Двигатель стоматологического инструмента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к медицинской технике, касается стоматологических инстру.ментов. Цель изобретения - снижение уровня шу.ма. Двигатель турбинный пневматический имеет разъемный корпус 1, радиальную турбину 2, сопловой аппарат 3, который и.меет спиральные, расширяющиеся каналы для подвода воздуха на радиальную турбину. Двигатель имеет подшипники 4 и 5, на которых установлен конец ротора 1 1 , звукоизоляционный кожух 6, размеш,енный в корпусе 1 на демпфирующих кольцах 15. Система фиксации режущих и шлифующих инструментов состоит из цанги 16 в резьбовом отверстии ротора и подпружиненной кнопки 13, одним концом при нажатии входящей в отверстие 12 ротора, фиксируя его от угловых перемещений. Система глушения имеет шумопоглощающую дроссельную щайбу 7 с отверстиями 8, упругого элемента 9 (из многократно спутанной металлической упругой проволоки). Шайба свободно перемещается по поверхности подводящей трубки 10. Между корпусом и упругим элементом установлен ограничитель 17 с отверстиями, общая площадь сечений которых равна или больше сечения выхлопных отверстий в корпусе. Ограничитель препятствует попаданию упругого элемента в выхлопные отверстия в корпусе. J ил. (О (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1419692 A 1!
5114 А 61 С 1/05
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2!) 4044957/28-!4 (22) 27.03.86 (46) 30.08.88. Бюл. Ne 32 (72) Ф. А. Бронин, В. П. Зайцев, О. В. Зилонов, А. А. Килькинов, А. Е. Коваленко и В. А. Репин (53) 615.47(088.8) (54) ДВИГАТЕЛЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА (57) Изобретение относится к медицинской технике, касается стоматологических инструментов. Цель изобретения снижение уровня шума. Двигатель турбинный пневматический имеет разъемный корпус 1, радиальную турбину 2, сопловой аппарат 3, который имеет спиральные, расширяющиеся каналы для подвода воздуха на радиальную турбину. Двигатель имеет подшипники
4 и 5, на которых установлен конец ротоХ56 5 f 337 J ggyg
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ра 11, звукоизоляционный кожух 6, размещенный в корпусе 1 на демпфирующих кольцах 15. Система фиксации режущих и шлифующих инструментов состоит из цанги 16 в резьбовом отверстии ротора и подпружиненной кнопки 13, одним концом при нажатии входящей в отверстие 12 ротора, фиксируя его от угловых перемещений. Система глушения шума имеет шумопоглощающую дроссельную шайбу 7 с отверстиями 8, упругого элемента 9 (из многократно спутанной металлической упругой проволоки). Шайба свободно перемещается по поверхности подводящей трубки 10. Между корпусом и упругим элементом установлен ограничитель 17 с отверстиями, общая площадь сечений которых равна или больше сечения выхлопных отверстий в корпусе. Ограничитель препятствует попаданию упругого элемента в выхлопные отверстия в корпусе. ил.
1419692
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к стоматологическим инструментам, и может быть использовано в качестве привода режущих и шлифующих алмазных головок и боров.
Цель изобретения снижение уровня шума.
На чертеже изображен двигатель стоматологи ческого инструмента.
Двигатель турбинный пневматический содержит раз ьемный корпус 1, радиальную турбину 2, сопловый аппарат 3, расположенный в корпусе 1, подшипники 4 и 5, звукоизоляционный кожух 6, дроссельную шайбу 7 с отверстиями 8, упругий воздухопроницаемый элемент 9, помещенный в корпусе с возможностьк) взаимодействия с дроссельной шайбой 7, подводящую трубку 10, ротор 11 с поперечным отверстием 12 на нем и по,lllpyжиненную кнопку 13, причем дроссельная шайба 7 установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения в осевом направлении относительно упру<ого воздухопроницаемого элемента 9.
Стакан 14 предназначен для подсоединения двигателя к источнику сжатого воздух3.
Присоединительные размеры унифицированы с серийно выпускаемыми гурбинными наконечниками НТС 300, НТС -300 02 и микромоторами ММП вЂ” -20, Сопловый аппарат 3 имеет спиральные расширяющиеся каналы для подвода воздуха на радиальную турб)ину 2. Ротор l l установлен в четыреx подшипниках 4 и 5, причем шарикоподшипники 5 paclloложены в звукоизоляционном кожухе 6. который, в свою очередь, размещен в корпусе 1 на демпфирующих кольц3x 15. Такое выполнение узла установки ротора <юзволяет демпфировать колебания ротора 11 при прохождснии им критических частот.
Система фиксации режу»цих и шлифуK)щHx инструментов позволяет использовать как инструменты для угловых наконечников, так и для прямых. OHd состоит из цанги 16, установленной в резьбовом отверстии ротора 11 и подпружиненной кнопки 13, которая своим концом при нажатии входит в отверстие 12 ротора !1, фиксируя его от угловых перемещений при установке и закреплении режущего инструмента.
Конец ротора 1 установлен на двух шарикоподшипниках 4 для того, чтобы конец ротора был жестко закреплен от угловых перемещений относительно корпуса !. Сам же ротор 11 имеет больн»ую относитсльнук> длину. Установка конца ротора !1 на двух шарикоподп<ипниках 4 топускает большие радиальные нагрузки при работе 3лмазными инструментами с больп»им и;1иа метра ми.
Систеvl3 глуп>ения шума состоит из lllумопоглощающей дроссельной шайбы 7 с от»»ерстиями 8, упругого элемен" 3 () из многократно спутанной металличе< кой упругой проI3O1OKH., )PO< OP..1Ы13 и 11133»fi, СI»Of)O III<) IIP))(. мещается по поверхности подводящей трубки 10. >Между корпусом 1 и упругим элементом 9 установлен ограничитель 17 с отверстиями, общая площадь сечений которых равна или больше сечения выхлопных отверстий в корпусе l. Ограничитель 17 препятствует попаданию элемента 9 в выхлопных отверстий в корпусе 1.
Двигатель турбинный пневматический рабогает следующим образом.
3,нигатель подсоединяется к источнику сжатого воздуха и к турбине 2 через подводящую трубку 10 и центральный сопловой аппарат, где отдает свою энергию и ласта вл яет вра щаться турбину 2. Отрабо15 танный воздух давит Hd дроссельную шайбу 7 (отверстия в данной шайбе имеют
IIëoIIL3<1ь сечения несколько-меньше, чем выхлопные отверстия в корпусе 1) и, перемещая ее, снимает элемент из многократно спутанной упругой проволоки, сопротивление которого прохождению воздуха увеличивается. Кроме того, увеличивается его п»умопоглощающий эффект и спектр поглощающих частот. Этим достигается увеличенный шумопоглощающий эффект на всем диапа25 зоне рабочих давлений двигателя. При малых давлениях шумопоглощающий эффект соответственно меньший и заглушается боIce низкий спектр частот, так как размеры ячеек и каналов большие. При больших дав.1ениях шумопоглощающий эффект за счет
30 увеличения противодавления на выхлопе увеличивается, соответственно шум работы турбины 2 глушится больше и в более высоком спектре частот (ячейки и каналы стали меныпе), Перепад давлений на турбине при изменении давления подводного воздуха из35 меняется более Ilf»3L»ío.
Этим достигается расширение рабочего числа оборотов выходного вала с одновременным I ë.ólllåHHåx» Но всем рабочем диаI»3:»OH е.
40 IIpH вращении турбины 2 она достигает критического числа оборотов (порядка
45000 об/мин) и начинает вибрировать. В связи с тем, что турбина 2 установлена в звукоизоляционном кожухе 6 на демпфирук)щих кольцах 15, то она при вращении са45 х»оуст1»навливается, а вибрации и перемещения гасятся удлиненным жестким ротором 11, причем эти вибрации не передан)тся на режущий инструмент, так как ротор 11 жестко 113 двух подшипниках установлен в корпусе. Таким образом, обес50 Iles< I«> прохождение критического числа оборотов турбины без ее статической балансировки и снижения мощности на этих часT<)T3x. Ранее без oтатической балансировки преодолеть критические числа оборотов не удавалось без больших потерь воздуха и увеличения давления.
Таким образом, двигатель турбинный пневматический имеет пониженный уровень шума, может работать в широком диапазоне
1419692 формула изобретения (ooтавитель С K.пн(лин
Редактор В. Конту и Текред И. Верее Корректор Г I (н(етниь
Заказ 4265,(9 Тираж 655 11одпис(((II
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, ж 35, Раушская наб., д. 4 5
Г1роизводственно-полиграфическое предприятие, г Ужгород. ул. Проектная. 4 давлений (2 — 4 кгс/см ) и числа оборотов выходного вала (20 †1 тыс. об/мин).
Кроме того, двигатель не требует сложной и дорогостоящей операции по статической и динамической балансировке ротора.
Двигатель стоматологического инструмента, содержащий корпус, радиальную турбину и сопловый аппарат, помещенный в корпус, дроссельную шайбу с выполненными в ней отверстиями, отличающийся тем, что, с целью снижения уровня шума, он снабжен упругим воздухопроницаемым элементом, помещенным в корпусе с возMoiKHocTbIo взаимодействия с дроссельной шайбой, причем последняя установлена с возможностью возвратно-постуГ1ательного перемещения в осевом направлении относительно упругого воздухопроницаемого элемента.