Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных машин, а именно в механизмах поворота башенных кранов. Целью изобретения является повьш1ение надежности электрппривода.Электропривод содержит командоконтроллер с двумя положениями рукоятки в каждом направлении движения Вперед и Назад, контактор 10 с контактами 11-14, контактор направления Вперед с контактами 16-18, контактор направления Назад с контактами 20-22 и реле времени 2А с контактом 25„ При пуске электродвигателя в выбранном направлении в первом положении рукоятки командоконтроллера происходит подключение электродвигателя к сети в обратной последовательности вьгоернутой фазой статора. Электродвигатель при этом вращается в выбранном направлении с малой скоростью, при которой происходит выборка зазоров в редукторе механизма поворота башенного крана, имеющего большое передаточное отношение (i 1000-1500) и, 1C (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (д1) 4 Н 02 P l /26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Л

Ь

С

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4186713/24-07 (22) 27 ° 01.87 (46) 23.08.88, Бюл. У 31 (71) Днепропетровский инженерностроительный институт (72) А.И. Танатар, В.И. Иог и С.Г. Науменко (53) 621.316.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1520!2, кл. Н 02 P l/26, 1961, Шейна Г.П. Схемы контакторно-релейного управления электродвигателями. — Минск: Беларусь, 1965, с. 55, рис. 17. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных машин, а именно в механизмах поворота башенных кранов. Целью изобретения является повышение надежности

„„SU„„1418877 А1 электрппривода. Электропривод содержит командоконтроллер с двумя положениями рукоятки в каждом направлении движения Вперед11 и "Назад, контактор 10 с контактами 11-14, контактор направления "Вперед" с контактами 16-18, контактор направления

"Назад" с контактами 20-22 и реле времени 24 с контактом 25. При пуске электродвигателя в выбранном направлении в первом положении рукоятки командоконтроллера происходит подключение электродвигателя к сети в обратной последовательности вывернутой фазой статора. Электродвигатель при этом вращается в выбранном направлении с малой скоростью, при которой происходит выборка зазоров в редукторе механизма поворота башенного крана, имеющего большое передаточное отношение (j = 1000-1500) н, 1418877 как следствие, большой приведенный зазор. Постановка рукоятки командоконт1роллера во второе положение восстанавливает нормальную схему соединения обмоток фаз статора и двигатель вращается с номинальной скоростью при.выбранных зазорах в передаче. Для предотвращения перегрева двигателя в случае длительного наИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных машин, а именно в механизмах поворота башенных кранов.

Цель изобретения — повьппение надежности.

На чертеже изображена принципиальная схема электропривода.

Электропривод содержит трехфазный асинхронный электродвигатель 1 с короткоэамкнутым ротором, командоконтроллер с восемью выводами 2-9, рукоятка командоконтроллера имеет по два положения "Вперед" и "Назад", первый контактор с катушкой IO c двумя замыкающими контактами 11 и 12 и с двумя размыкающими контактами

13 и 14, контактор направления. вращения "Вперед" с катушкой 15, с двумя силовыми замыкающими контактами 16 и 17 и размыкающим блок-контактом 18, контактор направления вращения "Назад" с катушкой 19, двумя силовыми замыкающими контактами 20 и 21 и размыкающим блок-контактом

22, выключатель 23, реле времени с катушкой 24 и размыкающим контактом

25 с выдержкой времени на размыкание, четыре диода 26-29.

Одни выводы первых силовых замыкающих контактов 16 и 20 объединены и снабжены зажимом для подключения к первой фазе питающей сети, одни выводы вторых силовых замыкаю1цих контактов 17 и 21 контакторов "Вперед" и "Назад" объединены и снабжены зажимом для подключения к второй фазе питаюшей сети. Другие выводы первого силового замыкающего конхождения рукоятки командоконтроллера в первом положении предусмотрено реле времени 24, размыкающее цепь питания схемы управления электроприводом через определенное время, достаточное для выборки зазоров в механической передаче. Дальнейший пуск производится постановкой рукоятки командоконтроллера во второе положениеl ил. такта 20 контактора "Назад" и второго силового замыкающего контакта 17 контактора "Вперед" объединены и подключены к выводу первой фазы статорной обмотки электродвигателя 1, другие выводы первого силового замыкающего контакта 16 контактора "Впе11 ред и второго силового замыкающего контакта 21 контактора "Назад" объе10 динены и подключены к выводу второй фазы статорной обмотки электродвигателя 1. Один вывод катушки 10 первого контактора соединен с первым выводом 2 командоконтроллера, второй 3, 15 третий 4 и четвертый 5 выводы командоконтроллера объединены. Диоды 2629 соединены по мостовой схеме.

Одни выводы первого раэмыкающего

13 и первого замыкающего 11 контактов первого контактора объединены и снабжены зажимом для подключения к третьей фазе питающей сети, одни выводы второго размыкающего 14 и второго эамыкаклцего 12 контактов первого контактора объединены и подключены к объединенным конечным выводам первой и второй фаз статорной обмотки двигателя 1. Другой вывод второго за30 мыкающего контакта 12 первого контактора соединен с другим выводом первого размыкающего контакта 13 первого контактора и с выводом третьей фазы статорной обмотки электродвигателя 1, конечный вывод которой соединен с другими выводами первого замыкающего контакта ll и первого размыкающего контакта 14 первого контактора. Один вывод катушки 15 контактора "Вперед" соединен с пятым выводом 6 командо40 контроллера, один вывод катушки lо

1418877 з контактора "Назад11 — с шестьпм выводом 7 командоконтроллера. Другие выводы катушек 15 и 19 контакторов

"Вперед" и Назад соединены между собой через размьпсаюшие блок-контак5 ты 22 и 18 противоположного контактора и подключены к другому выводу катушки 10 первого контактора и к одному выводу размыкающего контакта

25 реле времени, другой вывод которого соединен с первым входом мостовой схемы соединения диодов 26-29 и снабжен зажимом для подключения к нулевому проводу питающей сети. Второй вход мостовой схемы соединения диодов 26-29 соединен с объединенными вторым 3, третьим 4 и четвертым

5 выводами командоконтроллера и через выключатель 23 соединен с зажимом 2О для подключения к третьей фазе питающей сети. Один вывод катушки 24 реле времени соединен с седьмым выводом 8 командоконтроллера, восьмой вывод 9 которого соединен с вторым вы- 25 ходом мостовой схемы соединения диодов 26-29.

Электропривод работает следующим образом.

Выключателем 23 подается питание Э0 на схему управления электропривода.

При пос1ановке рукоятки командоконтроллера в первое положение "Вперед" замыкаются выводы 4-7, 2-5 и 8-9 командоконтроллера. Получают питание катушка 19 контактора "Назад", катушка 10 первого контактора и катушка 24 реле времени. Замыкаются контакты 20 и 21 контактора "Назад", контакты 11 и. 12 первого контактора, 40 и размыкаются его контакты 13 и 14.

На статорные обмотки электродвигателя подается трехфазное напряжение обратной последовательности при вывернутой фазе статора. Двигатель

45 начинает вращаться в направлении

"Впереди с малой скоростью, в несколько раз меньшей синхронной скорости. Механизм поворота башенного крана имеет редуктор с большим передаточным отношением (i =1000-1500) и следовательно, с большим приведенным зазором. Вращение приводного двигателя с малой скоростью позволяет снизить энергию удара при выборке за- 55 зоров.

При переводе рукоятки командоконтtt It, оллера во второе положение Вперед

;азмьпсаются выводы 4-7, 2-5, 8-9 и замыкаются выводы 3-6 командоконтроллера, при этом получает питание катушка 15 контактора "Вперед" и теряют питание катушка 19 контактора "Назад 1, катушка 10 первого контактора и катушка 24 реле времени. Контакты

20, 21 и 11, 12 размыкаются, и замыкаются контакты 16 и 17 контактора

"Вперед" и размыкающие контакты 13 и 14 первого контактора. Электродвигатель подключается к питающей сети для работы в направлении "Вперед" с номинальной скоростью вращения.

Если рукоятка командоконтроллера своевременно не переводится во второе положение, то электродвигатель продолжает вращение с пониженной скоростью и может выйти из строя ввиду перегрева. Для предотвра -,ения этого служит реле времени, размыкающий контакт 25 которого имеет выдержку времени, превьппающую время, необходимое на выборку зазоров в кинематических цепях редуктора приводного механизма, После отработки выдержки времени контакт 25 обесточивает схему управления электроприводом, при этом восстанавливается нормальная схема соединения обмоток статора электродвигателя. Для последующего пуска электродвигателя в направлении "Вперед" необходимо перестаьить рукоятку командоконтроллера во второе положение, при этом катушка реле времени теряет питание и замыкается его контакт 25, замыкаются выводы 3-6 командоконтроллера и получает питание катушка 15 контактора Вперед". Электродвигатель подключается к питающей сети для ра!

1 11 боты в направлении Вперед с номинальной скоростью вращения.

Для пуска электродвигателя в направлении "Назад" рукоятка командоконтроллера переводится в первое положение Назад". При этом получает питание катушка 15 контактора "Вперед" и катушка 10 первого контактора, а также катушка 24 реле времени.

Электродвигатель начинает вращаться в направлении "Назади с пониженной скоростью. Происходит выборка зазоров в кинематических цепях редуктора приводного механизма. При переводе рукоятки командоконтроллера во второе положение восстанавливается нормальная схема соединения обмоток статора и электродвигатель начинает вращаться в направлении "Назад с номиналь1418877

ВН11И11И Заказ 4165/54 1ирпж >о 3 11ол и оное

Произв. -полигр. пр-тие, г. Уж ор<;;, у:r. 11р и ггп я, ной скоростью. Если рукоятка командоконтроллера своевременно не переводится во второе положение, реле времени отключает питание схемы управления во избежание перегрева электродвигателя. Дальнейший пуск злек" тродвигателя осуществляется переводом рукоятки командоконтроллера во второе положение.

Формула изобретения

Электропривод, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, командо- 15 контроллер с восемью выводами, первый контактор с катушкой и двумя замыкающими контактами, два контактора направления вращения "Вперед" и "Назад с катушкой, двумя силовыми замы- 20 кающими контактами и раэмыкающим блок-контактом каждый, выключатель, реле времени с катушкой, одни выводы первых силовых замыкающих контактов контакторов "Вперед" и "Назадп объединены и снабжены зажимом для подключения к первой фазе питающей сети, одни выводы вторых силовых замыкающих контактов контакторов "Вперед" и "Назад" объединены и снабжены зажи- З0 мом для подключения к второй фазе питающей сети, другие выводы первого силового замыкающего контакта контактора "Назад" и второго силового замыкающего контакта контактора "Вперед" объединены и подключены к выводу первой фазы статорной обмотки электродвигателя, другие выводы первого силового замыкающего контакта контактора "Вперед" и второго силового за- 40 мыкающего контакта контактора "Назад" объединены и подключены к выводу второй фазы статорной обмотки электродвигателя, один вывод катушки первого контактора соединен с первым вы- 45 водом командоконтроллера, второй, третий и четвертый выводы командоконтроллера объединены, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены че- 50 тыре диода, командоконтроллер выполнен с двумя положениями рукоятки в направлении Вперед" и с двумя положениями рукоятки в направлении "Назад", реле времени снабжено размы- 55 кающим контактом с выдержкой времени на размыкание, первый контактор снабжен двумя силовыми размыкающими контактами, четыре диода соединены по мостовой схеме, одни выводы первого размыкающего и первого замыкающего контактов первого контактора объединены и снабжены зажимом для подключения к третьей фазе питающей сети, одни выводы второго замыкающего и второго размыкающего контактов первого контактора объединены и подключены к объединенным конечным выводам первой и второй фаз статорной обмотки электродвигателя, другой вывод второго замыкающего контакта первого контактора соединен с другим выводом первого размыкающего контакта первого контактора и с выводом третьей фазы статорной обмотки электродвигателя, конечный вывод которой соединен с другими выводами первого замыкающего и второго размыкающего контактов первого контактора, один вывод катушки контактора Вперед" соединен с пятым выводом командоконтроллера, один вывод катушки контактора "Назад" соединен с шестым выводом командоконтроллера, другие выводы катушек контакторов "Вперед" и "Назад" соединены между собой через размыкающие блокконтакты противоположного контактора и подключены к другому выводу катушки первого контактора и к одному выводу размыкающего контакта реле времени, другой вывод которого соединен с первым входом мостовой схемы соединения четырех диодов и снабжен зажимом для подключения к нулевому проводу питающей сети, второй вход мостовой схемы соединения четырех дио,дов соединен с объединенными вторым, третьим и четвертым выводами командоконтроллера и через выключатель Соединен с зажимом для подключения к третьей фазе питающей сети, один вывод катушки реле времени соединен с седьмым выводом командоконтроллера, другой вывод катушки реле времени соединен с первым выходом мостовой схемы соедииения четырех диодов, восьмой вывод командоконтроллера соединен с вторым выходом мостовой схемы соединения четырех диодов.