Механизм переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к облйсти. транспортного машиностроения, а именно к трансмиссиям трайспортных средств. Цель изобретения - повышение -надежности В корпусе 6 коробки передач установлен ползун 9 с пазом 10 для рычага 11 переключения и с выемками 12 под фиксатор 13 йоложевдя. Механизм переключения передач снабжен втулкой 16, жестко соединенной с вилкой 17 переключения. Втулка 16 и вилка 17 переключения установлены подвижно в осевом направлении на ползуне 9 между упорами 14 и 15, Вилка 17 переключения входит в паз 2 муфты 1 включения, которая установлена на шлицах на залу 3 с возможностью взаимодействия с зубчатыми венцами 7 и 8 шестерен 4 и 5. Втулка 16 выполнена с одной д нтральной 18 и двумя крайними проточками на внешней поверхности под фиксатор 13 положения. Крайние проточки выполнены с кольцевыми скосами 21, 22 и сквозными отверстиями 23, 24. В исходном положении механизма муфта 1 включения не зацепляется с зубчатыми венцами 7 и 8 шестерен 4 и 5. При этом скошенная поверхность 20 фиксатора 13 полож ения контактирует с центральной проточкой 18 втулки-16. а S

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСГ!УБЛИН

Ц11 4 В 60 К 20

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4218779/40- l .(22) 31; 03 ° 87. (46) 07.09 ° 88. Бюл. N 33 (72) .Р.А.Ким .(53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У !049277, кл. В 60 К 20/00, 1980. (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) .Изобретение относится к области. транспортного машиностроения, а имен» но к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности . В корпусе 6 коробки передач установлен ползун 9 с пазом

l0 для рычага ll переключения и с выемками 12 под фиксатор 13 положения.

Механизм переключения передач снабжен втулкой 16, жестко соединенной с вилкой 17 переключения.. Втулка

„„Я0„„1421555 Д1!

6 и вилка 17 переключения установлены подвижно в осевом направлении на ползуне 9 между упорами 14 и 15, Вилка 17 переключения входит в паз

2 муфты 1 включения, которая установлена на шпицах на валу 3 с возможностью взаимодействия с зубчатыми венцами 7 и 8 шестерен 4 и 5.

Втулка 16 выполнена с одной центральной 18 и двумя крайними проточками на внешней поверхности под фиксатор

l3 положения. Крайние проточки выполнены с кольцевыми скосами 21, 22 и сквозными отверстиями 23, 24. В исходном положении механизма муфта включения не зацепляется с зубчатыми а венцами 7 и 8 шестерен 4 и 5. При этом скошенная поверхность 20 Фикса- Q) тора 13 положения контактирует с центральной проточкой 18 втулки 16.

1421555

Во включенном положении передачи муфта 1 включения зацеплена с зубчатым венцом 8 шестерни 5 или с зубчатым венцом 7 шестерни 4. При этом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надея ности. °

На фиг, 1 изображен механизм переключения передач, общий вид; на фиг.2 — то же, при включенном поло" женин передачи.

Механизм переключения передач содержит зубчатую муфту 1 включения, которая выполнена с пазом 2 на на ружной поверхности и размещена на валу 3 на шлицах с возможностью осевого перемещения. На валу 3 установлены также шестерни 4 и 5.коробки передач 6 с зубчатыми венцами 7 и 8 °

В корпусе коробки передач б установлен полэун 9 с пазом 10 для рычага

11 переключения и с выемками 12 под фиксатор 13 положения. На ползуне 9 размещены упоры 14 и 15, между которыми концентрично и подвижно в осевом направлении установлены втулка

16 и жестко соединенная с ней вилка

17 переключения.

Втулка 16 выполнена с одной центральной 18 и двумя крайними проточками на внешней поверхности под фиксатор 13 положения и установлена в отверстии 19 корпуса коробки передач 6 с возможностью взаимодействия со скошенной поверхностью 20 фиксатора 13 положения центральной проточкой 18.

Крайние проточки втулки выполнены с кольцевыми скосами 21 и 22 и сквозными отверстиями 23 и 24. Вилка 17 переключения входит в паз 2 зубчатой муфты l включения. Между торцом втулки 16 и упором 14 имеется зазор А, равный половине диаметра фиксатора

13 положения. Фиксатор 13 положения размещен в отверстии 25 корпуса коробки передач б и подпружинен пружиной 26. скошенная поверхность 20 фиксатора

13 положения контактирует с выемками 12 ползуна 9 через сквозные отверстия 23, 24 втулки 16. 2 ил.

Механизм переключения передач ра" ботает следующим образом.

В исходном положении механизма муфта 1 включения не зацепляется с зубчатыми венцами 7 и 8 шестерен 4 и 5. При этом скошенная поверхность

20 фиксатора 13 положения контактирует с центральной проточкой 18 втулки 16.

10 Для включения передачи (например, шестерни 5) рычагом 11 переключения перемещают ползун 9 вправо, выбирая зазор А до упора 14. Полэун 9 через упор 14, воздействуя на торец втулки

16, перемещает ее, а также вилку 17 переключения с муфтой 1 включения.

Втулка 16, воздействуя центральной проточкой 18 на скошенную поверхность 20 фиксатора 13 положения, 20 утапливает фиксатор 13 положения в отверстие 25 корпуса. При дальнейшем перемещении вправо втулки 16 зубчатая муфта 1 включения входит в зацепление с зубчатым венцом 8 шестерни 5.

25 Фиксатор 13 положения, входя в сквозное отверстие 23 и контактируя скошенной поверхностью 20 с выемкой 12 ползуна 9, фиксирует втулку 16 с вилкой 17 переключения в зацеплении зуб30 чатой муфты 1 включения с зубчатым венцом 8 шестерни 5, обеспечивая включение передачи.

Для выключения передачи рычагом 11 переключения перемещают ползун 9 вле35 во., выбирая зазор А до упора 15. Полэун 9, воздействуя выемкой 12 на скошенную поверхность 20 фиксатора 13 положения, утапливает его в.отверстие 23 настолько, что верхний край.

40 скошенной поверхности 20 фиксатора

13 оказывается вьппе нижнего края кольцевого скоса 21 втулки 16. При дальнейшем перемещении влево ползун

9 воздействует упором 15 на торец

45 вилки 17 переключения, перемещает

1421555

Формула изобретения

Механизм переключения передач транспортного средства, содержащий

3 Рые. 8 ю

Составитель Н.Николаева

Техред М.Ходанич

Корректор В 1ирняк

Редактор В.Петраш

Заказ 4373/15 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 влево вилку 17 переключения с муфтой 1 включения, а также втулку 16 до выхода зубчатой муфты 1 включения из зацепления с зубчатым венцом 8 шестерни 5. При этом кольцевой скос

21 втулки 16, взаимодействуя со скошенной поверхностью 20 фиксатора 13 положения, утапливает фиксатор 13 в отверстие 25 корпуса.

Выключение. передачи может быть произведено только при приложении осевых сил к ползуну 9, который установлен свободно в корпусе коробки передач 6 и может быть сдвинут только рычагом 11 переключения. установленный в корпусе коробки передач ползун с вилкой переключения и с выемками под фиксатор положения, а

5 также рычаг переключения, кинематически связанный с вилкой, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, вилка переключения снабжена втулкой с одной цент- ральной и двумя крайними проточками на внешней поверхности под фиксатор положения и установлена с возможностью осевого перемещения относительно ползуна, который кинематически

15 связан с рычагом переключения и снабжен ограничительными упорами для взаимодействия с втулкой и вилкой, при этом крайние проточки втулки выполнены с кольцевыми скосами и сквозны20 ми отверстиями.