Устройство управления коробкой передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
Ш4 В 60 К 41/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3726752/27-11 (22) 28.04.84 (46) 23.08.88. Бюл. Ф 31 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.П. Недялков, Е.Д. Туртанов и В.Г. Выборнов (53) 629. 113-585(088.8) (56) Проспект фирмы "Zahnradfabrik", 1970. (54) (57) 1.УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащее корпус, в котором размещены рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом включения сцепления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения срока службы и надежности работы, оно снабжено пружиной, размещенной между поршнем и внутренней поверхностью крышки пневмоцилиндра, реле, датчиком блокировки и концевым выключателем, при этом источник питания соединен с реле, обмотка которого соединена с датчиком блокировки, воздушная полость которого соединена с источником давления и с пневмоцилиндром, а контакт соединен с концевым выключателем, установленным на штоке пневмоцилиндра, и нормально .разомкнутым контактом сцепления, которые соединены с переключателем.
2. Устройство по п, 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в нем до полнительно установлены размещенные в расточке корпуса пневмоцкпиндра чашки, между которыми расположены концентрично установленные пружины.
3. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что оно дополнительно снабжено контрольной лампой переключения делителя коробки передач и датчиком контрольной лампы, при этом контрольная лампа и датчик соединены с реле и источником питания.
1418100
Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач, в частности к т м, которые используют в коробках передач транспортных машин.
Известно устройство управления ко. робкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пнев-, молиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом включения сцепления °
Эти устройства не обеспечивают нейтрального положения делителя, что приводит к дополнительному расходу 2р
1 топлива увеличению шумности и сии° жению срока службы из-за вращения промежуточного вала и шестерен коробок передач ° В свою очередь, включение привода делителя при малых да- 25 влениям в системе может привести к дополнительным нагрузкам на шестерни коробки передач, включение которых может быть не обеспечено при перемещении элементов синхронизатора, и тем gp самым к снижению срока службы, при этом расход воздуха для функционирования привода делителя может привести к аварийной ситуации, поскольку источник давления используют для функционирования тормозов транспорт35 ного средства.
Цель изобретения — повышение срока службы, надежности работы устройства управления коробкой передач.
Указанная цель достигается тем, что устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, по- 45 лости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально ра эомкнутым контактом включения сцепления, снабжено пружиной, размещенной между поршнем и внутренней поверхностью крышки пневмоцилиндра, реле, датчиком блокировки и концевым выключателем, при этом источник питания соединен с реле, обмотка которого соединена с датчиком блокировки, воздушная полость которого соединена с источником давления и с пневмоцилиндром, а контакт соединен с концевым выключателем, установленным на штоке пневмоцилиндра и нормально разомкнутым контактом сцепления, которые соединены с переключателем.
Кроме того, в нем дополнительно установлены размещенные в расточке корпуса пневмоцилиндра чашки, между которыми расположены концентрично установленные пружины.
Устройство также дополнительно снабжено контрольной лампой переключения делителя коробки передач и датчиком контрольной лампы, при э ом контрольная лампа и датчик соединены с реле и источником питания.
На фиг. 1 схематично изображена коробка передач, на фиг. 2 — схема управления коробкой передач; на фиг. 3 — электрическая схема устройства.
Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1 (фиг. 1), прикрепленный к картеру 2 коробки передач.
В картере 2 установлен первичный вал 3, На первичном валу 3 выполнена ступица 4 синхронизатора 5 (фиг. 2).
На первом валу 3 установлена шестерня 6. На подшипнике 7 установлен вторичный вал 8. На вторичном валу 8 установлена шестерня 9. Шестерни 6 и
9 зацеплены с колесами 10 и 11 соответственно. Колеса 10 и 11 закреплены на промежуточном валу 12. На валу закреплены колеса 13 и 14, зацепленные с шестернями 15 и 16, установленными на вторичном валу 8. На валу 8 установлена шестерня 17, зацепленная с зубьями, выполненными на промежуточном валу 12 ° На ступице 18 установлена шестерня 19, которая имеет возможность зацепления с перемещаемой по оси 20 шестерней 21, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном валу 12.
В корпусе 1 размещен рычаг 22 переключения передач и пневмоцилиндр
23. В корпусе 24 пневмоцилиндра 23 и корпусе 1 установлен шток 25 с вилкой 26, обеспечивающий перемещение муфты 27 синхронизатора 5. На штоке
25 установлен поршень 28. Поршень
28, корпус 24 и крышка 29 ограничивают полости 30 и 31. Полости 30 и 3 1 сообщены трубопроводом 32 (фиг. 2) с источником 33 давления через эле1418100 ктромагнитные клапаны 34 и 35. Полости 30 и 31 соединены с атмосферой.
Обмотки 36 и 37 (фиг. 3) имеют возможность соединения с источником
38 питания. Обмотки 36 и 37 соединены с переключателем 39.
Педаль 40 сцепления имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 41. 10
Переключатель 39 установлен на рычаге 22, который имеет возможность взаимодействия с поводками 42-44,, закрепленными на штоках 45-47 соответственно. На штоках 45-47 закреплены вилки 48-50, которые имеют возможность взаимодействия с муфтой 51 шестернями 19 и 21.
Устройство управления коробкой передач снабжено пружиной 52, установленной между чашками 53 и 54, размещенными в расточке 55 пневмоцилиндра 23; Между чашками 53 и 54 установлена пружина 56. Пружины 52 и 54 обеспечивают нейтральное положение дели- 25 теля, о котором сигнализирует лампа 57, в цепи которой установлен датчик 58.
Устройство управления коробкой передач снабжено реле 59, контакт
60 и обмотка 61 которого соединены с источником питания 38. Обмотка 6 1 соединена с датчиком 62 блокировки включения делителя. Датчик 62 установлен на трубопроводе 32. Контакт
60 соединен с контактом 41 и выключателем 63, реагирующим на крайние положения штока 25. На штоке 25 выполнены лыски 64. Концевой выключатель 63 и нормально раэомкну40 гый контакт 41 соединены с переключателем 39. .Устройство управления коробкой передач функционирует при достижении определенной величины давления в источнике 33 ° В этих условиях сра45 батывает датчик 62, цепь обмотки 61 будет разомкнута. В свою очередь контакт 60 будет замкнут. Следовательно, при снижении давления контакт 60 будет разомкнут.
При включении любой из передач в коробке передач сцепление выключено и тем самым нет взаимодействия педали 40 на нормально разомкнутый контакт 4 1. Водитель, выбрав передачу, устанавливает одно из положений переключателя 39 и переводит рычаг 22 переключения передач в одно из положений. При нажатии на педаль 40 сцепления происходит замыкание контакта 41, что обеспечивает запитку одной из обмоток 36 и 37 электропневматических клапанов 34 и 35 соответственно. Срабатывание одного из электромагнитных клапанов
34 и 35 приводит к поступлению воздуха из источника 33 давления в полости 30 и 3 1 соответственно. Шток
25 перемещается в ту или иную сторону, замыкает концевой выключатель 63 и размыкает цепь лампы 57 по сигналу датчика 58. После того как погаснет контрольная лампа 57, можно включать сцепление„ так как процесс включения делителя закончен.
Для переключения с одного диапазона на другой нужно выключить сцепление, переместить рычажок переключателя 39 из одного положения в другое и после того как погаснет контрольная лампа 57, включить сцепление. Аналогично происходит переключение с одной передачи на другую.
При переключении электропневматических клапанов 34 и 35 без выключения сцепления шток 25 пневмоцилиндра 23 занимает нейтральное положение и контрольная лампа 57 загорается. Включение делителя происходит при нажатии педали 40 сцепления.
Использование изобретения позволит сократить потери мощности как на создание давления в источнике 33 давления, поскольку переключение не может быть обеспечено вплоть до определенной величины давления и тем самым не может произойти стравливание накачиваемого воздуха через полости 30 и 31 при неправильных действиях водителя, так и на перемешивание масла в картере коробки передач, поскольку при нейтральном положении делителя, нет вращения промежуточного вала 12 и шестерен 6, 9, 15, 16, 17 и 21, зацепленных с колесами 10» 13 и 14, установленными на нем, и зубьями, выполненными на промежуточном валу 12. Исключение вращения упомянутых деталей обеспечит снижение шумности при работе коробки передач, а также скажется на повышении срока службы, причем этому особенно способствует включение делителя при определенном давлении в источнике 33, что обеспечит надежное включение делителя. Надежное
1418100
27 включение делителя в свою очередь способствует как снижению расхода рабочего тела, поступающего из источника 33 давления, так и повышению надежности работы устройства управления коробкой передач.
1418100
Подписное
Тирах 558
ВНИИЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ухгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Ворович
Заказ 4105/15
Составитель А. Барыков
Текред М.Моргентал Корректор Г.Решетник