройства в рабочее положение.

Данное техническое решение позволяет повысить надежность быстродействующего механизма, т.е. устанавливать ротор переключающего устройства в рабочее положение в любом случае (в случае поломки пружин, при увеличении момента сопротивления ротора, заеданий и т.п.). Это исключает остановку контактной системы на длительное время в промежуточном нерабочем положении, т.е. исключает аварии.

1. Быстродействующий механизм привода переключателя трансформатора, регулируемого под нагрузкой, содержащий основание, полую каретку, направляющие для перемещения каретки, пружины накопления рабочей энергии, предназначенные для перемещения каретки в исходное положение, и механизм взвода указанных пружин, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен механизмом принудительной доводки каретки в рабочее положение и приводной блок-шестерней, механизм взвода пружин накопления рабочей энергии выполнен в виде шатуна, поводка с пальцем и шестерни с дугообразным пазом, при этом один конец шатуна шарнирно соединен с кареткой, а другой — с поводком, палец которого введен в дугообразный паз шестерни, которая входит в зацепление с приводной блок-шестерней.

2. Механизм по и. 1, отличающийся тем, что механизм принудительной доводки каретки в рабочее положение выполнен в виде шестерни и шатуна с продольным пазом на одном его конце, другой конец которого шарнирно соединен с периферией указанной шестерни, которая входит в зацепление с приводной блок-шестерней, при этом шатун через его продольный паз кинематически связан с кареткой.

3. Механизм по п. 2, отличающийся тем, что, шатун механизма принудительной доводки каретки кинематически связан с кареткой через рычаг с пальцем, который выполнен в его средней части и введен в продольный паз шатуна, при этом концы рычага шарнирно соединены с основанием и кареткой.

1417057

Составитель Н: Петракова

Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор О. Кравцова

3 а к аз 4071/50 Тираж 746 П одп исное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4