Узел трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную выносливость и изгибную прочность
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытаниям материалов. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытания за счет моделирования нагружения зубьев в многопарном косозубом зацеплении. При .ении роликов 1 и 2 контактная линия зубьев 4-7 с выступами 9-12 иеремещается по зубу от одной фазы к друг ой. Пары зубьев и выступов 4 и 9, 5 и 10, 6 и 11 моделируют зацепление трех пар зубьев передачи . При этом зуб 4 нагружен на ножке, зуб э - в полюсе, зуб 6 - на вершине. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
ÄÄSUÄÄ 1420461 (50 4 01 N 3 56
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
71
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А ВТОРСИОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4201223/25-28 (22) 02.03.87 (46) 30.08.88. Бюл. № 32 (71) Одесский политехнический институт (72) В. М. Бессараб, Э. Д. Кравцов и В. А. Орлов (53) 620.! 78.162 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 815558, кл. G 01 М 13/02, 1981. (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
МАТЕРИАЛОВ ЗУЬЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ НА
КОНТАКТНУ1О ВЫНОСЛИВОСТЬ И ИЗГИБНУЮ ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытаниям материалов. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытания за счет моделирования нагружения зубьев в многопарном косозубом зацеплении.
При вращении роликов 1 и 2 контактная линия зубьев 4 — 7 с выступами 9 — 12 перемещается по зубу от одной фазы к другой.
Пары зубьев и выступов 4 и 9, 5 и О, 6 и 11 моделируют зацепление трех пар зубьев передачи. При этом зуб 4 нагружен на ножке, зуб 5 — — в полюсе, зуб 6 — на вершине. 2 ил.!
42046
Формула изобретения
1О
Диг.2
Составитель Б. Данилов
Редактор A. Огар Техред И. Верее Корректор В. Бутяга
Заказ 4 322/47 Тираж 347 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к технике испытания материалов на контактную выносливость и изгибную прочность применительно к работе косозубых передач.
Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытания за счет моделирования нагружения зубьев в многопарном косозубом зацеплении.
На фиг. 1 представлен узел трения для испытания материалов; на фиг. 2 — то же, вид сверху. 10
Узел трения состоит из двух роликов 1 и 2. Ролик 1 имеет сквозные пазы 3 в направлении его оси, которые в поперечном сечении образуют зубья 4 — 7, расположенные вдоль окружности ролика и направленные в одну сторону. Пазы 3 ролика 1 выполнены винтовыми. На цилиндрической внешней поверхности ролика 1 с противоположной стороны зубьев 4 — 7 выполнены винтовые канавки 8.
На цилиндрической поверхности второго 20 ролика 2 выполнены винтовые выступы 912 с противоположным канавкам 8, направлением (фиг. 2). При этом выступы 9 — 12 контактируют с канавками 8, т. е. с зубьями
4 — 7. Размеры выступов 9 — !2 и канавок 8
25 одинаковые, но высота первых больше глубины вторых.
Длину и количество линий контакта выступов 9 — 12 и канавок 8 на зубьях 4 — 7 выбирают равными длине контактных линий и числу пар зубьев моделируемой косозу- 30 бой или шевронной передачи. Различные сечения роликов 1 и 2 воспроизводят со° ответствую1цие фазы зацепления передачи.
Ролики 1 и 2 установлены на валах 13 и 14.
Узел трения работает следующим образом.
При контактировании роликов в сечении
1--1 (фиг. !) в зацеплении находятся
2 зубья 4, 5 и выступы 9, 10. Линия контакта зуба 4 и выступа 9 имеет меньшую длину и соответствует зацеплению зубьев передачи на ножке. Зуб 5 и выступ 10 контактируют максимальной длиной контактной линии, что соответствует зацеплению зубьев в полюсе. При вращении роликов 1 и 2 контактная линия перемещается по зубу от одной фазы к другой. Если ролики 1 и 2 контактируют в сечении II — II (фиг. 2), то в зацеплении находятся следующие пары зубьев и выступов: 4 и 9, 5 и 10,6 и 11, т. е. моделируют зацепление трех пар зубьев передачи.
При этом зуб 4 нагружен на ножке, зуб 5— в полюсе, зуб 6 — на вершине. О контактной выносливости и изгибной прочности судят по состоянию зубьев 4 — 7 на ролике 1 после проведения ресурсных испытаний.
Узел трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную выносливость и изгибную прочность, содержащий два взаимодействующих между собой своими боковыми поверхностями ролика, в одном из которых выполнены сквозные продольные пазы с образованием зубьев, расположенных вдоль окружности ролика и направленных в одну сторону, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов за счет моделирования нагружения зубьев в многопарном косозубом зацеплении, пазы выполнены винтовыми, на цилиндрической поверхности этого ролика с противоположной стороны зубьев выполнены винтовые канавки, а на цилиндрической поверхности второго ролика выполнены винтовые выступы, предназначенные для взаимодействия с канавками первого ролика и имеющие противоположное им направление.