Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1) 4 F 16 Н 55/17, 57/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4215687/25-28 (22) 25.03.87 (46) 07.09.88. Бюл. У 33 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Н.В.Иендрух (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
)) 898191, кл. Р 16 Н 55/17, 1978. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (56) Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение износостойкости зубчатых колес. На рабочих поверхностях 2 зубьев 1 колеса выполнены маслоудер" живающие канавки 3 синусоидальной формы в плане и переменной по длине глубины с максимумом у вершин синусоид. При этом созданы зоны с большим запасом масла в канавках, компенсирующие изменение их направления относительно вектора скорости взаимного перемещения зубьев колес. 3 ил.
142 1.9
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения износостойкости зубчатых колес. 5
Целью изобретения является повышение износостойкости за счет повышения эффективности использования маслоудерживающих канавок.
На фиг. 1 изображен зуб зубчатого 10 колеса, вид в плане на фиг..2 — сечение по оси маслоудерживающей канавки на фиг. 3 — график изменения глубины маслоудерживающей канавки.
Колесо содержит зубья 1, на рабо- 15 чих поверхностях 2 которых выполнены синусоидальные маслоудерживающие канавки 3. Глубйна Н канавок 3 переменна по длине: меньшая на оси 4 симметрии синусоиды и большая в вершинах 2р синусоиды.
При работе колеса в передаче (не показана) происходит взаимное перемещение зубьев колес со скоростью V.
При этом происходит и принудительное 25 перемещение масла в маслоудерживающих канавках 3 вдоль них и по вектору скорости V. Последнее вызывает выброс масла из канавок 3 на рабочую поверхность 2 зубьев 1 и смазку пере- 30 дачи.
33
2 направлении вектора скорости V определяется разложением силы трения, действующей на рабочую поверхность 2 при зацеплении зубчатых колес. В точках А и С вектор этой силы полностью совпадает с направлением вектора скорости V и его велияние (вектора силы) на масло, находящееся в канавке 2 максимально, т.е. масло вытесняется из канавки на поверхность 2. При смещении от точки А к точке К происходит разложение вектора силы — вдоль вектора скорости V и вдоль канавки 3, т.е. на участке от точки А к точке В увеличивается смещение вдоль канавки 3 (для масла), Смещение вдоль канавки 3 максимально в точке В, В направлении от точки В к точке С вЂ” процесс обратный. Поэтому на участках канавки 3, где идет интенсивное вытеснение масла на поверхность 2, необходимо создавать увеличенный запас масла. Это и достигается тем, что глубина Н канавок 3 выполнена неравномерной по длине са канавок. Она меньше на оси 4 симметрии синусоид и увеличивается от минимума до максимума в обе стороны от этой оси.
Формула изобретения
При этом величина перемещения масла по направлению вектора скорости V не одинакова по всей протяженности L
35 маслоудерживающей канавки 3. Она больше в точках А и С и меньше в точке В, причем это изменение происходит плавно в зависимости от формы в плане канавки 3. Такое изменение величины смещения масла вдоль канавок 3 и в
Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки синусоидальной в плане формы, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения износостойкости, глубина канавок переменна по длине, меньшая— на оси симметрии синусоиды и большая — в вершинах синусоиды.
1421933
Н,1
Составитель М.Левинский
Техред Л.Олийнык Корректор М.Максимишннец
Редактор Г.Гербер
Заказ 4409/34
Тирах 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ултород, ул. Проектная, 4