Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к строительству парусных спортивных судов, а именно к фиксирующим устройствам оснований мачт парусных досок. Цель изобретения - повышение надежности фиксации основания мачты к парусной доске и удобства при эксплуатации Основание ,мачты содержит цапфу 1, коi (Л 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

i 1rle с 11гъ..

П !

2, 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (89) DD 219004 (21) 7773047/27-11 (22) 13 ° 07.83 (31) 14Р В, 63 R/242446 (32) 12. 08.82 (33) DD (46) 23.08.88. Бюл. Ф 31 (71) фЕБ Вагонбау Аммендорф (DD) (72) Елике Хорст Херлитц Вольфганг и Таутц Вернер (ВР) (53) 629.125(088 8) „„SU„„1418179 А1 (51) 4 В 63 В 15/02 35 86 (54) ФИКСИРУЮШЕЕ УСТРОЙСТВО ОСНОВА. НИЯ МАЧТЫ ПАРУСНОЙ ДОСКИ (57) Изобретение относится к строительству парусных спортивных судов, а именно к фиксирующим устройствам оснований мачт парусных досок. Цель изобретения — повышение надежности фиксации основания мачты к парусной доске и удобства при эксплуатации.

Основание .мачты "îäåðæèò цапфу 1, ко1418179 торая имеет расположенный в середине продольный шпиц 2. В нем расположен фиксирующий элемент 3 с кинематическим з амыка нием „Фиксирующий элемент представпяет собой кольцеобразную каплевидную шайбу, которая по отношению к цапфе выполнена с избыточным размером и в своей верхней трети имеет выступы 4, которые образуют стопоры. Фиксирующий элемент укрепляется при помощи стопорного винта 5. Он вставлен в снабженное внутренней резьбой 6 расположенное в основании мачты отверстие. 7. Более узкая часть фиксирующего элемента направлена вниз, причем ег о запл ечики 8 входят в от1

Изобретение относится к строительству парусных спортивных судов, а именно к фиксирующим устройствам оснований мачт парусных досок.

Соединение основания мачты с корпусом имеет большое .значение. Известны технические решения, например стопорные соединения мачты с корпусом парусной доски. Известна полезная модель (DE-GM 11 - 7709045, ФРГ), в которой на нижнем конце основания мачты, выполненного в качестве цапфы, предусмотрены.стопоры, которые фиксируются в од- ной или нескольких расположенных друг над другом кольцевых канавках проходного подшипника. Каждый стопор находится в горизонтально расположенном в основании мачты отверстии, выполнен в виде шара и связан посредством нажимной пружины с установочным винтом.

При этом натяжение пружины осуществляется посредством установочного винта и конического соединительного элемента, .расположенного на одной оси и выше установочного винта. В результате поднятия и опускания конического соединительного элемента при помощи установочного винта изменяется длина пружины и, тем самым, степень фиксации„

Известно также устройство с несколькими стопорными звеньями (патент

EP В 18625, кл. В 63 В 15/02, 1980), верстие 9. Ниже продольного шпица также имеется отверстие 9 для ввинчивания установочного винта 11 во внутреннюю резьбу 12. Основание мачты фиксируется в проходном подшипнике 13.

Стопорный винт проходит одновременно через цапфу основания мачты и сквозное отверстие 14. При вставке цапфы 1 основания мачты в проходной подшипник 13 заплечики 8 фиксирующего элемента 3 сжимаются, вдавливаются в продольный шпиц 2, пока они, не заняв первоначальное положение, зайдут в кольцевую канавку проходного подшипника 13 и не зафиксируют основание мачты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил .

2 в котором стопорные звенья выполнены из упруго-эластичных пластинок, вы" ступающих нижним концом от себя в сторону вставки в основание мачты и

5 отдаленных друг от друга при помощи соосных шпицев.

Однако для обеспечения необходимой силы фиксации каждый из стопоров требует дополнительного звена натя10жения. Кроме того, сила фиксации обеспечивается в первом упомянутом, механическом решении только при расположении нескольких стопоров один над другим, так как возможно ослаб5 ление стопорногб винта. Не обеспечивается вытекание воды из стопорного механизма, что ведет к преждевременной порче деталей.

Цель изобретения — повышение на20 дежности фиксации основания мачты к парусной доске и удобства при эксплуата ции.

На чертеже схематически показано фиксирующее устройство основания мач5 ты парусной доски, разрез.

Цапфа 1 основания мачты имеет расположенный в середине продольный шлиц 2. В нем расположен фиксирующий элемент 3 с кинематическим замыкани 0 ем. Фиксирующий элемент 3 представляет собой кольцеобразную каплевидную шайбу, которая по отношению к цапфе 1 основания мачты выполнена с избыточ14 18 1

Формула из обр ет ения

Составитель А, Петрухин

Техред Л. Олийнык Корректор Н.Король

Редакт ор С. Патр ушев г"

Заказ 4112/19 Тираж 396 Подписное

BHHHDH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое -предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ным размером и в своей верхней трети имеет выступы 4, которые выступают с обеих сторон из продольного шпица 2 и образуют тем самым пва стопора..

Фиксирующий элемент 3 укрепляется при помощи стопорного винта 5 Он вставлен в снабженное внутренней резьбой 6 вертикальное по отношению к плоскости фиксирующего элемента 3 располо- 10 женное в основании мачты поперечное отверстие 7. Более узкая часть фиксирующего элемента 3 направлена вниз, причем его заплечики 8 входят в отверстие 9. Оно расположено соосно и 15 проходит от основной поверхности 10 через продольный шпиц 2 в верхнюю треть цапфы 1 основания мачты, Ниже продольного шпица 2 также имеется отверстие 9 для ввинчивания установоч- !О ного винта 11 во внутреннюю резьбу 12.

Основание мачты фиксируется в роходном подшипнике 13. Стопорный винт 5 проходит одновременно через цапфу 1 основания мачты и сквозное отверстие 14. 2Б

Устройство работает следующим образом.

При вставке цапфы 1 основания мач. ты в проходной подшипник 13 заплечики 8 фиксирующего элемента 3 сжимают- З0 ся, вдавливаются в продольный шпиц 2, пока они, не заняв первоначальное положение, зайдут в кольцевую канавку проходного подшипника 13 и не зафиксируют основание мачты, независимо ни от какого предварительного напряжения в проходном подшипнике 13. Люфт между кольцевой канавкой и заплечиками 8 должен .оставаться такой величины, что обеспечивается свободная воз- 40 можность вращения основания мачты в проходном подшипнике в любое время.

Сообщение горизонтального предварительного напряжения стопорным вин79 том 5 предcTëвляет собой дополнительную меру, но не является необходимостью. Освобождение основания мачты из проходного подшипника обеспечивается в любой момент с помощью мускульной силы.

1. Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски, включающее цапфу мачты, установленную в проходном подшипнике r.îîñíî и с возможностью врап ения в разные стороны, упругие стопоры, зацепленные за кольцевой паз проходного подшипника, о т л ич а юще ес я тем, что, с целью повышения надежности и удобства при эксплуатации, цапфа снабжена продольным шпицем, в котором расположен фик- сирующий элемент, выполненный в виде кольцеобразной каплевидной шайбы, которая в своей верхней части имеет выступы, входящие в кольцевой паз подшипника и расположенные на расстоянии от верхнего торца фиксирующего элемента, не превышающем одной трети его длины.

2. Устройство по п ° 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что цапфа выполнена с глухим отверстием в верхней части и сквозным отверстием с установочным винтом в нем в своей нижней части, а фиксирующий элемент — со сквозным отверстием и проходящим через него стопорным винтом, при этом фиксирующий элемент выполнен опирающимся своими торцами на кромки от- верстий цапфы.

Признано изобретением по результатам экспертизы, осуществленной Ведомством по изобретательству Германской Демократической Республики..