Сборная обделка тоннеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к строительству подземных сооружений и касается конструкций обделок тоннелей, монтируемых из железобетонных блоков при щитовой проходке преимущественно в сейсмических районах. Цель изобретения - повышение сейсмической устойчивости обделки тоннеля и увеличение ее жесткости. Железобетонные блоки (Б) со скосами по углам состыкованы меаду собой напряженными радиальньми 7 и кольцевыми 10 связями. Последние выполнены в виде двух упру

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„1420167 А1 g y Е 21 D 11/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BT0PCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ еЗ т

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4075523/22-03, (22) 05.05.86 (46) 30.08.88. Бюл. М- 32 (71) Государственный институт по изысканиям и проектированию мостов

"Ленгипротрансмост" .(72) В.С.Кпецко, В.Л.Соболев и В. В.Стрельцов (53), 622.281 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 447477, кл. E 21 D 11/10, 1960.

Авторское свидетельство СССР

9 924390, кл. Е 21 D 11/10, 1981., (54) СБОРНАЯ ОБЛЕЛКА ТОННЕЛЯ (57) Изобретение относится к строитель,-тву подземных сооружений и касается конструкций обделок тоннелей, монтируемых из железобетонных блоков при щитовой проходке преимущественно в сейсмических районах. Цель изоб" ретения — повышение сейсмической устойчивости обделки тоннеля и увеличение ее жесткости. Железобетонные блоки (Б) со скосами по углам состыкованы между собой напряженными радиальными 7 и кольцевыми 10 связями.

Последние выполнены в виде двух упру14201 гих элементов Г-образной формы с отверстиями под болты 8 и расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Угол при вершине связей 7 и 10 меньше, чем угол между скосами смежных Б. В цилиндрических отверс| ,,тиях скосов Б забетонированы заподлицо резьбовые втулки 6. На криволинейных,участках тоннелей отверстия под болты 8 выполнены удлиненными

67 в направлении соединяемых колец обделки. Перед монтажом Б, начиная с

Б 5, в нижней его части посредством болтов 8 закрепляют связи 7. При закручивании болтов 8 связи 7 деформируются, обжимая радиальные стыки обделки. В то же время производят установку связей 10 с последующим обжатием кольцевых стыков обделки, 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области строительства подземных сооружений и касается конструкций обделок тоннелей, монтируемых из железобетонных блоков при щитовой проходке,, преимущественно в сейсмических районах.

Целью изобретения является повышение сейсмической устойчивости обделки тоннеля а также увеличение ее жесткости.

На фиг. 1 показан участок обделки; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б (по радиаль- 15 ным связям) на фиг.2; на фиг. 4— сечение В-В (по кольцевым связям) на

l фиг.2; на фиг. 5 — сечение по кольцевым.связям на кривом участке тоннеля.

Сборная обделка тоннеля выполнена из колец, состоящих из отдельных железобетонных блоков 1-5 со скосами по углам, в которых забетонированы заподлицо резьбовые втулки 6. Блоки

1-5 объединены между собой в кольцо 25 напряженными радиальными связями 7

Г-образной формы с отверстиями под болты 8. Под головкой болтов установлены шайбы 9. Блоки 1,4 левого кольца объединяются с блоками 2, 5 право- gp го кольца также напряженными кольцевыми связями 10 Г-образной формы с отверстиями под болты 8 с шайбами 9.

На кривых участках тоннеля, кроме того, между кольцами установлены клиновые вставки 11.

Сборку обделки тоннеля ведут следующим образом.

Перед монтажом железобетонного блока 5 в его нижней части с помо- 40 щью болтов 8 с шайбами 9 закрепляют радиальные Г-образные связи 7. Так как они не выступают за горизонтальный габарит блока, установку его ведут обычным способом, например эректором. После фиксации блока 5 в проектном положении, например, с помощью монтажных шпилек производят установку болтов 8 радиальных связей в блоке 4 в узлах I u II. При закручивании болтов вследствие того, что угол при вершине Г-образных связей меньше, чем угол между скосами смежных блоков, происходит упругая деформация

Г-образных связей до полного соприкосновения со скосами предыдущего блока, тем самым производится напряженное обжатие радиальных стыков обделки. В зто же время производят установку кольцевой Г-образной связи

10 в узле Ш, а затем и установку кольцевой связи 10 в узле I, которая может производиться позже и на некотором удалении от эоны монтажа, что практически не повлияет на жесткость обделки при приложении усилий от щитовых домкратов. При установке кольцевых связей также происходит напряженное обжатие кольцевых стыков обделки.

С указанной последовательностью производится монтаж блоков обделки и установка радиальных и кольцевых связей до полного замыкания кольца.

По мере монтажа колец обделки производят заполнение полостей, в которых установлены связи, цементным раствором.

Таким же образом осуществляют монтаж блоков обделки и на кривых участках тоннеля с той лишь разницей, 142 что производят установку клиновых вставок 1t. В этом случае отверстия под болты 8 в кольцевых связях 10 выполняются удлиненными в направлении соединяемых колец обделки, так как клиновые вставки имеют различную толщину по периметру кольца.

Формула изобретения

f. Сборная обделка тоннеля, включающая железобетонные блоки со скосами по углам, состыкованные между собой напряженньики радиальньви и кольцевыми связями, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повыиения сейсмической устойчивости обдел ки тоннеля, а также увеличения ее жесткости, в скосах блоков выполнены

0167 цилиндрические отверстия, в которые эабетонированы заподлицо реэьбовые втулки, а напряженные связи выполне5 ны в виде упругих элементов Г-образйой формы с углом при вершине меньшим, чем угол между скосами смежных блоков, и расположены во взаимно« перпендикулярных плоскостях.

2. Обделка тоннеля по п.1 о т л и ч а ю щ а я с я тем, что отверстия под болты в кольцевых напряженных связях на криволинейных участках

15 тоннеля выполнены удлиненньяи в направлении соединяемых колец обделки.

3. Обделка тоннеля по п.1 и 2, отличающаяся тем, что радиальные связи выполнены в виде

;щ двух ветвей.

Иоиаажные

1420167

А-А

> @ гл

8- 8 70 5 ха

142016?

Составитель Л.Березкина

Техред M.Õoäàíè÷ Корректор В.Романенко

Редактор О.Спесивых

Заказ 4302/32

Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4