Способ лечения острого гнойного перитонита

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, касается хирургии, предназначено для лечения гнойного перитонита. Цель изобретения - предупреждение спайкообразования, уменьшение интоксикации за счет подведения к гнойным очагам емкостей с сорбентом и наложение на кишечник повязки, пропитанной сорбентом, заменяемой ежедневно , до стихания внутриполостного процесса. На раму передней брюшной стенки накладывают временные швы, лигатуры которых распускают для очередной ежедневной санации и замены емкостей и повязки с сорбентом .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU,»1421 17 А1 (504 А 61 В 17 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4024141/28-14 (22) 7.02.86 (46) 07.09.88. Бюл. № 33 (71) Актюбинский государственный медицинский институт (72) Н. И. Изимбергенов и Ч. М. Шаферман (53) 616.381 002-089.48 (088.8) (56) Сорбционная детоксикация в хирургической клинике. Кишинев, Штница, 1986, с. 223 — 230. (54) СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОГО ГНОЙНОГО ПЕРИТОНИТА (57) Изобретение относится к медицине, касается хирургии, предназначено для лечения гнойного перитонита. Цель изобретения — предупреждение спайкообразования, уменьшение интоксикации за счет подведения к гнойным очагам емкостей с сорбентом и наложение на кишечник повязки, пропитанной сорбентом, заменяемой ежедневно, до стихания внутриполостного процесса.

На раму передней брюшной стенки накладывают временные швы, лигатуры которых распускают для очередной ежедневной санации и замены емкостей и повязки с сорбентом.

14213.1

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, и может быть использовано при лечении гнойного перитонита.

Цель изобретения — предупреждение спайкообразования и уменьшение интоксикации организма путем подведения емкостей с сорбентом и наложения повязки с сорбентом на кишечник, которые заменяются ежедневно до стихания внутриполостного процесса.

Способ осушествляют следующим образом. Срединным лапаротомным доступом вскрывают брюшную полость и устраняют источник перитонита. Удаляют гной и тгцательно санируют места его скопления антисептическими растворами. Брюшную полость дренируют в подвздошных областях.

К очагам скопления гноя (например, в межкишечных пространствах, подвздошных областях, под диафрагмой и т.д.) на длинных нитях подводят емкости (например, из капроновой ткани), содержащие сорбент (например, СКН), кишечник накрывают трехслойной повязкой, содержащей сорбент (например, перфорированная полимерная пленка, гигроскопическая марля, сорбент СКН).

Края повязки на 3 — 4 см заводят по линии разреза под париетальную брюшину.

Под ней помещают микроирригатор. Брюшную полость оставляют открытой. После этого вдоль линии разреза, с каждой стороны раздельно, прошивают синтетическими нитями и-образно апоневроз и связывают их концы на своей стороне друг с другом.

По краям разреза получаются тесемки, при помощи которых временно сближают края раны, завязав тесемки «бантиком».

В течение первых четырех дней послеоперационного периода брюшную полость ежедневно санируют, заменяют в ней емкости с сорбентом и повязку на кишечнике.

В промежутках между санациями в дренажи и микроирригатор фракционно вводят антисептические растворы (например, 300,0 мл фурациллина через каждые 3 ч).

После исчезновения признаков общей интоксикации и ликвидации в брюшной полости острого воспаления емкости с сорбентом, микроирригатор и повязку из брюшной полости удаляют, края раны при помощи тесемок на апоневрозе завязывают наглухо.

Кожу зашивают редкими швами. Дренажи из подвздошных областей удаляют через

2 — 3 дня.

Предлагаемый способ лечения перитонита уменьшает в послеоперационном периоде общую интоксикацию организма и предотвращает образование спаек и других осложнений за счет неоднократной санации под визуальным контролем очагов скопления гноя и целенаправленного подведения к ним емкостей с сорбентом, постоянной резорбции из брюшной полости эндотоксинов при помощи многослойной повязки на кишечнике, содержащей сорбент, а также

7

2 подавления активности анаэробов кислородом воздуха при открытой брюшной полости, что существенно снижает летальность и повышает эффективность лечения при остром гнойном перитоните.

Пример. Больной Ш., 32 лет, поступил в клинику с жалобами на острые боли по всему животу, больше в правой половине, тошноту, повышение температуры тела, слабость.

При поступлении состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, сухие. В легких дыхание везикулярное. Сердечная деятельность ритмичная. Пульс 124 удара в минуту, АД 80/50 мм рт. ст. Частота дыхания 22 в минуту. Язык сухой, обложен беловато-серым налетом. Живот правильной формы, при пальпации болезнен и напряжен во всех отделах, больше в правой половине, умеренно вздут, перистальтика не прослушивается, перкуторно в правой подвздошной области некоторое укорочение звука.

Симптом ГЦеткина резко положителен по всему животу. Положительны также симптомы Ровзинга, Ситковского, Филатова, Бартомье-Михельсона. При пальцевом ректальном исследовании прямой кишки определяется болезненность при пальпации переднебоковой стенки справа.

Анализ крови от 18.12.85 г.: лейкоциты

17,1 ° 10; Калиф-Кальфа 1,62; эритроциты

4,810", Нв 170 г/л; общий белок 48 г/л; остаточный азот 52,6 ммоль/л; мочевина

18,3 м моль/л; креатинин 109,4 мкмол ь/л.

Анализ мочи от 18.! 2.85 г.: удельный вес

1024; белок 0,03300; единичные лейкоциты в поле зрения.

Диагноз — острый аппендицит. Разлитой гнойной перитонит.

Г1осле 1,5-часовой предоперационной подготовки по экстренным показаниям под эндотрахеальным наркозом произведена срединная лапаротомия. Во время операции в брюшной полости обнаружено около

2000 мл зловонного жидкого гноя (при бактериологическом исследовании выявлены кишечная палочка, протей и патогенный стафилококк до 50 млн. ед. в 1 мл). Он заполнял все отделы и карманы брюшной полости, но в большем количестве был сосредоточен в правом боковом канале и в правой подвздошной области. Там же выявлен перфорированный гангренозный отросток, расположенный медиально, и скопление гноя в межпетельном пространстве, где находилась верхушка отростка. Брюшина гиперемирована. Как и раздутые петли тонкой кишки, она во всех местах покрыта точечными кровоизлияниями, местами имеются налеты фибрина. Брюшная полость осушена электроотсосом и салфетками. Произведена аппендэктомия. Брюшная полость отмыта 3000 мл 0,02Я-ного раствора хлоргексидина до светлых вод (при бактериологическом исследовании посевов из брюшной полости после ее санации роста микробов

1421317 нет). Через контрапертуры в подвздошных областях брюшная полость дренирована перчаточной резиной с резиновой трубкой в центре. К полости абсцесса в межпетельном пространстве в правой подвздошной области и к правому поддиафрагмальному пространству, где также имелось отграниченное скопление гноя, подведены емкости с собрентом СКН вЂ” 4м на длинных нитях. Их размеры 20;к,45 мм. Кишечник накрыт трехслойной повязкой, состоящей из перфорированной пленки ОБ — 20 — внутренний слой и двух слоев гигроскопической марли, между которыми расположен сорбент. Повязка на 30 — 40 мм подведена под края брюшины. На ее поверхность выведены нити от емкостей с сорбентом, расположенных в местах скопления гноя.

Под повязку подведен микроирригатор. На края апоневроза с двух сторон по линии разреза тесемками наложены швы из синтетических нитей (лавсана), которые связаны друг с друтом бантиками. Брюшная полость при этом осталась открытой с диастазом краев операционной раны до 20 мм.

Кожа с подкожной клетчаткой не зашивалась, а была накрыта салфеткой с фурациллином. Сразу после операции состояние больного оставалось крайне тяжелым, что было обусловлено выраженной интоксикацией, явлениями сердечно-сосудистой недостаточности, гиповолиемией (ЦВД вЂ” О).

В первые сутки послеоперационного периода больной получал адекватную внутривенную инфузионную терапию (5200 кристаллоидных детоксикационных, энергетических и белковых растворов, холод на живот, через микроирригатор и дренажи в подвздошных областях фракционно через каждые 3 ч вводилось по 300,0 мл фурациллина, внутримышечно — 2 млн. ед. канамицина в сутки).

Повязки по средней линии и в подвоздошных областях обильно промокали серозногйойным отделяемым.

Через 20 ч после операции в анализе крови от 19.12.85 г.: эритроциты 4,32 10, лейкоцитарный индекс Калиф — Кальфа — 1,26; лейкоциты 14,68 10, Нв 138; общий белок

52 г/л; остаточный азот 24,8 ммоль/л; мочевина 8,2 ммоль/л; креатинин 101,2 мкмоль/л.

В анализе мочи от 19.12.85 г.: удельный вес 1017; белок 0,033 г, 19.12.85. через 22 ч после операции под перидуральной анестезией произведена повторная санация брюшной полости. Распущены бантики завязок— удалены многослойные повязки с сорбентом и емкости с сорбентом из брюшной полости. В ней содержалось около 400 мл мутной жидкости, в основном в межпетельных пространствах. В отделах, куда подводились емкости с сорбентом, жидкость находилась в незначительном количестве, гноя не было.

Кишечник оставался вздутым, гиперемироBHHHrIH Заказ 4357/3

Производственно-полиграфичес

Фор,пула изобретения

Тираж 655 Подписное кое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

40 ванным, с рыхлыми наслоениями фибрина.

Брюшная полость санирована 2000 мл

0,02Я-ного раствора хлоргексидина, произведена замена емкостей с сорбентом и многослойной повязки. Операция завершена по описанным выше правилам (при бактериологическом исследовании жидкости из брюшной полости выявлено до 1 млн. микробных тел в мл, после санации в посеве роста нет). 24,12, 85 г. состояние больного улучшилось, начали исчезать признаки интоксикации. Стабилизировалась гемодинамика (АД 110/85 мм рт.ст., пульс 92 удара в минуту, ЦВД + 30 мм водного столба, частота дыхания 20 в минуту, появилась перистальтика, после электростимуляции кишечника отошли газы, был жидкий стул, индекс Калиф-Кальфа стал 0,87).

2!.12.85 г. под перидуральной анестезией произведена третья по счету санация брюшной полости. Жидкости в ней нет. В отделах, где стоял сорбент, брюшина блестящая, розового цвета с белесоватыми участками. После удаления емкостей с сорбентом и повязки с сорбентом тесемки из лавсана на апоневрозе завязаны наглухо, на кожу наложены редкие швы. Через три дня удалены дренажи из подвздошных областей.

Анализ крови от 22.12.85 г.: лейкоциты

10,2 10 - ; Нв 138 г/л; эритроциты 40,7 10 ; индекс Калиф-Кальфа 0,67; общий белок 62 г/л; остаточный азот 28,8 ммоль/л; мочевина

6,80 м моль/л; креатинин 101,2 мкмоль/л.

На 22-е сутки после операции в удовлетворительном состоянии больной выписан на амбулаторное лечение.

Способ прошел клинические испытания на

9-и больных, у 7-и был острый деструктивный аппендицит, у 2-х острая кишечная непроходимость, осложненные перитонитом.

У 7-и больных раны зажили первичным натяжением, у 1-rо — вторичным, один умер. Средний койко-день составил 23,6. Осложнений при применении предлагаемого способа не отмечено.

Способ лечения острого гнойного перитонита, включающего санацию, регионарную сорбцию, дренирование полости, отличаюи1ийся тем, что, с целью предупреждения спайкообразования брюшной полости и уменьшения интоксикации организма, к гнойным очагам: подводят емкость с сорбентом, кишечник накрывают повязкой, пропитанной сорбентом, а на рану передней брюшной стенки накладывают временные швы, лигатуры которых распускают для очередной ежедневной санации и замены емкостей и повязки с сорбентом до стихания процесса.