Фреза для нарезания зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиносуроению и может быть использовано при нарезании зубчатых колес преиму-i щественно крупных модулей. Целью изоб ретения является повышение стойкости инструмента за счет выравнивания нагрузки на каждый зуб. На винтовой нарезке корпуса 2 фрезы вьтолнены радиальные пазы 5, разделяющие нарезку. на секторы 6} пластины 7 с передней гранью 8 размещены в пазах 9. Центральный угол cfn секторов 6 выполнен уменьшающимся по величине от наибольшего диаметра фрезы к наименьшему. Величина угла определена из условия обеспечения одинакового по величине прогиба по зависимости Ср„ if (h , -t х X tgedK(n - 1 )h,- г„, угол n-го сектора фрезы; qi, - угол 1-го сектора .у основания конуса; ос осевой шаг витка; h,- высота 1-го сектора, угол конуса корпуса фрезы; Zn - число зубьев корпуса фрезы по окружнocтиJ п - порядковый номер сектора . 2 ил. I (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 В 23 i 21/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДКТЕЛЬСтВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61 ) 986661 (21 ) 4209038/25-08 (22 ) 15.12.86 (46 ) 15.09.88. Бюл. У 34 (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (72) В.Ф.Шаповалов, В.И.Печеный, В.П.Кноблох А.Ю.Бобух и А.С.Педченко (53) 621. 914. 2 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 986661, кл. В 23 F 21/16, 1981. (54) ФРЕЗА ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нарезании зубчатых колес преиму щественно крупных модулей. Целью изоб ретения является повышение стойкости
„„SU„„1423309 A 2 инструмента за счет выравнивания нагрузки на каждый зуб. На винтовой нарезке корпуса 2 фрезы выполнены радиальные пазы 5, разделяющие нарезку. на секторы 6, пластины 7 с передней гранью 8 размещены в пазах 9. Центральный угол < „ секторов 6 выполнен уменьшающимся по величине от наибольшего диаметра фрезы к наименьшему.
Величина угла определена из условия обеспечения одинакового по величине прогиба по зависимости (p„=, (h -С х х tgk„(n — 1 )h, Е„,где су„ — угол и-го сектора фрезы, q — угол 1-го сектора .у основания конуса; t осевой шаг витка; h, — высота 1-ro сектора, „- угол конуса корпуса фрезы Zq— число зубьев корпуса фрезы по окружности, и — порядковый номер сектора. 2 ил.
1423309 где q, где Р„
h„E
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нарезании зубчатых колес преимущественно крупных модулей.
Целью изобретения является повышение стойкости инструмента эа счет выравнивания нагрузки на каждый зуб.
На фиг. 1 схематично показана червячная фреза; на фиг.2 — вид А на фиг. 1.
Фреза содержит два корпуса, левый 1 и правый 2 с конической винтовой нарезкой 3 и дистанционным кольцом 4. Винтовая нарезка 3 разделена 15 радиальными пазами 5 на секторы 6. ,Режущие пластины 7 с передней гранью 8 размещены в пазах 9, расположенных на каждом секторе 6 в зоне,ог раниченной задней поверхностью 10 и 20 осью 11 симметрии. Обрабатываемое колесо 12 имеет предварительно нарезанные зубья.
Центральный угол q секторов 6 выполнен уменьшающимся по величине от 25 наибольшего диаметра фрезы (основания конуса) и наименьшему (вершине конуса). Величина угла определяется из условия обеспечения одинакового по величине прогиба 8 каждого сектора 6. 3р
Величину прогиба определяют иэ известной зависимости:
Р«
8=
3EI
35 сила резания; высота сектора; модуль упругости материала корпуса; момент инерции, определяемый 40 как
Ъ а у „ Il
12 где Ъ и а — размеры поперечного сечения сектора, при этом а„= R „. 45 и далее после выражения высоты любого сектора через параметры фреэы,т.е.
t„ tg « .<. „(n-1 )
< Z
У
<< получим соотношение для определения угла секто а:
Z<1 ч«
h< угол 1-ro сектора у основания конуса, h, — высота 1-го сектора осевой шаг витка корпуса фрезы;
- угол конуса корпуса фрезы, Z „ — число зубьев корпуса фреэы по окружности, п — порядковый номер сектора, Фреза работает следующим образом.
Колесо 12 вращается в направлении а фпеза — в направлении Я„
Режущие пластины 7 левого корпуса 1 последовательно взаимодействуют с боковыми поверхностями зубьев, о6рабатываемого колеса 12 вдоль станочной линии зацепления В,E<, а пластины 7 правого корпуса 2 одновременно взаимодействуют с правыми боковыми поверхностями вдоль линии зацепления BE. Сила резания Р„ воздействует на переднюю поверхность режущих пластин 7. Так как в конструкции фреэы обеспечена одинаковая жесткость секторов 6 (высота hö сектора увязана с размерами поперечного сечения у его основания), то и прогиб их о под действием силы резания Р будет одинаковым. Следовательно, износ зубьев инструмента будет равномерным и общая стойкость инструмента повысится °
Формула изобретения
Д
Ъ R " Е
h„
После преобразований и подстановок получено следующее соотношение:
Для выполнения условия сохранения жесткости необходимо, чтобы с
8, 3, P 8„, после сокращения одинаковых величин
Ч h« получается соотношение „ = ††-- п<
Фреза для нарезания зубчатых колес по авт.св.9986661,о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения стойкости, в каждом корпусе сектора выполнены с уменьшающимся центральным углом от основанич конуса к его вершине, при этом величина центрального угла определена из соотношения
tgoc<(n-1 )
9«вЂ”
> где щ„ — угол и-ro сектора фрезы;
1423309 к—
Z„
1
t ос
Составитель А.Гадателев
Техред М.Ходанич Корректор М.Максимишинец
Редактор Ю.Середа
Заказ 4473/16 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, .Проектная, 4 угол 1-го сектора у основания конуса, высота 1-ro сектора; осевой шаг витка корпуса фрезы; угол конуса корпуса фреэы; число зубьев корпуса фреэы по окружности, порядковый номер сектора.