Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - упрощение конструкции. Ротор содержит сердечник 1 и стержни 2. В зубцах 4 вдоль боковой стенки паза выполнены прорези 5, образующие упругие элементы 6. При работе машины тепловое расширение стержней компенсируется деформацией упругих элементов. Это позволяет упростить технологию изготовления . 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СО(ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

5 А) (j9) (11) (д1) 4 Н 02 К 17/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3933707/24-07 (22) 23,07.85 (46) 23,08.88. Бюп. Мэ 31 (71) Научно-исследовательский инсти: тут Завода "Сибэлектротяжмаш" (72) Ю,В.Аргунов, К.Н.Масленников, М.С.Новосельцев и В.П.Павлов (53) 62 1.3 13.04 (088.8) (56) Заявка ФРГ Р 2462150, кл. Н 02 К 17/16, 1978.

Авторское свидетельство СССР

))) 323075, кл, Н 02 К 17/16, 197 . (54) КОРОТКОЗАМКНУТЫИ РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— упрощение конструкции. Ротор содержит сердечник 1 и стержни 2. В зубцах

4 вдоль боковой стенки паза выполнены прорези 5, образующие упругие элементы 6. При работе машины тепловое расширение стержней компенсируется деформацией упругих элементов. Это позволяет упростить технологию изготовления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил .

1418859 ни 2 определенные, заранее заданные по величине усилия. Величина предварительной деформации упругих элементов 6 составляет лишь часть их предельно допустимой деформации, когда

50 механические напряжения в упругих 55 элементах достигают предела текучести материала сердечника 1.

Размеры упругих элементов 6 — радиальная длина и тангенциальная шиИзобретение относится к электромашиностроению, в частности к асинхроннымдвигателям, короткозамкнутая обмотка ротора которых собрана из отдельных стержней и короткозамыкающих колец.

Пель изобретения — упрощение конструкции ротора, На чертеже показан паз со стержнями обмотки ротора, поперечное сече- 10 ние.

Ротор содержит сердечник 1 и стержни 2. По крайней мере одна составная часть стержня 2 в каждом пазу выполнена в поперечном сечении трапецеидальной и сориентирована широким основанием трапеции в сторону дна паза 3. В этих случаях самотормозящееся закрепление стержней 2 в пазах

3 осуществляется методом технологического разгона ротора до необходимой, например номинальной, частоты вращения, при которой стержни 2 занимают предназначенные для них места в пазах 3 под действием собственных центробежных сил.

В зубцах 4 сердечника 1 вдоль боковой стенки пазов 3 выполнены прорези 5 выходящие на наружную поверхность сердечника 1, образующие вдоль боковых стенок пазов 3 упругие элементы 6. Для более эффективного использования элементов 6 как упругих сопряжение с ними стержней 2 выполнено ближе к свободному концу упругих элементов 6. Это может быть обеспе,чено, например, путем выполнения расположенных вдоль стержней 2 на обеих или на одной их боковой стороне углубления либо эа счет аналогичных углублений на боковых стенках пазов

3 (не показано), при этом сопряжение стержней 2 с упругими элементами 6 осуществлено на ширине выступов 7, выполненных либо на стержнях 2, либо на боковых стенках пазов 3. 45

В исходном состоянии после изготовления ротора упругие элементы 6 предварительно напряжены (сдеформированы) так, что они создают на стержрина — выбраны такими, чтобы обеспечить при изготовлении ротора (за счет предварительного напряжения упругих элементов 6) воздействие на стержни 2 с определенными и заранее заданными усилиями, а при работе двигателя — компенсацию поперечного теплового расширения стержней 2.

Суммарная деформация упругих элементов 6 не должна бьггь больше предельной, а их силовое воздействие на стержни 2 не должно приводить к пластическим деформациям последних.

Для обеспечения необходимой работоспособности обмоток роторов при небольших вылетах стержней 2 от торцов сердечника 1 до торцов короткозамыкающих колец упругие элементы 6 следует выполнять только в средней части сердечника 1 ротора. В этих случаях торцовые части чердечника 1 могут бьггь выполнены с уширенными пазами. Определяющими являются уширения пазов в радиальном направлении — величина радиальных зазоров между стержнями и стенками пазов . должна быть не менее величины радиальных перемещений в пазах 3 концов стержней 2, определяемых их совместной деформацией с короткозамыкающими кольцами.

Электродинамические сипы, действующие на стержни 2 и на трапецеидальные составные части стержней 2, об-. ращенные широким основанием трапеции в сторону дна пазов 3, не могут переместить к дну пазов ни стержни 2, ни их составные части, поскольку в первом случае этому препятствует реакция предварительно напряженных упругих элементов 6, а во второмсилы трения между трапецеидальными частями стержней 2 и сопряженными по,верхностями. Трапецеидальные части стержней 2, обращенные широким основанием трапеции в сторону дна пазов

3, не могут переместиться в пазах в радиальном направлении и под действием центробежных сил, так как этому препятствует реакция упругих элементов 6, предварительно сдеформированных центробежными силами. Тепловое расширение стержней 2 компенсируется дополнительной деформацией упругих элементов 6. Пластические деформации стержней 2 отсутствуют.

Изобретение позволяет упростить конструкцию ротора.

18859

Составитель В.Петри

Техред Л.Олийнык

Корректор M.Шароши

Редактор В.Петраш

Заказ 4164/53 Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 14

Формула изобретения

1 ° Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя, содержащий сердечник с прорезями и размещенные в пазах стержни обмотки, сопряженные с боковыми стенками паза, о т л и— чающий с я тем, что, с целью упрощения конструкции, прорези выполнены в зубцах сердечника в радиальном направлении и стержни обмотки сопряжены с боковыми стенками паза в верхней его части.

2 ° Ротор по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что прорези в зубцах выполнены в средней части сердечника,