Датчик скорости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 142083
Класс 42о, 131о сссп
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ГЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа Лги 176
В. А. Левин, В. К. Ражайтис и В. А. Чайка
ДАТЧИК СКОРОСТИ
Заявлено 27 февраля 19б1 г. за Ма 699500/40 — 23 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетенс изобретений» М 20 à 196! r.
В системе автоматического контроля за вождением танков на танкодроме и стрельбой из танков на полигоне, наряду с сигналом скорости необходима выдача сигналов скатывания танка и остановки его.
Применяемые для этой цели датчики, устанавливаемые снаружи танка, не разделяют сигналы непроизвольного скатывания танка при выключенной передаче и движение на передаче «задний ход», что необходимо по условиям обучения. Установка же контактных датчиков на препятствиях не обеспечивает непрерывную подачу сигналов обратного скатывания и остановки по всей трассе движения танка.
Предлагаемый датчик скорости не имеет указанных недостатков.
Сущность изобретения заключается в том, что регистрация скатывания танка и остановка его осуществляются с помощью двух прерывателей, кинематически соединенных с гибким валом спидометра, и переключа1елей первичных обмоток трансформаторов, кинематически соединенных с приводами управления коробкой передач и планетарными механизмами поворота. Во вторичные обмотки трансформаторов включены однополупериодные выпрямители и реле, которые коммутируют цепи регистрирующих устройств.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема датчика; на фиг. 2— установка датчика в танке.
Датчик скорости состоит из трех основных частей: собственно датчика 1, блока переключателей 2, блока реле и трансформаторов 8,.соединенных между собой кабелями штеккерными разъемами 4 и 5. Датчик включает центральный вал б, вращающийся в корпусе на двух подшипниках, шестерни 7 и 8, храповики 9 и 10, коллекторы 11 и 12, неподвижные пары контактов 13 и 14, искрогасящие конденсаторы 15 и червячную передачу 1б.
Датчик 1 монтируется между спидометром 17 и гибким валом 18 спидометра. № 142083
Блок переключателей 2 состоит из переключателя задней передачи ПЗ, выключателя правого ПВ и выключателя левого ЛВ.
Блок реле и.трансформаторов 8 состоит из трансформаторов Тр, и
Тр2, конденсаторов С1 и Ср и реле Р-1 и Р-2.
При движении:.така вперед (вращение гибкого вала прямое) вращается центральный., вал б, приводящий в движение коллектор 11 и храповик 9 через шестерни 7 и 8. При вращении коллектора 11 прерывается цепь постоянного тока в первичной обмотке трансформатора
Тр, во вторичной обмотке которого индуктируется электрический сигнал «скорость». Направление тока следующее: клемма бортовой сети
+26 в, фишка 19 разъема 5, замкнутый контакт ПВ или ЛВ, фишка разъема 4, пара контактов 18, фишка 21 разъема 4, замкнутый контакт
22 — 28, фишка 24 разъема 5, первичная обмотка трансформатора Тр, Выпрямленный вторичный сигнал выдается как сигнал «скорость>.
Вследствие того, что частота прерываний тока на контактах 18 пропорциональна числу оборотов коллектора 11, т. е. числу оборотов вала спидометра, величина этой частоты служит одновременно измерителем скорости танка в данный момент и может быть выдана в виде радиосигнала или записи на бумажной ленте. Храповики 9 и 10 замыкаются при взаимопротивоположных направлениях вращения гибкого вала, поэтому при прямом вращении гибкого вала храповик 10 разомкнут, верхняя ступень датчика не работает и других сигналов датчик не выдает.
При движении танка назад (обратное вращение гибкого вала) центральный вал б вращается в противоположную сторону. При этом храповик 10 замыкается и вращение передается через шестерни 7 и 8 верхнего ряда и червячную передачу 1б на коллектор 12, который прерывает постоянное напряжение, подаваемое на пару контактов 14.
Если задняя передача выключена (т. е. танк скатывается назад), то контакты ПЗ блока переключателей 2 замкнуты в положении 25 — 2б и 22 — 28. Тогда вращение коллектора 12 прерывает ток в первичной обмотке трансформатора Тр . Путь тока в этом случае будет следующий:
+26 в, фишка 19, замкнутый контакт ПВ или ЛВ, фишка 27, пара контактов 14, фишка 28, замкнутый контакт 25 — 2б, фишка 29, первичная обмотка трансформатора Тр1
Выпрямленный вторичный сигнал выдается, как сигнал «скатывание».
Если задняя передача танка включена (т. е. танк управляется водителем), контакты ПЗ блока переключателей 2 замкнуты в положении 25 — 27 и 22 — 80. В этом случае вращение коллектора 12 прерывает ток в первичной обмотке трансформатора Тр2 и сигнал выдается, как сигнал «скорости». Направление тока следующее: +26 в, фишка 19, замкнутый контакт ПВ или ЛВ, фишка 20, пара контактов 14, фишка
28, замкнутый контакт 25 — 27, фишка 24, первичная обмотка трансформатора Тр2.
I!ри остановке танка центральный вал б не вращается, коллекторы 11 и 12 неподвижны и в первичных обмотках трансформаторов Тр и Тр ток не прерывается, а следовательно во вторичных обмотках трансформаторов Тр1 и Тр э. д. с. не индуктируется. Реле P-2 коммутирует сигнал «остановка».
Предлагаемая конструкция датчика скорости позволяет получать устойчивую информацию о параметрах движения танка (величина и направление скорости, остановку) и о возможной ошибке обучаемых (скатывание танка назад) .
Предложение рекомендовано для реализации.
¹ 14208;5
Предмет изобретения
Датчик скорости, отл ич а ю шийся тем, что, с целью регистрации скатывания танка, при выключенной задней передаче и остановки его, применены два прерывателя, кинематически соединенные с гибким валом спидометра, и переключатели первичных обмоток трансформаторов, кинематически соединенные с приводами управления коробкой передач и планетарными механизмами поворота, а во вторичные обмотки трансформаторов включены однополупериодные выпрямители и реле, коммутирующие цепи регистрирующих устройств. № 142083
Составитель В. К. Рогатинский
Редактор В. Е. Гридчин Техред T. П. Курилко
Корректор Г. Кудрявцева
Формат бум, 70)(1081/, Тираж 600
ЦБТИ гри Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
11одп. к печ. 15.1-62
Зак. 13069
Объем 0,35 изд. л.
Цена 4 коп.
Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка, 14.