Индикатор направления перемещения объекта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для определения направления перемещения Цель изобретения - повышение надежности. Первый путевой датг чик 1, обмотка первого реле 2 с его нормально разомкнутыми контактами 3 и нормально замкнутые контакты 4 второго реле 5 составляют первую измерительную цепь. Вторая измерительная цепь состоит из второго путевого датчика 6, обмотка второго реле 5, нормально разомкнутых контактов 7 реле 5 и нормально замкнутых контактов 8 реле 2. Цепь сброса включает в себя путевой датчик 1, нормально разомкнутые контакты 9 реле 5, обмотку третьего реле 10. Сброс; осуществляется нормально замкнутыми контактами 12 реле 10, включенными между обмотками реле 2 и 5 и источником питания При работе первой измерительной цепи в цепь сброса включаются нормально разомкнутые контакты 11 реле 2 Нормально разомкнутые контакты 13, 14 реле 2, 5 подключены к суммирующему и вычитающему входам реверсивного счетчика 15 и к источнику питания. 1 ИЛо с S СП

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1418568 А1 (51) 4 С 01 С 22/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

KKoNNa%

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ П ",И

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ у(Вякает (" (21) 4001962/24-10 (22) 02,01.86 (46) 23.08.88. Бюл. № 31 (72) В.В. !Оматов (53) 528.19 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 363924, кл. С 01 Р 13/00, t0.07.70.

Авторское свидетельство СССР № 1033846, кл. С 01 В 7/00, 01. 11. 77. (54) ИНДИКАТОР НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА (57) Из обрет ение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для определения направления перемещения. Цель изобретения — повышение надежности. Первый путевой дат" чик 1, обмотка первого реле 2 с его нормапьно разомкнутыми контактами 3 и нормально замкнутые контакты 4 второго реле 5 составляют первую измеритсльную цепь. Вторая измерительная цепь состоит из второго путевого датчика 6, обмотка второго реле 5, нормально разомкнутых контактов 7 реле

5 и нормально замкнутых контактов 8 реле 2, Цепь сброса включает в себя путевой датчик 1, нормально разомкнутые контакты 9 реле 5, обмотку третьего реле 10. Сброс осуществляется нормально замкнутыми контактами 12 реле 10, включенными между обмотками реле 2 и 5 и источником питания.

При работе первой измерительной цепи в цепь сброса включаются нормально разомкнутые контакты 11 реле 2. Нормально разомкнутые контакты 13, 14 реле 2, 5 подключены к суммирующему и вычитающему входам реверсивного счетчика 15 и к источнику питания.

1 ил.

1418 568

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения направления линейного или вращательного перемещения объекта: при вращательном дви5 женин объекта со скоростьго, пропорциональной величине тока нагрузки, индикатор может быть использован в качестве составной части счетчика ампер-часов посредством подсчеТа количества импульсов, поступающих с преобразователя силы тока в частоту, их следования при заряде и разряде батарей аккумуляторного источника электропитания аппаратуры.

Цель изобретения — повышение надежности за счет уменьшения числа датчиков.

На чертеже представлена схема ин- 20 дикатора направления перемещения.

Индикатор содержит две измерительные цепи и цепь сброса.

Первая измерительная цепь состо ит из первого путевого датчика 1, об- 25 мотки первого реле 2, нормально разомкнутых контактов 3 реле 2 и нормально замкнутых контактов 4 второго. реле 5.

Вторая измерительная цепь состоит 30 из вторorо путевorо датчика 6, обмотки второго реле 5, нормально разомкнутых контактов 7 реле 5 и нормально замкнутых контактов 8 реле 2.

Цепь сброса состоит иэ путевого датчика 1, нормально разомкнутых кон-! тактов 9 реле 5 обмотки третьего реФ ле 10 — при использовании второй измерит ел ьной цепи, а также путевого датчика 6, нормально разомкнутых кон- 40 тактов 11 реле 2 и обмотки реле 10при использовании первой измерительной цепи. Сброс осуществляется нормально замкнутыми контактами 12 реле 10, включенными между обмотками 45 реле 2 и 5 и источником питания (не показан).

Нормально разомкнутые контакты 13 и 14 реле 2 и 5 подключают соответственно шины сложения и вычитания р.еверсивного счетчика 15 к источнику

50 питания.

Путевые датчики 1 и 6 взаимодействуют с перемещающимся объектом 16, взаимодействующим также с узлом за55 поминания его текущего расположения относительно датчиков 1 и 6, позволяющим установить направление движения объекта.

Индикатор работает следующим образ ом.

Объект 16 совершает гвгклические движения, например, по круговой траектории. При приближении его к датчикам 1 и 6 последние срабатывают и замыкают каждый свою нормально разомкнутую цепь.

При срабатывании датчика 1 обмотка реле 2 через нормально замкнутый контакт 4 реле 5 и нормально замкнутые контакты 12 реле 10 подключается к источнику питания (не показан) и срабатывает. После срабатывания реле 2 оно посредством собственных нормально разомкнутых контактов 3 становится на блокировку. Его контакты 11 замыкаются и подготавливают цепь сброса к срабатыванию„ а контакты 13 подключают шину сложения реверсивного счетчика 15 к источнику питания.

При дальнейшем движении объект 16 взаимодействует с путевым датчиком 6 второй измерительной цепи и вызывает. его срабатывание. Однако вторая измерительная цепь не срабатывает, так как контакт 8 реле 2 в цепи питания его исполнительного реле 5 находится в разомкнутом состоянии. Срабатывание путевого датчика 6 обеспечивает подачу напряжения питания через него и находящийся в замкнутом состоянии контакт 11 реле 2 на обмотку реле 10.

Реле 10 цепи сброса срабатывает. Его нормально замкнутый контакт 12 разрывает цепь питания первого и второго измерительных каналов, т.е. обмотка реле 2 обесточивается и схема возвращается в исходное состояние.

Далее процессы повторяются при воздействии объекта 16 при его круговом вращении на путевой датчик 1,. а затем на путевой датчик 6 ° При этом показания реверсивного счетчика 15 при каждом срабатывании путевого датчика 1 увеличиваются на единицу, При изменении направления вращения объекта 16 относительно путевых датчиков 1 и 6 схема работает аналогично.

Воздействия объекта 16 на путевой датчик 6 обеспечивает срабатывание реле 5 второй измерительной цепи через нормально замкнутые контакты 8 реле 2, постановку его на блокировку посредством нормально замкнутых контактов .7 реле 5, подключение шины вьгчитания реверсивного счетчика 15 к источнику питания и подготовку цеФормула изобретения

Составитель В. Сараханов

Техред А.Кравчук Корректор Н. Король

Редактор Е. Папп

Заказ 4144/39

Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 14.1856 пи сброса путем замыкания контактов 9 в цепи реле 10. Дальнейшее перемещение объекта 16 вызывает срабатывание путевого датчика 1 первый измерительУ

3 ный контакт при этом не срабатывает, так как в цепи обмотки реле 2 стоят в разомкнутом состоянии контакты реле 5, но реле 10 цепи сброса через замкнутые контакты 9 реле 2 подключается к источнику питания и срабатывает. Его нормально замкнутый контакт 12 разрывает питание первого и второго измерительных цепей, тле. реле 5 обесточивается и схема возвра-1r щается в исходное состояние.

Далее процессы повторяются при воздействии объекта 16 при его круговом вращении на путевой датчик 6, а затем на путевой датчик 1. 20

При этом показания реверсивного счетчика 15 при каждом срабатывании путевого датчика 6 уменьшаются на единицу.

Следует отметить, что вместо ре- 25 версивного счетчика 15 может быть включен реверсивный исполнительный механизм, световые или иные индикаторы.

Кроме повьппения надежности технико-экономический эффект от использования устройства, содержащего два путевых датчика вместо трех, заключа. ется в существенном уменьшении габаритных размеров узла путевых датчи35 ков и уменьшении его габаритов на

4

307, существенном упрощении и удешевлении разработки, производства и обслуживания устройства в целом.

Индикатор направления перемещения объекта, содержащий первый и второй путевые датчики, каждый из которых подключен первым выводом через соответствующий нормально замкнутый контакт к первому выводу обмотки соответствующего реле, второй вывод обмотки второго реле через нормально замкнутый контакт связан с первым выводом обмотки третьего реле, с нормально разомкнутыми контактами входов сложения и вычитания реверсивного счетчика и с первым выводом источника питания, связанного вторым выводом с соответствующим выводом реверсивного счетчика и с вторым выводом второго путевого датчика, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности, второй вывод обмотки первого реле связан с вторым выводом обмотки вторoFо реле, второй вывод обмотки третьего реле через соответствующие нормально разомкнутые контакты связан с первыми выводами путевых датчиков, вторые выводы которых соединены между собой, а первые выводы через соответствующие нормаль но разомкнутые контакты подключены к второму выводу источника питания,