Устройство для определения усилия затяжки резьбового соединения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к .машиностроению и может найти применение в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки. Цель - обеспечение возможности контроля усилия затяжки в процессе затяжки и упрощение средств индикации. Устройство содержит полый корпус, опирающийся на торец гайки, и установленный на резьбовом стержне резьбового соединения шток. Последний размешен в корпусе и выполнен с глухи.м осевы.м и радиальными отверстиями. Кольцевая полость между штоком и корпусом, заполненная Ж11дкостью, сообщается с осевым отверстием. При повороте гайки и удлинении резьбового стержня жидкость из кольцевой полости вытесняется в осевое отверстие штока, перемещая размещенный в отверстии измерительный стержень со шкалой. (,тепень выступания измерительного стержня из штока характеризует уровень осевого усилия , достигнутого на данной стадии затяжки . 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU»1418526

А1 (50 4 F 16 В 3ii02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4184567 25-27 (22) 19.01.87 (46) 23.08.88. Бюл. М 31 (72) Г. A. Голубев и В. A. Смирнов (53) 621.882.082 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЛЪ 872812, кл. F 16 В 31/02, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

УСИЛИЯ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки.

Цель — обеспечение возможности контроля усилия затяжки в процессе затяжки и упрощение средств индикации. Устройство содержит полый корпус, опирающийся на торец гайки, и установленный на резьбовом стержне резьбового соединения шток. Последни и размещен в корпусе и выполнен с глухим осевым и радиальными отверстиями. Кольцевая полость между штоком и корпусом, заполненная жидкостью, сообщается с ос вым отверстием. При повороте гайки и удлинении резьбового стержня жидкость из кольцевой полости вытесняется в осевое отверстие штока, перемещая размещенный в отвер.— тии измерительный стержень со шкалой. l,òãпень выступания измерительног0 стержня из штока характериз ет уровень осево о усилия, достиг нутого Hd данной стадии затяжки. 2 ил.

1418526

Изобретение относится к машиностроени о и может найти применение, преимушестве но. в ответственных резьбовых соединениях, требуюших расчетного усилия затяжки.

Цель изобретения — обеспечение возможности контроля усилия затяжки в процессе затяжки и упрошение средств индикации.

: На фиг. 1 изображено устройство, общий

| в д; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

; Устройство содержит навинченный на своб дный конец резьбового стержня 1 шток 2 с поршнем 3. Шток 2 выполнен с глухим осевым отверстием 4 и каналами 5, сообш ающимися с осевым отверстием 4 вблизи е|,,о дна 6. Шток 2 подвижно установлен внутри полого корпуса 7. На штоке 2 закреплена крышка 8, подпружиненная пружиной 9 к корпусу 7. Между корпусом 7 и штоком 2 о разована кольцевая полость 10, герметиз рованная посредством уплотнений, например, резиновых колец 11 и 12 круглого сечения. Полость 10 заполнена жидкостью !

1 . Средство индикации выполнено в виде одвижного измерительного стержня 14 со фкалой 15 и герметично (посредством рези1 ового кольца 16) установлено в осевом

9тверстии 4 со стороны крышки 8. На посЛедний закреплен фиксатор 17 положения измерительного стержня 14 в виде поворотной скооы, а на самом стержне 14 выполнейа проточка 18. На резьбовом стержне 1 установлена гайка 19.

Устройство работает следующим оора ом.

Шток 2 при вращении крышки 8 навин1чивается на свободный конец резьбового стержня l до упора в него. Сдвигают фикса-! тор 17 с проточки 18 измерительного стерж,ня 14 Под действием пружины 9 корпус 7 перемешается в осевом направлении до упора в гайку 19 резьбового соединения. Вследствие этого объем полости 10 уменьшается.

Жидкость 13 при этом через каналы 5 перемешается в осевое отверстие 4, вытесняя из него наружу относительно крышки 8 измерительный стержень !4 на некоторую величину, и по показанию шкалы 5 отмечают начальное положение измерительного стержня 14. По мере затяжки гайки !9 на резьбовом стержне 1 путем ее поворота гаечным ключом шток 2 вместе с удлиняюшимся при затяжке резьбовым стержнем 1 перемещается относительно гайки 19, а корпус 7 контактирует с гайкой !9. Полость !О уменьшается, жидкость вытесняет измерительный стержень 14 из осевого отверстия 4 на величину, пропорциональную удлинению резьбового стержня 1 т.е. пропорционально усилию, 5 достигнутому на данном этапе затяжки в стержне 1. При этом осевое перемешение измерительного стержня 14 во столько раз больше перемешения стержня 1 со штоком во столько раз плошадь поперечного сечения полости 10 больше сечения осевого отверстия 4, т.е. система действует как гидроусилитель перемещений. В процессе затяжки контроль положения измерительного стержня 14 на шкале 15 производится многократно, и по предварительно снятой для ана15 логичного резьбового соединения тарировочной характеристике нагружения стержня 1 определяются усилия в резьбовом стержне.

Технико-экономические преимушества предлагаемого устройства в сравнении с известным заключаются в повышении точности затяжки резьбового соединения, поскольку конструкция обеспечивает возможность контроля, достигнутого на последовательных этапах затяжки усилия в резьбовом стержне, что исключает случайную перезатяжку или недозатяжку (например, при перестановке и повороте гаечного ключа) . Повышается качество сборки, надежности резьбового соединения и машины в целом. Кроме того устройство не требует источников энергии и применения измерительных приборов.

Формула изобретения

Устройство для определения усилия за тяжки резьбового соединения, содержашее подвижно установленный в полом корпусе шток с осевым отверстием, закрепленную на штоке и подпружиненную к корпусу крышку и средство индикации, отлинаюи(ееся тем, что, с целью обеспечения возможности контроля уси, ия затяжки в процессе затяжки и упрощения средств индикации, шгок на конце, противоположном крышке, выполнен с поршнем. герметично установленным в корпусе, полость между обращенными поверхностями корпуса и поршня заполнена жидкостью, поршень выполнен с каналами, сообшаюшимися с осевым отверстием и упомянутой полостью, осевое отверстие — глухим, а средство индикации — в виде подвижного стержня со шкалой, герметично установленного в осевом отверстии штока, и фиксатора положения стержня, закрепленного на

50 крышке.

1418526

17

Составитель С. Никулина

Редактор Н. Бобкова Техред И. Верее Корректор Г. Региетник

Заказ 4 (42(37 Тираж 757 Г!одписнос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии ((3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5 ((роизводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, х.л . (lроектная. 4